Когда изменяет чувство меры
Признаться, не думал и не хотел ничего писать о прошедшем 27 мая митинге. Все это уже как–то приелось, набило оскомину. Да и ничего нового его участники не сказали. Но вот выступление лидера Cоциал–демократической партии Алмазбека Атамбаева, по чести говоря, меня сильно удивило и озадачило. Особенно та часть, где он говорит о нашей газете. Как ее шеф–редактор считаю необходимым изложить свою точку зрения по сути затронутых вопросов.
Когда дошел черед выступления на митинге лидера социал–демократов, я, сидя у телевизора, включил диктофон, кстати, подаренный мне несколько лет назад Атамбаевым. Так что за точность приводимых высказываний отвечаю.
— Я сегодня утром случайно взял в руки газету “МСН”, “Моя столица”, — говорил оратор. — В свое время, когда ее выгнали из всех помещений, мы дали ей помещение, офис в нашем здании. Я буквально был в шоке, прочитав, например, такие вещи: “Пока страной будет править южанин, она будет иметь шанс для развития демократии. Благо, что Бакиев не северянин”. До этого даже Акаев не доходил, что быть северянином — плохо, а южанином — хорошо.
Что ж, давайте разбираться по существу. Сколько знаю Алмазбека Шаршеновича, его всегда отличали благородство, бескорыстие и внутренняя порядочность. И перешла в свое время наша газета в его здание не потому, что ее выгнали из всех помещений, а потому, что, видя наши материальные в тот период затруднения, когда правительство Акаева буквально затерроризировало газету судебными исками, а наш самый справедливый, неподкупный и законопослушный суд загнал ее непомерными штрафами в финансовый тупик, Атамбаев предложил нам достаточно щадящие условия аренды помещений. За что мы ему весьма благодарны. Однако ни тогда, ни после мы не говорили и не обещали, что в благодарность за это откажемся от святых убеждений и будем дуть в чужую дуду. Впрочем, не сомневаюсь, что и сам Атамбаев и близко не держал в тот момент подобных мыслей.
Теперь, что касается приведенной им цитаты. На мой взгляд, основной смысл ее содержится не в первой части, озвученной на митинге, а во второй, которую оратор обошел молчанием. В целом же смысл высказывания моего коллеги таков: “…Благо, что Бакиев не северянин. Иначе северные кланы создали бы ему снова оптимальные условия для авторитарного вырождения”. И далее автор статьи анализирует, каким Акаев пришел к власти и каким он стал к концу своего правления.
Глубинная суть мысли автора статьи не в том, что быть южанином — хорошо, а северянином — плохо, а в том, что выходцу из северных регионов республики, ставшему главой государства, легче в реально сложившихся на сегодня условиях скатиться в пучину авторитаризма. К сожалению, прецедент тому есть.
Безусловно, можно соглашаться или нет с этим посылом, принимать его или отвергать. Но вряд ли справедливо обвинять человека в том, в чем он не повинен, приписывать ему мысли, которых он не держал и не держит.
— В этом же номере, — говорил далее Атамбаев, — я читаю вот такую вещь. Пишет какой–то Карыбай Турусбеков. Я думаю, это придуманная фамилия. Вот что он пишет: “Думаю, возможно, 27 мая на площадь Ала–Тоо придут ночные “разбойники” из сел Сокулукского района или их родственники…” Позор таким писакам!
Должен сказать, что Карыбай Турусбеков вовсе не мифическая фигура, а вполне реальный, замечу, очень даже приличный, деликатный человек. И пишет он не по заказу, а, как говорится, по зову сердца. Сам, без наших просьб приносит свои статьи–обращения в редакцию. И печатаются они, кстати, почти без правки.
В упомянутой же Атамбаевым на митинге статье Турусбеков делится своими воспоминаниями, как ранним утром 25 марта прошлого года он ехал из Бишкека на Беловодский кирпичный завод и по пути в Сокулук видел несколько автобусов “ПАЗ” и других транспортных средств, набитых вещами и молодыми людьми, возбужденно разговаривающими друг с другом. При этом наш автор ничего не утверждает. Возможно, пишет он, это были те ночные грабители и мародеры, которые вывозили из города награбленное ими. И далее: “Вот и думаю, возможно, 27 мая на площадь Ала–Тоо придут и те ночные “разбойники” из сел Сокулукского района…”.
Не знаю, сознательно ли или же в полемическом задоре Алмазбек Шаршенович упустил всего–то навсего три буквы “и те”, но посмотрите, как изменился смысл, как оскорбительно стали звучать эти слова для сокулукцев.
Пытаюсь и не могу сам себе объяснить, во имя чего нагнетались эти страсти.
Считаю должным обратить внимание вот на какой момент. Партия, которую возглавляет Алмазбек Атамбаев, называется социал–демократической. Знаю, что сам он действительно достаточно демократичен и исповедует демократические принципы. Но что же произошло, как же так получилось, что незнакомый ему человек (повторю, весьма приличный, интеллигентный и деликатный) поделился своими мыслями и опасениями, высказал собственную точку зрения и за одно это лидер социал–демократов Кыргызстана готов пригвоздить его к позорному столбу и тут же навесил на него ярлык “писака”.
Признаться, всегда придерживался и придерживаюсь той точки зрения, что мы живем во многом благодаря тому, что мы разные. По–разному мыслим и чувствуем, по–разному воспринимаем одни и те же явления и относимся к ним. Так почему же думать так, как думает Карыбай Турусбеков, это позор? Единомыслие чрезвычайно опасно. Печальная история СССР — наглядное и неоспоримое тому доказательство.
Организаторы митингов усиленно подчеркивают, что инициированные ими масштабные мероприятия носят исключительно мирный характер. Но почему, в таком случае, на всем их протяжении раздаются провокационные и подстрекательские лозунги?
На мой взгляд, все наши беды не в последнюю очередь заключаются в том, что мы никак не можем выйти из чрезвычайных обстоятельств. А они опасны тем, что в условиях чрезвычайщины крайне трудно соблюсти меру и удержаться в рамках здравого смысла, в границах возможного и допустимого. Чрезвычайщина и чрезмерность не живут друг без друга. Отсюда стихийное вползание в беспредел.
Мудрый и прозорливый Владимир Галактионович Короленко, наблюдая после революции шатания и произвол новой власти, метания и смятение умов интеллигенции, экстремистские завихрения отдельных слоев населения и всего послереволюционного бытия, коротко, но точно определил суть того, что нужно: “Мера, мера во всем”. А вот ее как раз и не было. Не то ли самое повторяется и у нас?
Вячеслав Тимирбаев.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14174/