Оппозиция в законе: не сотрешь, не “разведешь”
Президент страны Курманбек Бакиев инициировал законопроект о деятельности политических оппонентов. А его соратник по тандему премьер– министр Феликс Кулов создал рабочую группу по подготовке документа. Теперь слово за парламентариями.
Несомненно, наличие оппозиции, причем конструктивной, — неотъемлемый атрибут развитого демократического общества. Если же политических оппонентов существующей власти зажимают, преследуют и за любую разумную критику в адрес правителей бросают в казематы, вывод напрашивается сам собой: в государстве процветают тирания и авторитаризм, а такие понятия, как свобода мысли, слова и убеждений, — суть устаревшие.
В Кыргызстане подобных казусов не происходит. Оппозиция существует и постоянно напоминает о себе власти и народу. Но при акаевском режиме случались, правда, досадные прецеденты.
Несогласных с политикой алчного семейства наказывали по всей строгости, как расшалившихся дошколят, посмевших ослушаться грозного учителя с розгой в руке.
Ставили в угол (то есть отлучали от престола), лишали сладкого (надежды на высокий пост и уютный кабинет), непримиримых арестовывали. Правда, оппозиционеры от “особой симпатии” власти к своим деяниям, и по совместительству скромным персонам, только выигрывали — народ всегда поддержит угнетенных и опальных политиков, так называемых жертв режима.
Если народная любовь в кармане, можно смело идти на штурм зарвавшихся правителей, возомнивших себя властелинами судеб человеческих. Но, как сказал в свое время “железный” Бисмарк, революцию задумывают гении, совершают романтики, а ее плодами пользуются проходимцы.
Тем не менее мартовские события, которые потрясли Кыргызстан, случились. Акаев, прихватив семейство и миллионы, сбежал. Народ ликовал, оппозиция праздновала победу. Правда, ее лидеры после 24 марта трансформировались из жаждущих власти во власть имеющих. Но суть не в этом. Как говорится, не прошло и полгода… а стан новой постреволюционной оппозиции уже сформировался.
Хоть ряды политических оппонентов и поредели, зато состав эшелонов политпротивников не изменился. Едва освоившись с ролью непокорных власти (кстати, именно тех людей, что сейчас возглавляют страну, нынешние оппозиционеры сами и привели на седьмой этаж), политические оппоненты принялись действовать.
Кыргызстан окунулся в пучину митингов и акций протеста. Последний массовый вывод недовольных так называемые реформисты провели 27 мая. На сем распрощались до осени, до курултая, где нынешние оппозиционеры спросят у властей, “кто виноват” и “что делать”.
Пока несогласные готовятся к осеннему слету, тандемщики вместе с рабочей группой колдуют над законопроектом о деятельности оппозиции.
Зачем президенту и премьеру понадобился срочно такой закон? Догадаться несложно. Показательные выступления оппозиции уже вызывают у “Белого дома” нервную икоту. Принять меры и наказать оппонентов — недемократично и не нужно, слишком по–акаевски — претенциозно и, мягко сказать, не умно. Нынешние лидеры, что сейчас стоят у штурвала власти, вынуждены и обязаны уживаться со своими противниками. Вот только наших оппозиционеров сложно назвать единым целым. В большинстве своем это разрозненные общины, рвущиеся к власти.
По мнению политолога Зайнидина Курманова, наша оппозиция есть лагерь представителей различных кланов и региональных элит.
— Оппозиция в Кыргызстане лишена интеллектуальной и экономической поддержки. Оппоненты власти не встроены в политическую систему государства. И если им не удастся найти в этой системе свое место, то они выступят деструктивной силой, способной развалить страну. Чтобы этого избежать, необходимо использовать потенциал оппозиционного лагеря, — говорит Курманов.
Как говорится, лучше худой мир, чем добрая ссора. В любом демократическом государстве президент и правительство стремятся найти общий язык с оппозицией, дабы избежать открытых столкновений и кровопролития. Власть — дама капризная и привыкла, чтобы за нее боролись. Трусов и отступников не прощает.
В погоне за венком победителя все средства хороши. Только мудрый правитель предпочтет договориться на берегу, прежде чем лезть в воду.
Отношения между властью и оппозицией должны быть узаконены и скреплены узами справедливости и уважения к друг другу. Главное, чтобы потом этот союз не превратился в брак. Оскар Уайльд заметил однажды: “Хорошее дело браком не назовут”.
Документ пока только разрабатывается. Он предоставит оппозиции определенные гарантии деятельности. Что же касается Бакиева и Кулова и их стремления пообщаться с оппонентами в рамках закона, по заранее согласованным правилам, то подобный шаг можно только приветствовать.
Правда, доброжелатели уже судачат о том, что тандемщики пытаются сохранить себя во власти. Но справедливо ли будет обвинять их в том, что они не готовы уступать свои кресла кому–то из так называемых реформистов только потому, что те хотят поиграть в президента и премьера, а нынешние уже стали неугодны, спустя лишь год?
Скорее всего нет. Действительно, “Белый дом” хочет удержать вожжи и вместе с тем изменить русло бурлящей реки политических страстей.
Перевести сей поток с площадей под сень кабинетов и начать диалог, а не выяснять до хрипоты, кто в “доме” хозяин.
Власть предложила оппозиции руку и сердце, та, как и положено девушке стеснительной, пока в раздумьях.
Дарья МАЛЕВАНАЯ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/15022/