Неродившаяся аферистка?
Возмещение ущерба по дорожно–транспортным происшествиям стало настоящим бичом для автолюбителей. Возможно, положение могла бы спасти так называемая автогражданка. Но, увы, ни сами водители, ни страховые компании пока не готовы к такому шагу. А может, стоило бы?
“Вы застраховали бы свою машину?” — с таким вопросом корреспондент “МСН” обратилась к десятку водителей. Большая часть, примерно 85 процентов, откровенно рассмеялись.
— Девушка, да вы что? Это не советское время, когда разбил стекло, пришел в страховую компанию и, если есть полис, тебе сразу выплатили. А тут за одними справками столько набегаешься, что и не рад будешь, — считает водитель такси Валерий Ярошкин.
Его коллега по “баранке” Саид Мелисов убежден, что доверять частным страховым компаниям ни в коем случае нельзя. Обманут как пить дать. И потом, покуда все бумажки оформишь, вся охота пропадет.
Наталья Кожарова, бухгалтер, автолюбитель со стажем:
— Безусловно, вопрос обязательного страхования автотранспорта мог бы решить проблемы. Но у нас все делается спустя рукава. Очень длительны все процедуры оформления. Как правило, люди предпочитают “разводить” автонеприятности тут же на месте, с глазу на глаз. И потом, все зависит от того, сколько надо платить страховым компаниям. То есть от тарифа. Если он будет просто грабительским, то, естественно, никто туда даже не сунется.
Между тем в Управлении ГАИ КР по республике за полгода зарегистрировано 1591 ДТП, погибли 380 человек. Если сравнить с аналогичным периодом прошлого года, то наблюдается небольшое увеличение. Но все же вернемся к возмещению ущерба.
По словам советника премьер–министра Валерия Диля, обязательное страхование сейчас очень распространено во всех цивилизованных странах. Ведь это лучше для всех. Безусловно, Валерий Исидорович прав. Правда, в этом случае не следует забывать, что наш рынок страховых услуг еще очень дикий. И все же, возможно ли в нашей стране введение закона об обязательном страховании автотранспортных средств?
Заместитель директора страховой компании “Кыргызстан” Бакыт Иманбеков считает, что даже если депутаты и примут такой нормативный акт, то скорее всего он будет в большей степени отстаивать интересы населения, чем страховых компаний. Именно по этой причине ряд российских и казахстанских компаний понесли огромные убытки в этом виде страхования. Хотя на сегодня ситуация такова, что государству просто необходимо поднимать страховой рынок. А для этого нужно больше внимания уделять именно интересам страховых компаний.
Особое мнение на этот счет имеет заместитель начальника Управления ГАИ Кыргызской Республики Виктор Валяев:
— Я лично бы советовал людям страховать машины. Что касается закона, то тут без государственной программы не обойдешься. Кроме того, нужны дифференцированные методы определения тарифа страхового полиса. То есть зависящие от количества ДТП. Если один шофер раз в десять лет нарушил правила и стукнул кого–то, то тут должна быть одна сумма, а если несколько раз в год, то с него и надо брать соответственно. Сейчас очень сложный механизм определения ущерба и уж тем более его возмещения. Ну как его подсчитать? Есть, конечно, специалисты и у нас, и на крупных станциях техобслуживания. Но ведь цены на запчасти везде разные.
Безусловно, прав и Виктор Валяев. Но есть тут один существенный нюанс, на который нельзя не обратить внимания.
Там, где крутятся большие деньги, всегда будут и желающие незаконно ими завладеть. Страховые мошенничества невыгодны как страховым компаниям, так и простым гражданам. Ведь им при покупке полиса приходится платить за себя и того парня, который пытается надуть страховую компанию.
Самым плодотворным полем деятельности для аферистов является автострахование. Вот уж где жуликам есть возможность проявить всю свою фантазию и актерское мастерство… По оценкам западных экспертов, от 5 до 10 процентов страховых выплат попадает в руки мошенников. В Кыргызстане такой статистики пока нет. Но специалисты сходятся во мнении, что наша цифра будет заключаться в пределах 5–15 процентов.
Ниже мы решили привести несколько случаев того, чего боятся страховые агентства.
Итак, первое — приписки ущерба после ДТП, это встречается чаще всего. По мнению экспертов, ими грешат в каждом пятом страховом событии. Люди вносят в список повреждения, полученные ранее. Дело в том, что такой список заносится в акт и регистрируется сотрудником ГАИ, а страховая компания обязана их компенсировать. Опротестовать же дело в суде компания может только после выплаты компенсаций. Делопроизводство стоит минимум 300 долларов. Понятно, что начинать тяжбу из–за 200 долларов для компании попросту нерентабельно. Поэтому зачастую некоторые явно выдуманные повреждения страховщик просто отказывается оплачивать. Заявитель, как правило, даже не спорит.
Второе место по прохиндейству занимает так называемая двойная выплата. Это когда некоторые клиенты пытаются получить возмещение от виновника ДТП, а потом и от страховой компании. В этом случае пострадавший страхователь получает от виновника ДТП возмещение за нанесенный ущерб, но при этом берет в ГАИ справку о том, что пострадал от “неизвестного”, и направляется за страховой выплатой. А еще есть двойное возмещение. Это когда авто страхуется в нескольких компаниях. А после ДТП можно получить деньги в каждой из них.
Нелишним будет отметить фиктивное ДТП. Правда, в этом случае в схеме обязательно участие страхового агента. Он выписывает полис на “разбитый” автомобиль, указывая в договоре, что машина не имеет повреждений. Потом организуется фиктивное ДТП и в СК направляется заявление о страховом событии.
Есть еще такие автолюбители, которые не могут устоять перед соблазном заменить ту или иную старую деталь за счет страховщиков. Они сознательно наносят повреждения своему автомобилю, утверждая, что это последствия ДТП.
Бывает, человек застраховал машину, дал попользоваться другу. А тот ее разбил. В этом случае страховое возмещение не полагается, так как транспортным средством пользовался другой человек. Однако мошенники стараются в протоколе отметить, что за рулем находился владелец машины, или тут же делают доверенность на право пользования автомобилем на того, кто был за рулем.
Далее. Многие ДТП совершаются в состоянии алкогольного опьянения. По закону такой случай не признается страховым и компенсация не выплачивается. В подобных случаях водители дают взятку сотруднику ГАИ, который не замечает “запашок” или вызывает супругу, которая вписана в техпаспорт, и оформляет ДТП на нее. Если повреждение получено в безлюдном месте, водитель отправляется домой поспать, а через несколько часов приезжает для оформления протокола.
И, конечно же, самоугон. Здесь название говорит само за себя. Представьте себе такую ситуацию. Вы покупаете автомобиль иностранного производства, регистрируете машину, проходите технический осмотр и ездите на ней, пока в один прекрасный день ваш автомобиль не оказывается в списке разыскиваемых в связи с угоном. Тут схема такова. За половину рыночной цены иностранцу предлагается продать автомобиль, документы на него и через оговоренный срок (обычно не более одного месяца) либо после телефонного звонка подать заявление об угоне машины. За это время автомобиль перегоняется в Казахстан или разбирается на запчасти, растаможивается и продается. После этого “пострадавший” иностранец у себя на родине получает страховку.
Но бывает еще и такое. Недавно свежевыкрашенная “четверка” Александра Потапова пострадала от джипа Семена Куртызина. Потапов, что называется, холил и лелеял свою четырехколесную подружку, чтобы ее продать. Приехал на встречу с покупателем, и в этот момент джип случайно протаранил отечественный универсал. Куртызин признался: да, виноват, вот координаты моей страховой компании. Когда же Потапов туда обратился, то по такому адресу никакой страховой компании не оказалось.
Вывеска есть, дверь опечатана. Соседи говорят, с февраля — никого. Это было не очень приятным сюрпризом и для самого Куртызина. Пришлось договариваться по–мирному.
Любовь БОРИСЕНКО.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14962/