Наручники на законы
То, что законодательство в Кыргызстане далеко от совершенства, факт общеизвестный. Юристы, политологи, журналисты неоднократно отмечали, что многие законы вступают не только в противоречие с Конституцией и другими законодательными актами, но даже в одном и том же законе одна статья порой исключает другую.
И, как это водится, самим законодателям, которые издают и принимают такие законы, месяцами спорят, обсуждают, поправляют, переделывают их в комфортных залах Жогорку Кенеша, толкут целыми днями воду в ступе, тратя отнюдь не малые деньги налогоплательщиков, от этого ни холодно, ни жарко. Бросает то в жар, то в холод тех, кто должен жить по этим законам. Но особенно выхолащивают и превращают законы в бездействующий механизм всевозможные подзаконные акты, ведомственные инструкции, положения.
Например, можно лишь посочувствовать ректорам и работникам высших учебных заведений Кыргызстана, которые являются заложниками несуразных законодательных актов, обложены ими, как волки красными флажками в момент охоты на них. Обратимся к Закону “Об образовании”. Ст. 37, в частности, гласит: “Образовательные организации обладают самостоятельностью в осуществлении... решении организационных, профессиональных, финансово–хозяйственных и иных вопросов в пределах устава, учредительного договора, законодательных и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики”.
В ст.46 этого же закона указывается: “Материально–техническая база государственной образовательной организации развивается самой образовательной организацией за счет средств учредителя и собственных средств и является собственностью образовательной организации”. И далее: “Развитие материально–технической базы государственной образовательной организации осуществляется самой образовательной организацией в пределах закрепленных за ней бюджетных и собственных средств. Размеры расходов на приобретение оборудования, капитальный ремонт определяются образовательной организацией самостоятельно, без установления лимитов, исходя из имеющейся потребности и наличия финансовых средств, в пределах утвержденных в установленном порядке смет доходов и расходов образовательной организации. Также образовательная организация обязана обеспечить содержание закрепленных за ней и (или) принадлежащих ей на праве собственности зданий, сооружений, оборудования, а также другого имущества социального, культурного и иного назначения на уровне, не ниже определяемого нормативами, действующими в Кыргызской Республике”.
Согласно ст. 44 цитируемого документа: “Средства, выделенные образовательной организацией из государственного бюджета, контролируются казначейством. Все остальные средства, заработанные образовательной организацией, контролируются попечительским советом и общественными институтами”. В этой же статье также предусмотрено, что “в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные организации самостоятельно разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке обучающихся и педагогов”. И, наконец, ст.32 закрепляет: “Образовательная организация в пределах имеющихся у нее средств на оплату труда может устанавливать работникам премии, другие виды материального стимулирования и компенсации…”.
Казалось бы, закон предоставляет руководителям вузов полнейшую свободу. Однако, согласно постановлению правительства республики от 26 октября 2000 г., в “Положение о методике формирования тарифов (цен) на платные услуги (работы)” в себестоимость услуг (работ) не включаются затраты, связанные с приобретением и установкой основных средств. В методических указаниях по применению этого постановления указывается, что затраты на приобретение основных средств не включаются в себестоимость, а признаются в качестве актива. Но вот незадача. Каким образом образовательное учреждение может приобрести основные фонды, если его доходы зависят от стоимости обучения и количества обучающихся, а в стоимость обучения, согласно данному положению, не могут включаться расходы на приобретение основных средств.
Кроме того, по этому же положению, в себестоимость услуг (работ) не включаются:
— материальная помощь, …и другие социальные выплаты;
— оплата путевок на лечение и отдых, экскурсии и путешествия и т.п.;
— затраты, связанные с приобретением и установкой основных средств;
— расходы на содержание объектов социальной инфраструктуры;
— расходы на проведение культурно–просветительских, оздоровительных мероприятий, конференций;
— представительские расходы;
— и др.
Невозможно представить жизнь и деятельность учебного заведения без приобретения основных средств, без расходов на развитие материально–технической базы и на приобретение оборудования, и если такие средства не предусматриваются республиканским бюджетом, то все эти затраты осуществляются из специальных средств, которые формируются на 90 и более процентов из денег, вносимых студентами за обучение. Если следовать всем пунктам данного положения, то непонятно, каким образом могут выживать и существовать вузы, основные доходы которых складываются из платы за обучение. Создается впечатление, что указанное положение было рассчитано на производства, торговые учреждения и т.п., а затем автоматически перенесено на образовательные учреждения.
Основной момент, который нужно отметить, — это несоответствие “Положения о методике формирования тарифов (цен) на платные услуги (работы)”, утвержденного постановлением правительства республики 26 октября 2000 г., статьям Закона КР “Об образовании” и в определенной степени Трудовому кодексу КР.
Чем чреваты эти несоответствия, можно наглядно увидеть на конкретном примере. В одном из вузов Бишкека настолько прохудилась кровля, что во время дождей или таяния снега в учебных аудиториях протекали потолки. Руководство вуза решило отремонтировать крышу из собственных заработанных средств. Тут нагрянули представители фискальных органов: не имеете права расходовать на это деньги, это нецелевая трата средств. Так что же, смотреть и терпеть, как каплет сверху? Нет, отвечают, добивайтесь бюджетных выделений на эти цели. Да мы, возражает ректор, 12 лет бьемся, добиваясь денег из бюджета. Все впустую. С таким же успехом можно еще 12 лет прождать.
Ничего не знаем, отвечают чиновники, правительственное постановление запрещает подобную трату средств. Нарушите его, привлечем к ответственности.
Не первый год бьются над устранением этих несоответствий Союз ректоров республики и его председатель, президент учебно–научно–производственного объединения “Международный университет Кыргызстана” Асылбек Айдаралиев. Увы, безрезультатно.
Вячеслав Тимирбаев.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11582/