Сколько ни говори “Аскар”, а денег нет
Аскара Акаева и его родственничков в стране нет уже больше года, но дело их живет. Во всяком случае, вчера персона экс–президента, равно как и его ближайшее окружение, вновь были в фокусе внимания парламента.
По итогам работы общественной комиссии по борьбе с коррупцией отчитывался ее председатель Азимбек Бекназаров. В присутствии кабинета министров и его главы речь шла о судьбе громких уголовных дел, которые у всех на слуху вот уже сколько времени — о расследовании аксыйских событий, об имуществе экс–главы государства, о незаконно приватизированных промышленных объектах, гигантском внешнем долге Кыргызстана и т. д.
Как поведали члены комиссии, большинство дел, которые были возбуждены по имуществу семьи экс–президента и его команды, фактически приостановлены или закрыты. Меж тем, по предварительным оценкам, только по 102 уголовным делам нанесенный ущерб оценивается не менее чем в 550 миллионов “зеленых”. Известно, что сразу после мартовской революции удалось установить более сорока объектов, к которым так или иначе имела отношение Семья. Как убеждена парламентская комиссия, некоторые из них сейчас стоят бесхозные, и их начинают буквально растаскивать. Проводившие расследование парламентарии настаивают на том, что весь список объектов нужно передать в Жогорку Кенеш, иначе на них опять кто–нибудь начнет покушаться.
Как и ожидалось, горячая тема вызвала немало вопросов, в том числе и риторических. Например, Болотбек Шерниязов спросил, а верит ли сам председатель общественной комиссии нынешней власти и в ее способность найти и наказать виновных? Азимбек Бекназаров заметил, что для этого нужно только одно — политическая воля руководства страны. По мнению членов комиссии, пока особых сдвигов не видать, но тем не менее они надеются, что коллеги непременно скажут свое веское слово и примут принципиальное решение.
Можно утверждать, что многие народные избранники не особо верят в то, что скандальные уголовные дела будут расследованы до конца. Скажем, председатель Комитета по обороне, безопасности и правопорядку Жогорку Кенеша Рашид Тагаев сказал журналистам, что пока государству не возвращено ни копейки. Было много красивых слов, но по имуществу бывших высокопоставленных чиновников практически ничего не сделано. Хотя еще есть надежда, что уголовные дела дойдут до суда. Иначе нет смысла говорить о борьбе с коррупцией. А Кубатбек Байболов сказал, что многие уголовные дела просто–напросто ломаются, подтверждая справедливость кыргызской поговорки: если вор всесильный, то виноватым остается хозяин.
А что думает по этому поводу генеральный прокурор Камбаралы Конгантиев?
— Некоторые уголовные дела приостановлены в соответствии с законом, — сказал К. Конгантиев. — Это произошло из–за отсутствия лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, в частности Адиля Тойгонбаева, Айдара Акаева, Юрия Лысогорова, Владимира Носова, Николая Танаева. Правда, бывший премьер–министр недавно прислал телеграмму, сообщил, что болеет, лежит в больнице, и как только выздоровеет, то обязательно приедет в Кыргызстан, расставит все точки над “i” по всем эпизодам.
Депутатский корпус поднял и еще один вопрос: почему столь бесславно закончилось сотрудничество с адвокатом Либерманом? Генпрокурор рассказал, что республика расторгла договор с ним, поскольку он частное лицо, а мы будем заключать договоры только с официальными органами.
Нардепы заметили, что в ходе поиска имущества Аскара Акаева адвокат обнаружил, что его дети Саадат и Илим имели счета в американских банках на сумму примерно в 80 миллионов долларов. Либерман также говорил о том, что дети Акаева имеют отношение к достаточно нелицеприятным вещам и причастны чуть ли не к торговле оружием, а также отмыванию денег в Штатах. Силовики пообещали, что предоставят всю информацию на этот счет в самое ближайшее время.
Ну а чем дело закончилось вчера? По результатам работы общественной комиссии депутаты собирались принять постановление, но не успели: слишком много возникло вопросов. К слову, далеко не все приняли отчет на ура, некоторые посчитали, что работа комиссии успеха не принесла. Скажем, Камчыбек Ташиев сказал, что ничего нового не услышал, это “пустой отчет, без результатов и итогов”. По его мнению, сегодня законы нарушают прежде всего высокопоставленные чиновники, и как можно требовать соблюдения законодательства от простых граждан?
Одним словом, палата перенесла принятие решения на четверг. В этот же день парламентарии планируют закончить слушание вопроса о ситуации на Кантском цементно–шиферном комбинате. Многие депутаты по–прежнему считают, что предприятие должно быть возвращено государству и сделку о купле–продаже 67 процентов акций следует признать незаконной. Хотя и понимают, что это находится в компетенции Фемиды.
Елена Скородумова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14583/