Главной политикой должна стать экономика
Заметки на полях выступления
15 октября президент Курманбек Бакиев впервые в ранге главы государства выступил с развернутым программным докладом перед депутатами Жогорку Кенеша, членами нового правительства, руководителями местных администраций, затронув чуть ли не все струны такого сложного и многогранного инструмента, как экономика, обозначив приоритетные задачи правительства на оставшиеся месяцы уходящего и на весь предстоящий год.
Обращает на себя внимание то, что столь представительное совещание было проведено в субботу. Тем самым К.Бакиев как бы дал понять, что пора прекращать с привычкой тратить дорогостоящее рабочее время на всевозможные заседания, собрания, совещания, конференции и т.п. Рабочее время должно быть посвящено работе, выполнению прямых должностных и служебных обязанностей.
Впрочем, это так, к слову. Переходя к сути разговора, замечу, что, оценивая сложившуюся на сегодня ситуацию, Бакиев постарался не впадать, как это зачастую бывало у прежнего руководства республики, ни в эйфорию самовосхваления, ни в иллюзию самообмана. Обнадеживает то, что докладчик отдает себе реальный отчет, на какой точке отсчета страна находится, что Кыргызстан сегодня и в ближайшее завтра может сделать и чего достичь, а чего нет. С одной стороны, в выступлении президента не наблюдалось тяги к шапкозакидательству, а с другой — не было в нем растерянности и паники. Шел взвешенный, деловой и конструктивный разговор об ориентирах, на которые нам следует держать курс и которые для нас вполне достижимы. Вот только для выполнения постановленных задач требуются максимально согласованные действия всех ветвей власти как в центре, так и на местах. К сожалению, пока до этого еще далеко. Кыргызстанцам остается лишь надеяться, что теперь, когда практически все портфели розданы и кресла распределены, поводов для противоборства и противостояний не останется, что как внутри исполнительной и законодательной ветвей власти, так и между ними все чаще будет возникать согласие и единство.
Изобрести сегодня что–то новое вряд ли кому под силу. Не изобретает велосипеда и Бакиев. Экономическая концепция, предложенная им, включает ряд основополагающих положений.
Первое. Главный и основной источник финансовых доходов для государства — расширение налогооблагаемой базы. И тут предлагаются конкретные меры — активизация работающих, запуск простаивающих и строительство новых промышленных предприятий. При этом важно добиваться, чтобы эти предприятия не просто работали, но работали рентабельно, наращивали объемы производства, обеспечивали увеличение прибыли и рост заработной платы работникам, поскольку все это — слагаемые налоговых поступлений в бюджет.
Однако тут не все так просто и безоблачно, как это может кому–то показаться. Надо исходить из того, что степень износа оборудования на промпредприятиях республики, построенных преимущественно в советское время, чрезвычайно велика. Значит, и экономическая стратегия отраслевых министерств и структур управления должна строиться с учетом особенностей каждого предприятия. Должны быть предусмотрены стимулирующие рычаги в виде льготных ли кредитов, компенсаций ли на приобретение новой техники и внедрение прогрессивных технологий или что–то другое.
Наверное, нелишне быть готовыми и к тому, что нам вряд ли удастся привлечь на расширяющиеся, поднимающиеся и появляющиеся вновь предприятия работников требуемого уровня и квалификации. С одной стороны, большая часть специалистов покинули республику и далеко не все из них готовы вернуться обратно, даже если и удастся наладить в Кыргызстане достойную жизнь. А с другой — многие из тех квалифицированных рабочих, что остались дома, за годы безработицы и отсутствия настоящего и привычного дела либо деквалифицировались, либо попросту люмпенизировались. Следовательно, и подходить к приоритетным задачам в промышленности надо с учетом этой данности.
Второе. Серьезным резервом пополнения доходной части бюджета может стать рациональное использование государственной и региональной муниципальной собственности. Ведь доходы от использования госимущества, поступающие сегодня в госказну, значительно ниже того, что могло бы быть при ответственном, добросовестном и хозяйственном подходе к этому делу.
Третье. Нуждается в пересмотре инвестиционная политика. Скажем, наша газета неоднократно писала о носящих явно заказной и предвзятый характер действиях старшего следователя финансовой полиции М.Жумабекова, который вот уже полгода мурыжит так называемое дело Дж.Фиаккони, наносит огромный вред, сводит на нет усилия правительства по привлечению в страну иностранных инвестиций. Пока, к сожалению, безрезультатно. Хотя, казалось бы, именно здесь нужны решительные меры и оперативное реагирование властей, чтобы потенциальные инвесторы видели их заинтересованность в притоке зарубежных капиталов.
Обстановка свободы и доверия, очищение фискальных органов от хапуг, мздоимцев, нечистых на руку и просто нечистоплотных сотрудников — вот то, в чем так остро нуждается сегодня наше предпринимательство, наш малый, средний и большой бизнес.
Кто скажет, кто ответит, кому на пользу, в чьих интересах творится, к примеру, такое. Президент страны летит в Нью–Йорк на Генеральную Ассамблею ООН. В состав делегации включен ученый с мировым именем, который, используя все свои рычаги, все свое влияние в цивилизованных странах, пытается добиться списания с Кыргызстана внешнего долга в обмен на устойчивое развитие. А дома в это же самое время рьяные следователи РОВД продолжают упорно раскапывать на него уголовный компромат. Ищут уже много месяцев, ищут безрезультатно. Эти поиски уже давно похожи на попытки найти черную кошку в темной комнате, где вообще нет никаких кошек. Нужно ли говорить, что все это не добавляет ни авторитета республике, ни доверия власти, ни уверенности представителям бизнеса.
Четвертое. Важным источником дополнительных доходов в республике призвано стать повышение эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами.
В бытность главой государства Аскар Акаев не уставал похваляться тем, что Кыргызстан первым провел в СНГ земельную и аграрную реформы. Умалчивая при этом о том, что в ходе их было наломано немало дров и допущено множество проявлений социальной несправедливости. Уже сегодня то тут, то там возникают очаги недовольства и напряженности, связанные с земельными вопросами. Чтобы эти цветочки не вызрели в волчьи ягоды глубоких и неразрешимых социальных проблем, власть (особенно на местах) должна постоянно и серьезно заниматься данными конфликтами, терпеливо, вдумчиво и осторожно распутывать и развязывать узелки противоречий.
Пятое. Особого разговора заслуживают роль и место в жизни общества районных и городских госадминистраций, айыл окмоту. Февральско–мартовские события текущего года показали, что население не делит власть на уровни. Если жизнь ухудшается, если господствуют беспорядки и несправедливость, то и вся власть (сверху донизу) плохая.
К сожалению, сегодня в республике гораздо легче привести примеры крайне низкой эффективности работы райгоракимиатов, чем обратные. В большинстве случаев даже те не очень большие бюджетные средства, доходящие до местных органов управления, использовались далеко не всегда по назначению. То же самое, и даже в большей мере, можно отнести в адрес министерств и госведомств. Ежегодные проверки Счетной палаты постоянно выявляют здесь массовые нарушения.
И наконец, пора от навязших в зубах разговоров об эффективном общественном контроле, прозрачности и открытости в деятельности органов власти всех уровней и ветвей, всех отраслей и структур переходить к делу. Необходимо реально вводить действенную систему такого контроля. В частности, граждане страны как налогоплательщики хотят и должны знать, во что обходится казне содержание администрации президента, аппарата правительства, депутатского корпуса. Мы хотим знать, как это так получается, что из года в год всем им удается не по одежке протягивать ножки и вылазить в расходах далеко за бюджетные рамки. Кто–нибудь в государстве контролирует расходование бюджетных средств в высших эшелонах власти? Нет, не задним числом, не по свершившемуся факту, а до того? И есть ли орган или конкретное лицо, обладающее правом поставить заслон финансовым злоупотреблениям?
Парадокс. Не первый год наблюдаю за процессом обсуждения и утверждения в парламенте республики закона о бюджете, но ни разу не слышал, чтобы депутаты, так бьющиеся за сокращение его расходной части, предложили начать эту борьбу с самих себя. Уменьшить расходы (заметим, весьма немалые) на содержание Жогорку Кенеша.
Судя по всему, наивно ожидать этого и от нынешнего депутатского собрания. Еще ничего позитивного не сделано, а спикер уже хлопочет о строительстве жилого дома для (можно подумать) бездомных и бомжующих нардепов.
Интересно, данное предложение — это инициатива одного лишь торага Омурбека Текебаева или оно обсуждалось всеми народными избранниками?
Предложение ошеломляющее, если учесть, что и без того на содержание бюрократического аппарата ежегодно расходуется 20 процентов госбюджета.
Не об этом сейчас должна болеть у вас голова, господа депутаты, а о том, как в оптимальные сроки реализовать главную задачу дня — преодолеть спад и выйти на траекторию устойчивого экономического роста. Под этим я понимаю рост промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличение инвестиций в экономику и социальную сферу, заработной платы работников.
Давайте общими усилиями добьемся этого, тогда и о строительстве элитного дома для депутатов подумать не грех.
Вячеслав Тимирбаев.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11672/