Дело не в должности, а в желании служить народу
Многолюдный митинг, связанный с отставкой генпрокурора Азимбека Бекназарова, прошел в минувшие выходные в селе Жаны–Жол (Аксыйский район).
Участвовали в акции протеста свыше десяти тысяч жаныжольцев и жителей окрестных сел. Митингующие единодушно сошлись во мнении, что решение об отставке генерального прокурора страны Азимбека Бекназарова не имеет законной силы.
Мотивировали они свои выводы тем, что отставка напрямую связана с выводами якобы нелегитимной комиссии. Более того, аксыйцы твердо считают, что в отставку их земляка отправили сугубо по политическим мотивам, из–за его бескомпромиссной борьбы с коррупцией.
Сам Бекназаров не раз заявлял, что перед законом все равны, хотя, возможно, он не примерял эту ситуацию на себя, будучи главой надзорного ведомства страны. Теперь же сложилось парадоксальное положение, что один из лидеров мартовской революции снова оказался в оппозиции к власти. Впрочем, не исключено, что на громком имени желают спекульнуть те, кому крайне выгодна дестабилизация в стране. Даже среди тех, кто еще вчера обвинял акаевский режим во всех смертных грехах, многие сегодня дружно переключились на нынешнего, только что вступившего во власть президента.
Доходит уже до чисто детских разборок - кто обидит моего друга или его родных, мол, будет иметь дело со мной. Сам Бекназаров вряд ли нуждается в такой защите. Последние события показывают, что он умеет и сам хорошо защищаться.
В интервью газете “Агым” экс-генпрокурор заявил, что с назначением на любую другую государственную должность он не согласится, хотя и амбиций стать президентом у него нет.
Причины своей отставки он объясняет следующим образом. Мол, “грехи” Бекназарова в том, что он передал в суд дело о незаконной продаже акций Кантского цементно–шиферного завода, копнул под шампанвинкомбинат, не разрешил акционировать “Аалам–сервис” Адиля Тойгонбаева, а вернул фирму государству.
Желание Азимбека Бекназарова вернуться именно на свой пост, скорее всего, объясняется тем, что за прошедшие полгода он взял на себя немало обязательств перед различными силами, которые нужно исполнять. Сделать это на любой другой должности, кроме генпрокурорской, просто невозможно.
Безусловно, что именно Бекназаров сумел поднять имидж прокуратуры, которой, как, впрочем, и судам, народ давно перестал доверять. Но неверно то утверждение, что Азимбек Анаркулович не довел до конца ни одно из громких дел. Хотя не все из обещанного им в плане борьбы с коррупцией в обществе получило должное развитие. Скорее всего, это объясняется тем, что сам Бекназаров больше отождествлял себя с образом революционера-политика нежели генерального прокурора. Он сам признается, что у него в жизни были две цели — отобрать власть у Аскара Акаева и вырвать корни у системы, которую последний создал. Вторую цель реализовать не удалось.
Один из сподвижников Бекназарова по революционной борьбе секретарь Совета безопасности Мирослав Ниязов сказал, что один человек никогда не сможет бороться с коррупцией. Для того, чтобы преодолеть ее, нужна гражданская воля. Должна быть государственная политика высшего руководства, которая поддержана гражданской волей… С коррупцией надо бороться системно, а не эмоционально.
Сам Бекназаров, видимо, придерживался другой точки зрения потому, что все проблемы — и криминальные, и политические, и общественные — замкнул на себе. Это, разумеется, не могло не отразиться на его имидже в глазах общественности. Народ считает его своим героем. Бекназаров олицетворяет собой одного из самых пламенных борцов с режимом Акаева. Поэтому его отставка воспринята некоторыми как откат власти от борьбы с коррупцией. Но это не так. А сознанием все той же широкой общественности можно нагло и беззастенчиво манипулировать. Вот свежий пример.
Газета “Новый Кыргызстан”, за которой торчат уши не только официального хозяина, но и Адиля Тойгонбаева, подловастенько внушает читателям мыслишку, что отставка Бекназарова была инициирована служебной секретной запиской президенту Курманбеку Бакиеву, составленной главным редактором газеты “Моя столица” Александром Кимом. Теперь задумаемся, с какой целью Адиль Тойгонбаев и иже с ним так рьяно создают образ борца–героя из человека, который, во–первых, в этом просто не нуждается, а во–вторых, пустил всех их по миру? Разумеется, именно эти люди порвали бы Бекназарова на куски. Но в данный момент грех было бы не использовать ситуацию с ним себе во благо — в очередной раз попытаться дестабилизировать ситуацию в стране.
В принципе, сделать кое–что им уже удалось. Азимбек Бекназаров не может не понимать пагубности этих игрищ. Но в данный момент, похоже, оскорбленные чувства и эмоции пока не позволяют ему пойти на компромисс.
И в проблеме передела собственности в Кара–Суу он категоричен. Азимбек Бекназаров уверен в том, что когда конфликт завершился кровопролитием, потребовалось найти крайнего. При этом экс–генпрокурор считает, что еще не пришло время назвать организаторов и заинтересованные стороны этих событий.
Но комиссия администрации президента, как, впрочем, и многие из карасуйцев, уверена, что убийство директора рынка Абдалима Жунусова и его водителя произошли исключительно при попустительстве органов прокуратуры.
Конечно же, решая вопрос об отставке Бекназарова, власти могли бы действовать гибче и дипломатичнее, в конце концов речь шла об одном из отцов мартовской революции, а не каком–нибудь мелком чиновнике. Но и Бекназаров должен понимать, в какое ликование пришли его враги, услышав новость об отставке. Так стоит ли дальше лить воду на мельницу тех, против кого он боролся?
Президенту Курманбеку Бакиеву как–то бы побыстрее определиться с Азимбеком Бекназаровым и предложить ему, как и было обещано, достойное место в структурах власти. Самого Азимбека Анаркуловича пока нельзя упрекнуть или обвинить в разжигании митинговых страстей и дестабилизации обстановки. Но, наверное, ему следует категорически отмежеваться от тех сил, которые будоражат общество, используя ситуацию во вред как самому Бекназарову, так и его сторонникам.
Если относиться к проблеме отставки Бекназарова беспристрастно, то прокуроры будут приходить и уходить — такова участь государственных служащих. Для общества важнее не лепить из конкретного человека образ незаменимого борца–одиночки с коррупцией, а стремиться создать реально действующую антикоррупционную систему, попытаться скоординировать работу всех госструктур, в задачу которых входит борьба с этим злом. И это должно стать одной из первоочередных задач формируемого правительства.
Но сегодня кому–то очень нужно, чтобы активно муссировались слухи (исходят они даже от депутатов парламента), будто на Бекназарова готовится покушение. Сам он также подтвердил, что знает об опасности, которая нависла над его жизнью. Задумаемся, кому это выгодно? Народу? Властям? Или тем, кто хочет посеять смуту и разодрать Кыргызстан на части?
Между тем в минувшую субботу мятежные аксыйцы потребовали приезда президента Кыргызстана Курманбека Бакиева и личной встречи с ним до 28 сентября. Если таковая не состоится, то они оставили за собой право начать бессрочную акцию протеста...
Александр Ким, Юрий Груздов.
P.S.Когда верстался номер, радио “Азаттык” распространило информацию, что бывший генеральный прокурор Кыргызстана Азимбек Бекназаров направил обращение президенту страны К.Бакиеву, премьер–министру Ф.Кулову и спикеру парламента О.Текебаеву. В нем экс–генпрокурор ставит руководство страны в известность о том, что 28 сентября собирается выступить с отчетом о проделанной работе прямо на главной площади столицы Ала–Тоо.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11401/