Байк и суровое поднебесье
Бешеная скорость на крутых склонах, сложные повороты, препятствия в виде неожиданно возникших пред глазами елей, «гостеприимно» распахивающих колючие объятия, и валунов, стремящихся сделать подсечку, непременные признаки экстремального маунтин–байка. А на недавних соревнованиях к ним прибавились еще и погодные выкрутасы. Подогревшее было окружающий мир солнышко неожиданно закочевряжилось. И капризное светило затмил промозглый дождь (там, в высотах, обозначенных стартом, перешедший в снег).
«Деликатные» болельщики мигом ретировались с трассы, предпочитая зрелищу отсидку под навесами и потягивание слабоалкогольного энергетика “XXL” (одного из спонсоров открытого чемпионата Центральной Азии). Многочисленная пресса также не сдалась на уговоры: “Вы много потеряете! Сейчас только и начнутся красивые картинки! Народ падать на грязи начнет!”. Операторская кровожадность благоразумно промолчала, и камерный десант выпущен не был.
“Пожертвовали” и молодежью до 18–ти: вместо двух туров довольствовались одним. Молодежь (в частности, в лице алматинцев) “била копытом” и возмущалась: мы–де не для того столько денег истратили, чтоб лишь в одном заезде поучаствовать. Нам, мол, в клеточку, что на раскисшей траве опасно мчаться. Пыл–задор этот казахи демонстрировали еще задолго до жеребьевки.
— Думаю, как бы доехать до финиша, живым–неживым, все равно, — бравировал Дэнис Бвай (парнишка, привлекающий взоры своей черной кожей и африканскими кудряшками). — Дома (в Алматы. — Авт.) я стрит гоняю, а также даунхил. К фрирайду привык. Каждый день с 3 дня до 10–11 часов катаюсь. Не знаю, что бы делал в свободное время, не будь этого. Водку б точно не пил!
Вопрос: “Что за удовольствие квасить нос с коленками?” ставит его в тупик. Ненадолго.
— Ну блин, об этом не думаешь, когда спускаешься! Нравится получать адреналин!
Для приехавшего впервые в Кыргызстан Дэниса трасса оказалась норовистой: накануне раз семь он кубарем летел с любимого велосипеда. Не для всех подобные падения оканчивались хэппи–эндом: двое еще на “пробах” вылетели из соревнований с тяжелыми травмами. Один оказался в больнице — с черепно–мозговой. Но…
— Трассы у вас хорошие строятся, — утверждает Артем Моргунов, также представитель казахской команды (средний возраст, кстати, в ней 15–18 лет. — Авт.). — И конкуренты сильные.
И признается, что в чем–чем, а в маунтин–байке Алматы отстает от нашей столицы: нет там такой организации, да и занятие получается не из массовых (по ценам раза в три как минимум выше здешних). И склоны чересчур крутые — не каждый отважится.
— Теперь я ни одного вашего соревнования не пропущу! — с восторгом обещал Артем.
— Отличные у вас места! — вторил Дэнис. — Жил бы здесь — каждую субботу–воскресенье приезжал кататься.
Приверженцы этого “бесбашенного” спорта — молодежь, жаждущая новых впечатлений, которой приятнее захлебнуться на скорости свежим воздухом, поглотать дозу адреналина, чем сидеть во дворах за пивом. Доза, как вы понимаете, была изрядная. Не зря приглашенный на открытие чемпионата знаменитый наш альпинист Дмитрий Греков пожелал:
— Победите прежде всего себя, а не конкурентов. И доберитесь на своих двоих!
Пожелание неудивительное: трасса в 1650 метров, с резкими поворотами, трамплинами и арчовником, частенько выбивала всадников из седла. Сам Греков, к слову, предпочел пешее покорение Кашка–Суу (где и были соревнования). Честно признавался, что боится даже попробовать сесть на горный байк и махом одолеть дистанцию.
— Дураки не боятся, — усмехнулся он, устремляясь к вершине.
Впрочем, отнюдь не все маунтин–байкеры отличались излишней разудалостью. Кто–то, как, например Олег Юганов (мы как–то знакомили читателей с этим замечательным человеком), отмахнулся: мне еще дочку английскому учить, какой тут риск может быть?
— Проехал ради удовольствия, совместимого с разумом, — улыбался он. — И получил удовлетворение от того, что мой “пенсионный” возраст позволяет мне быть на уровне 15–летних байкеров.
Вышедшие в финал спортсмены спешно упаковывались в дождевики и маски (мало, впрочем, спасавшие). Но никто не стенал и не сыпал проклятия в адрес разверзнутого неба, списывая неудачи на непогоду. В итоге победителями стали Антон Кочетков (среди взрослых), Олег Причина (среди тех, кому до 18) и Венера Даурова (соответственно, из женщин, коих было всего три). Между прочим, девушки (ехавшие без спецзащиты на спине!) объясняли свое участие интересом к неизведанному.
— Хотелось попробовать, что это такое вообще, — говорит Света Тамарова, бишкекчанка. — Оказывается, очень сложно держать руль, тормоза, не переворачиваясь. Тормозишь — юзом ведет. Спустишь тормоза — теряешь контроль.
Не только для новичков трасса была сложной. Даже победитель Антон один раз въехал в кусты и продирался по дождю сквозь заросли. Но это, по его словам, и было интересным.
— Победить было сложно, — рассказывал он. — Разрыв составил буквально доли секунды в квалификации (первом заезде. — Авт.) и три секунды в финале. Заранее было трудно предугадать, кто выиграет. Но я стал первым благодаря своему опыту и моему “Джайнту”!
Призы были вручены (спасибо “Ред Фоксу” и “Гергерт–спорту”), участники обнялись на прощанье и стали расходиться по ожидающим их бусикам и джипам. Некоторым полученных впечатлений оказалось мало. И они (Юганов сотоварищи) под холодным дождем отправились на великах в город: “Мужик сказал — мужик сделал!”
Татьяна Орлова.
Фото Владимира Пирогова.
P.S. К сожалению, сделать по–настоящему международным этот чемпионат не удалось. Двадцать пять россиян — целая команда! — не смогли прибыть к нам из–за того, что кыргызскими властями в одностороннем порядке были затребованы загранпаспорта для граждан РФ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11578/