Поверенные поверили в справедливость
Две маленькие поправки в один закон, сделанные минувшей весной парламентариями страны, внесли серьезную сумятицу в деятельность целой отрасли в юриспруденции — институт патентных поверенных. Но на днях Конституционный суд республики исправил досадную (и непростительную) ошибку народных избранников.
Патентные поверенные — это своего рода адвокаты, которые защищают интеллектуальную собственность страны, то есть богатство, которое, как известно, можно украсть, незаконно продать или присвоить. Следовательно, этот капитал нужно тщательно охранять и защищать. Обязанности по защите интеллектуальной собственности возложили на патентных поверенных, чья работа регламентируется Законом “О патентных поверенных”, который был принят депутатским корпусом чуть больше четырех лет назад.
Но вот в марте 2005 года Жогорку Кенеш внес в этот закон изменения, посягнувшие на права и независимость защитников интеллектуальной собственности. В пункте 5 статьи 5 появилось новшество, требующее от адвокатов обязательного знания государственного, то есть кыргызского языка, в объеме, необходимом для исполнения своих обязанностей. И это при том, что в статье 5 Конституции ясно говорится о том, что в Кыргызстане в качестве официального языка употребляется русский язык. В этой же статье сказано, что ущемление прав и свобод граждан по признаку незнания государственного или официального языка категорически не допускается. Известно, что сегодня в Кыргызстане работают около двенадцати патентных поверенных и девять из них государственного языка не знают.
Еще одна поправка в закон установила порядок проведения аттестации патентных поверенных уполномоченным государственным органом в области интеллектуальной собственности. Интересно, что уполномоченный государственный орган в области интеллектуальной собственности — это Государственное агентство по интеллектуальной собственности “Кыргызпатент”. То есть выходит, что аттестацию и переаттестацию адвокатов, которые защищают интересы юридических и физических лиц перед “Кыргызпатентом”, должен был проводить... сам же “Кыргызпатент”. Не секрет, что при защите своих клиентов патентные поверенные могут стать противной стороной “Кыргызпатента” и даже судиться с ним. Получается, что закон поставил защитников в зависимость от своих возможных оппонентов.
— В Жогорку Кенеш начали поступать по этому поводу жалобы, и летом прошлого года мною было подано ходатайство в Конституционный суд о признании внесенных изменений в закон неконституционными, — рассказывает депутат Осмонбек Артыкбаев. — Ведь в статье 17 нашего главного документа — Конституции — четко прописано, что в Кыргызстане не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы граждан.
Понятно, что во время судебного разбирательства представители Жогорку Кенеша А. Шерикулов и заинтересованной стороны — “Кыргызпатента” — просили о том, чтобы ходатайство депутата было оставлено без удовлетворения. Но Конституционный суд Кыргызской Республики решил, что внесенные в закон дополнения действительно не соответствуют Конституции и должны быть отменены. Теперь права защитников интеллектуальной собственности полностью восстановлены.
Елена Скородумова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/12858/