Политика — удел энергичных и целеустремленных
Как рассказал председатель Комитета по народонаселению и развитию Жогорку Кенеша Осмонбек Артыкбаев, только что вернувшийся из Джакарты (Индонезия), где проходила восьмая генеральная ассамблея Азиатского форума по народонаселению и развитию, ему постоянно приходилось быть в центре внимания и беспрестанно отвечать на множество самых разных, в том числе и каверзных вопросов. Что имеет свое объяснение: интерес к Кыргызстану — к стране, народ которой в марте этого года решил изменить ход истории, просто потрясающий.
— И совсем не случаен тот факт, что более ста пятидесяти участников этого проходящего раз в три года очень представительного форума единодушно приняли решение провести весной будущего года Центральноазиатскую конференцию по вопросам народонаселения и развития именно у нас в Бишкеке, — говорит Осмонбек Артыкбаев. — И это будет замечательная возможность еще раз заявить о себе…
— А что в первую очередь вы обсуждали в Джакарте?
— Азиатский форум парламентариев по народонаселению и развитию пригласил нас для того, чтобы попытаться решить многие важные вопросы. Парламентарии Азиатско-Тихоокеанского региона, представители ООН, других международных организаций, неправительственного сектора дискутировали по пяти основным направлениям — это проблемы бедности, репродуктивного здоровья и народонаселения, ВИЧ-инфекции и СПИДа, а также выполнение известных Целей развития тысячелетия и так далее. Но наиболее горячие дебаты вызвала тема участия женщин в политической жизни.
— Ведь эта проблема, как известно, стоит очень остро не только в Центральной Азии, но и в других азиатских государствах…
— То, что мы вместе с моим коллегой депутатом Аскарбеком Шадиевым услышали на ассамблее, с трудом укладывается в голове: есть такие страны, где женщиной быть невыгодно во всех смыслах, поэтому если будущая мать во время ультразвукового обследования узнает, что у нее родится девочка, она спешно делает аборт. И чем дальше от экватора, тем у женщин меньше прав. Мы, например, узнали, что сегодня из полутора миллиардов людей, живущих на планете в абсолютной бедности и имеющих дневной заработок меньше одного доллара, более 70 процентов составляют женщины. Так что о каком уж тут участии представительниц слабого пола в политической жизни можно говорить…
Понятно, что на фоне некоторых устрашающих цифр и ужасающих фактов, касающихся дискриминации женщин, наш Кыргызстан выглядит более или менее благополучным. Конечно, в Джакарте мне не раз задавали вопрос, почему при такой передовой законодательной базе и провозглашении приверженности идеям гендерного равенства наша республика не может похвастать успехами, ведь на уровне принятия решений женщин у нас практически нет…
— И что вы обычно отвечали?
— Что не так просто, как это кажется, изменить психологию общества, которая складывалась долгие годы и даже столетия. Как невозможно отменить закон всемирного тяготения, так и невозможно отменить биологическое разделение полов: у нас принято думать, что женское начало в природе более консервативно, чем мужское, и именно женщина должна отвечать за воспитание потомства и быть хранительницей очага, а уж политика — это сугубо мужское дело. Когда мы изменим такой взгляд, тогда и ситуация начнет реально меняться.
Аналогичные подходы к “женскому вопросу” имеют место и в других государствах, поэтому в свете всего этого на ассамблее в Индонезии весьма активно обсуждался вопрос предоставления льгот женщинам как единственного выхода из сложившегося непростого положения.
— Вы имеете в виду квотирование?
— Да. Известные международные документы, в частности, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации против женщин (CEDAW), к которой наша республика тоже присоединилась, допускает принятие временных специальных мер поддержки женщин в политике, и речь идет о квотировании.
К слову, в скандинавских странах, которые постоянно приводятся в пример, введение квот было решением политических партий. Когда в начале девяностых годов двадцатого века шведская социал-демократическая партия ввела принцип “каждая вторая в списке — женщина”, это обеспечило представительницам слабого пола успех на выборах.
Но многие участники ассамблеи в Джакарте выступили против этого. Скажем, представители Японии рассказали, что у них в свое время тоже поднимался этот вопрос, однако восстали сами женщины, которые в один голос сказали, что квоты — это та же самая дискриминация, ведь мы по-прежнему будем в неравных условиях с мужчинами. Так не надо для нас никаких льгот, и если мы захотим, то сами всюду пробьемся. И товарищи обоих полов будут нам всячески помогать, если увидят в нас энергичных политиков. В Японии стремительными темпами начали расти женские организации, которые в конце концов и переломили ситуацию в лучшую сторону
— Осмонбек Мамбетжанович, вы тоже думаете, что в наших условиях квотирование — это не выход?
— Я уже не раз говорил о том, что наши умные, образованные и способные женщины просто обязаны заниматься политикой. Как и любой другой деятельностью, даже той, которая считается неженским делом. Главное, как говорила известный российский политик Галина Старовойтова, чтобы потолок женщины-политика не ограничивался ее полом.
Российские социологи, кстати, подсчитали, что по жизненным целям женщины в Российской Федерации распределяются следующим образом: примерно 25 процентов мечтают о том, чтобы сидеть дома и воспитывать детей, и, естественно, в парламент они идти не собираются. Около 15 процентов настроены исключительно на карьеру. А все остальные, то есть большинство, хотят совместить и нормальную семью, и интересную профессиональную деятельность. И это замечательно. Только для того, чтобы пробиться в большую политику, нашим женщинам самим нужно быть более активными, энергичными, целеустремленными и напористыми.
Добавлю, что во время недавнего утверждения в Жогорку Кенеше членов нового правительства Кыргызстана наша депутатская группа подходила к голосованию очень взвешенно. Для нас было главным не то, к какому полу принадлежит представленная кандидатура, а какими профессиональными и деловыми качествами обладает тот или иной претендент.
— В декабре, как мы знаем, в республике состоятся выборы на должность глав местного самоуправления айылов, поселков и городов районного значения. Как вы считаете, на этих выборах женщины вновь останутся за бортом?
— По данным Центральной избирательной комиссии, всего на сегодняшний день зарегистрировано 1718 кандидатов, из них представительниц прекрасной половины 138 человек. Выходит, что у нас не так много женщин, которые убеждены в том, что на этом поприще они смогут полностью реализовать себя и принести пользу обществу. Хотелось бы, что женщины наконец поверили в себя и свои силы, ведь от этого выиграет все общество.
Елена Скородумова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/12184/