Молодым куда у нас дорога?
Проблемы молодежного лидерства обсуждали в Бишкеке на круглом столе представители бизнес– и государственных структур, ученые и молодая смена НПО. По словам Аиды Алымбаевой, директора Центра социологических исследований АУЦА и идейного вдохновителя круглого стола, лишь в НПО “слышны отдельные голоса”, к примеру, того же Эдиля Байсалова; в остальных структурах — затишье.
По результатам социологического исследования, проведенного в 600 организациях, “рулит” государственными и частными организациями стареющее племя. Меньше всего задействована молодежь в государственных учреждениях: только 34 % тех, кому не исполнилось 35 лет. Подавляющее большинство нынешних лидеров ограничилось получением образования в отечественных вузах. Существует и обратная тенденция: ребята, получившие специальное образование, не склонны применять его на родине. По словам Чинары Омуркуловой, директора АЙРЕКС (Совет по международным исследованиям и обменам), 5 тысяч молодых казахстанцев ежегодно отправляются в США на учебу с условием, что они вернутся и будут развивать свою страну. У нас же по программе “Кадры XXI века” из 5 тысяч человек работать в министерства не пришел ни один, и только одна девушка устроилась в Национальный банк.
Почему в стране наступило “молодежное затишье” и 40 % населения Кыргызстана занимают пассивную социальную позицию? Даже пресловутый гражданский сектор, по оценке некоторых экспертов, в частности президента Института общественной политики Муратбека Иманалиева, — искусственное образование, базирующееся на взаимоотношениях “донор — клиент”.
Инертна ли молодежь? Или идет естественный отбор и лучшие умы покидают нашу страну?
Не все разделяют мнение, что работа за рубежом — утечка мозгов. Бакыт Бешимов, вице–президент АУЦА, заявил прямо:
— В миграции кыргызской молодежи за рубеж я не вижу ничего плохого ни для нее, ни для страны. Ребята едут в поисках своей судьбы, перспективных возможностей, которых, к сожалению, на родине пока нет. За рубежом они получают определенный опыт жизни, отличную квалификацию. При этом не теряют связей с родственниками. По некоторым данным, те, кто уезжает из Кыргызстана, приносят для страны более 300 миллионов долларов в год — почти 60 % годового бюджета.
Истинная проблема в другом — в сельской молодежи, которая составляет большую часть молодого поколения Кыргызстана и которая фактически оказалась за бортом жизни. Она не имеет целей ни на уровне страны, ни на уровне собственного села, не включена ни в одну программу развития. Из идеалов — только городской образ жизни. Около 80 % сельской молодежи, участвовавшей в соцопросах Центра по человеческому развитию КРСУ, заявили, что намерены выехать из страны, потому что не видят своего места и роли в ее развитии. Именно они должны стать целевой группой новых программ развития, в первую очередь, касающихся ликвидации безработицы и предоставления качественной медицины и образования, в том числе нравственного воспитания — чтобы человек не покидал страну так легко.
— Ценности молодого поколения формируются в школе, в вузе. Именно там, а не в “Белом доме”. Борьба с бедностью — не цель, а часть задачи развития страны. Вопрос не в том, участвует молодежь в управленческих процессах или нет. Важно, какая это молодежь, с какими идеалами. Конформистская идеология будет всегда подстраиваться. Реформистская идеология с инновационной психологией приведет к развитию, — резюмировал Бакыт Бешимов.
Материалы круглого стола были переданы во все заинтересованные инстанции. Кроме того, по всем вопросам дискуссии будут проведены дополнительные социологические исследования, направленные на выявление причин того, что происходит с нынешней молодежью Кыргызстана.
Дарья Алексеева.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14261/