Пластилиновый театр: в гостях у сказки
Когда мне сказали, что работы юной художницы сотворены из пластилина, я усмехнулся: небось, вполне обычные ребяческие поделки! Но чудесным кукольным мультфильмом обернулась домашняя экспозиция Наташи Кусковой.
Глядя на эти композиции, можно решить, что для создания персонажей использовались разные материалы. Однако, сняв витринное стекло, я убедился — пластилин в натуре! Представьте роскошные туалеты придворных дам: пена кружев и шелка. А игривые локоны в прическах?
— Это нетрудно сделать, — показала мне художница. — Тонюсенькую полоску пластилина я накручиваю на швейную иглу. Леплю спиральные завитки на “головку” — у куколки пышные кудри.
Легко заметить: фигурки напрочь лишены той скованности, которая отличает предметы неодушевленные. Персонажи будто впали в сказочный транс, замерли в вихре танца, во время чаепития, за светской беседой…
— Красиво, — не сдерживаю реплики.
“Я его слепила из того, что было…”
Весь мир художницы — просторная комната с лоджией. А чтобы выйти в коридор, девочка с кресла пересаживается на тележку. Семь лет назад случилась беда: Наташа с родителями попала в автокатастрофу. Она осталась жива. Но по приговору врачей ей пришлось пережить еще одну утрату — ампутацию ног. Рядом остались старшая сестра и бабушка. Однако они не были прикованы к дому — приходили и уходили. Девочка многие часы оставалась одна. Правда, были еще и книги, и игровая приставка, и “видик” с любимыми мультиками. Но так хотелось деятельности, общения!
— Как–то раз купила я коробку пластилина, — рассказывает Анжела, старшая сестра. — И у Наташи появилось новое хобби.
— Тогда еще не было хобби, — возразила Наташа. — Так, слепила фигурку и забыла о ней. Потом опять решила пальцы размять. Выходило: какие–то недоделки.
Понятно, что дело это непростое: когда лепит пяти–шестилетний малыш, ему не так важно, похож его человечек на настоящего или нет. А в пятнадцать лет хочется, чтобы человек был “взаправдашним” и одет “как люди”.
— Я прямо бесилась, — вспоминает художница. — Комкала пластилин. Снова лепила. Как одержимая.
Но вот однажды у Наташи вышла “настоящая” девочка. Первая удача окрыляет: “лепщица” работала еще и еще. Все больше появлялось сходство с натурой. Потом попыталась изобразить сценки из любимых сказок. Только вот как с одеждой быть?
— Красная Шапочка и Серый Волк у меня получились, а сама шапочка ну никак, — продолжает Наташа. — А тут Анжелка с работы вернулась, спросила, чего я такая грустная. Узнав в чем дело, она улыбнулась и посоветовала: “Вот возьми иголку с ниткой да сшей шапочку… Сразу поймешь, как это делается!”.
Анжела стала приносить ей книги по искусству. А запросы Наташи росли: ее интересовали скульптура, фарфор, история костюма, этнография, зоология. Даже историю тканей она проштудировала.
— Больше всего мне нравятся наряды времен Екатерины Великой, — говорит девочка.
“Прикид” давно минувших эпох воссоздан до мельчайших подробностей: гофрированные воротники, жабо, колет, кринолины, парики, мушки, треуголки, веера и трости… Все к лицу жеманным красавицам и напомаженным щеголям. Трудно поверить, что каждая деталь, например, вышивка, — все тот же пластилин. А на рабочем столе художницы — незаконченная композиция. Нечто тыквообразное.
— Карета для Золушки, — пояснила Наташа. — Корплю над отделкой: бархатные занавески и панельные узоры. Нужно слегка прижать к пластилину наждак, а ребром монеты нанести рисунок. Дело кропотливое.
На лоджии стоят готовые работы. Под стеклом — в витринных ячейках — легко узнаваемы герои Андерсена, Перро, Гофмана, Шоу… Вот веселая Белоснежка в окружении бородатых “пупсов” — гномов. В ячейке рядом, через стенку, статные богатыри несут на плечах хрустальный гроб с мертвой царевной. Примечательно: крышкой гроба послужила прозрачная бумага для оформления цветов.
— Это единственный кусочек, соединенный с пластилином, — сказала художница. И добавила: — Сказки Пушкина и братьев Гримм очень похожи.
— А твой любимый персонаж? — спрашиваю.
— Русалочка, — был ответ. — Обязательно слеплю ее — как автопортрет.
Случайный взгляд и запертая дверь?
— Полгода назад я обратилась в Общественный фонд “Спасение”, — поведала мне Анжела. — Там пообещали помочь с выставкой. Приходили к нам, смотрели фигурки, восхищались: тонкая работа, талантливая девочка! После всех визитов я позвонила по телефону и услышала категоричное: художники в программе поддержки не участвуют! Фонд помогает лишь ветеранам, инвалидам и неимущим. А у нас, мол, запросы социальному статусу не соответствуют.
У Наташи первая группа инвалидности. Это не помешало ей сдать школьные экзамены и получить аттестат. Но в художественное училище девочка не поступила.
— В приемной комиссии даже документы не сразу приняли, когда про инвалидность узнали, — продолжает Анжела. — На вступительных испытаниях мне выдали: с Наташей никто заниматься не будет. Зачислить ее в группу вовсе отказались.
Однако оставлять свое увлечение Наташа Кускова не собирается. У художницы новые планы: от пластилина она перейдет к фарфоровой глине.
— Этот материал потруднее, — рассудила Наташа. — Но если добавить туда глицерин, он станет податливее и не будет крошиться. А после обжига можно будет возить по выставкам.
Александр Сафронов.
Фото автора.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14191/