Гостеприимные «эдельвейсы»
В декабре Швейцарская ассоциация «Хельветас» заканчивает проект «Туризм, основанный на сообществах» и передает его Кыргызской ассоциации туризма (КАТОС). Впрочем, он по–прежнему будет оказывать финансовую помощь.
“Хельветас” пришел в нашу республику в 1994 году. И стал работать по совершенно разным направлениям, в том числе в продвижении Кыргызстана как страны туризма и поддержке туризма, двигающей силой которого являются местные жители. Последний, кстати, вырос из проекта поддержки малого бизнеса.
Только в этом году на то, чтобы люди из глубинки могли поставить свое дело (создать условия для привередливых и не очень “буржуев”, прибывших сюда полюбоваться экзотикой), “Хельветас” выделил 133 тысячи 400 швейцарских франков.
Правду говорят: ум хорошо, а два лучше. Поэтому “подсматривали” у других стран, как они организовывают подобный бизнес. Опыт Непала, например, весьма пригодился.
— Мы оценивали положительные стороны, ориентировались на рынок, организовывали партнерство между туроператорами и местными жителями, — рассказывает Дамира Раева, менеджер “Хельветаса”.
Чтоб подучить и помочь населению, организовывали практические тренинги, выделяли гранты новичкам и совместно разрабатывали маркетинговые шаги, не говоря о предоставлении столь нужной информации.
Идеей охватили почти всю республику, за исключением Баткенской области. Как объясняет Анар Орозобаева, исполнительный директор КАТОС, там нет инициативы “снизу”, да и среди туристов идея спросом не пользуется.
По словам Дамиры, все местные группы, получившие обозначение СВТ (английская аббревиатура туризма, основанного на сообществах), вполне жизнеспособны. Всего их пятнадцать.
В КАТОС сегодня входит 362 семьи. Одного желания заработать на чьем–то путешествии мало. Чтобы не спугнуть американца, немца или своего, родного, кыргызстанца и чтобы он в следующий раз вернулся сюда же, да не один, а с друзьями, необходимы и “Аристон” с горячей водой, и чистые туалеты, и человек, умеющий “вкусно” рассказать о красотах края и показать их. Подспорьем тут служат выпущенные “Хельветасом” руководства для гидов, рекомендации по привлечению волонтеров, управлению офисом и проч. Сейчас готовится к выпуску руководство по гостевым домам. Кстати, дома, претендующие на прием гостей, регулярно проверяются на соответствие стандартам. Им даже присваивается категория, правда, выражаемая не количеством звездочек, а количеством “эдельвейсов”.
Аккредитуют и юрты (в этом году впервые), и гидов, и даже водителей.
В свою очередь, местное население старается разнообразить свои услуги и улучшить сервис. Например, разрабатывает новые маршруты: слишком много достопримечательностей остаются “за кадром”. Сары–Челекская СВТ–группа “Кара–Суу” готова разработать маршрут к мавзолею Шах–Фазиль, в местечко Падыша–Ата. Сарычелекцы взяли в аренду на 5 лет участок в 7 га в лесничестве — разводить плодовые, тем и зарабатывать попутно. Доходы от туризма, к слову, используются весьма разумно: община вложилась в строительство начальной школы. Между прочим, 72 туриста в этом году принесли почти 186 тысяч сомов.
Куда больше гостей приняла Арсланбобская СВТ–группа: 545 человек, в основном швейцарцев и американцев. В единичном “экземпляре” представлены норвежцы, японцы и израильтяне. Мартовская революция никоим образом не сказалась на посещении этого реликтового чуда. Наоборот, туристов в этом сезоне было даже чуть больше (на 2 процента). По большей части, в Арсланбобе задерживаются дня на два–три. А в качестве сувениров можно увезти не только купленные у местного населения сувениры, но и сделанные своими руками (под руководством арсланбобских умельцев).
Практически все СВТ–группы обязательно включают в свою деятельность экологическую составляющую. Это могут быть субботники, в том числе очистка дальних ущелий от мусора, в избытке разбрасываемого бездумными путешественниками. Или разъяснительные беседы о вреде браконьерства и вырубки леса.
Таким образом сельчане и увеличивают свой семейный бюджет, и сохраняют культурный и природный потенциал нашей страны, не говоря о том, что своими стараниями способствуют улучшению социально–экономического положения и села, и страны — ведь идет приток туристических денег.
Татьяна Орлова.
Фото Владимира Иманского.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/12208/