Демагогия
Попытка анализа живучего социального явления
Демагогия — использование лживых обещаний, преднамеренного извращения фактов, лести для достижения той или иной цели, например, для привлечения масс на свою сторону, для создания популярности.
Словарь иностранных слов.
До чего все–таки многолико и вездесуще это явление, которое еще древние греки окрестили демагогией. Думается, люди старших и средних поколений могут без особого труда припомнить случаи, когда людей, добивающихся правды и справедливости, изобличающих принародно руководителей в неблаговидных поступках, припечатывали безапелляционным, жестким и беспроигрышным — это все демагогия.
И вот что удивительно. Изобличаемый после этого вмиг становился как бы героем и победителем, а его изобличитель тут же сникал, точно признавая свой проигрыш. В этом наглядно и убедительно проявляется суть демагогии — двуличие во имя корыстных целей, ложь в красочной упаковке правильных слов и под личиной благородных побуждений.
Если справедливы слова вождя мирового пролетариата о том, что “демагогия есть раздавание неисполнимых обещаний”, что “демагогические обещания легко давать, но жизнь быстро показывает их неисполнимость и разоблачает оппортунизм “розовых мечтаний”, то мы должны будем признать, что наиболее испытанным и бесспорным лидером в области демагогии был в суверенном Кыргызстане его первый президент.
Начать хотя бы с того, что развесистой клюквой и махровой демагогией были все принятые по инициативе А.Акаева “важные национальные программы”, такие, как “Аракет”, “Ардагер”, “Аялзат”, “Билим”, “Маданият”, “Манас”, “КОР”, “НССБ” и т.д. и т.п. Все они изначально были невыполнимы и обречены оставаться бумажными. Их главным призванием было создавать видимость кипучей деятельности главы государства, его глубокой озабоченности судьбами страны и народа, которые по сути начисто заменяли саму живую конкретную деятельность и подлинную заботу о благе кыргызстанцев.
Вспоминая сегодня ежегодные послания Акаева народу и Жогорку Кенешу республики, его многочисленные выступления, замечаешь, как щедро они были сдобрены демагогическими посулами и заявлениями, не вызывающими сомнений с точки зрения их правильности и справедливости, но совершенно не монтирующимися с реалиями жизни большинства граждан.
Скажем, в сентябрьском послании 1998 года Акаев заявлял: “В этом году начата реализация первого среди стран Содружеств Закона “О восстановлении и защите сбережений граждан Кыргызской Республики”, на выполнение которого в бюджете предусмотрено 77,4 млн. сомов”. На деле все обернулось пустым популизмом и дежурной демагогией. Как, с какими мытарствами, с какой нервотрепкой и ущербом для здоровья старики получали крохи от своих бывших сбережений — это тема для остросюжетного романа.
Или, например, выступая 1 октября 1997 года на республиканском совещании, посвященном Международному дню пожилых людей, президент без тени смущения говорил: “Сейчас не только в странах Содружества, но и во всем мире нет пока государства, где проблема пожилых людей была бы поднята и решалась на уровне государства и всего общества, как у нас. Я с удовлетворением отмечаю, что эти проблемы одними из первых в мире начали решать именно мы. Это делается нами не для того, чтобы хвастать, а прежде всего для будущего нашего народа”.
Это говорилось в тот момент, когда средняя пенсия лишь на 54 процента покрывала прожиточный минимум человека пенсионного возраста и тысячи пенсионеров элементарно голодали, не говоря уже о полном отсутствии для большинства стариков возможности покупать лекарства и пользоваться услугами больниц и клиник.
Два года спустя, в октябре 1999 года, в очередном послании А.Акаев привычно краснобайствовал: “Нынешнее финансовое положение Социального фонда не позволяет нам в кратчайшее время ориентироваться на радикальное повышение размеров пенсий. Вместе с тем с будущего года в соответствии с законодательством всем пенсионерам будут выдаваться пенсии с учетом инфляции. Надеюсь, что это в какой–то мере позволит облегчить положение наших пенсионеров”.
И вновь грубая ложь и бессовестная демагогия. В 1999 году инфляция составила почти 40 процентов, однако в 2000 году никто и не подумал проиндексировать пенсионерам их пенсии.
Как правило, в своем демагогическом раже президент забывал о том, что же он говорил и обещал раньше. К примеру, в послании “Преодоление кризиса вселяет оптимизм”, с которым Акаев выступил в октябре 1997 года, отмечалось: “Поистине всемерное развитие и распространение малого и среднего бизнеса — это основа динамичного развития нашей экономики. Здесь мы не имеем права уповать на стихийный ход событий. Сделать так, чтобы взрывная волна развивающегося малого и среднего бизнеса именно в 1998 году обрела неукротимую мощь девятого вала и тем самым создала условия для экономического прорыва, — в этом наша главная задача. Кроме того, мы решим проблему безработицы, поскольку малый и средний бизнес является одним из главных секторов экономики, обеспечивающих занятость”.
Увы, ни взрывной волны, ни девятого вала не получилось. Более того, в ноябрьском послании 2000 года Акаев вдруг делает неожиданное признание: “В начале наших реформ мы действительно преуспели в развитии частного сектора, однако в последние три–четыре года в этой области не наблюдалось ощутимых изменений. Я думаю, что причина кроется в недопонимании государственными органами власти роли малого и среднего предпринимательства”.
Или возьмем последнее обращение Акаева к народу и парламенту Кыргызстана о досрочном сложении с себя президентских полномочий. Сплошное самовосхваление, самооправдание и откровенная демагогия, никак не стыкующаяся с реалиями 14 лет пребывания его у власти.
История убеждает, что демагогические приемы в политике, даже если они и приносят определенный результат, действуют лишь ограниченное время. Кончаются же они неизбежно разочарованием, углубившимся неверием и усилением цинизма масс. Вот и в независимом Кыргызстане многие из тех, кто был в начале 90–х годов прошлого века очарован реформаторскими устремлениями и демократизмом Акаева, уже к концу десятилетия разочаровались в нем и перестали доверять ему. Результатом же 14–летнего правления первого президента стало то, что общество и по сей день вынуждено расплачиваться за его легковесные обещания и обман прагматического толка.
Сегодня остается лишь надеяться, что новая власть окажется более сдержанной в своих обещаниях и не будет бездумно и попусту бросать слова на ветер.
Понимаю, что безгрешной власти не бывает. Безошибочной политики — тоже. Однако экономический хаос, крайне хрупкое политическое равновесие, в которых пребывает весь этот год Кыргызстан, требуют от нового руководства, с одной стороны, точных, строго выверенных шагов, аккуратных и осторожных движений, а с другой — жестких и решительных действий в отношении тех, кто явно или завуалированно ставит палки в колеса, необходимости более энергично и последовательно добиваться диктатуры законности и правопорядка, смело освобождаясь в коридорах управленческих структур от мздоимцев и хапуг, тихих бездельников и громких болтунов, преследующих собственные корыстные цели и шкурные замыслы.
Вирусом демагогии оказалась сильно поражена и Семейная газета. И хотя хозяева, завладевшие раскрученной газетой путем махинации с подложными документами, считай, пять месяцев, как слиняли из республики, газета продолжает им исправно служить, пытаясь из номера в номер “химчистить” их изрядно испачканные мундиры, не гнушаясь при этом откровенной ложью.
Возьмем, к примеру, статью “Чтоб мы так жили, как нам обещали…” (“ВБ”, 5.08.05). Тут что ни цифра, то вранье. Начнем с того, что в статье утверждается: по итогам прошлого года Кыргызстан показал рост ВВП 7,8 процента. Это не так. Фактический рост составил 7,1 процента. Возможно, кое–кому “ошибка” в 0,7 процента покажется мелочью, однако она тянет почти на 660 млн. сомов.
Далее автор утверждает, что экспортные позиции в этом году снизились на 20 процентов, а импортные соответственно возросли. Опять–таки ложь. В январе–мае (на 5 августа данных за полугодие еще не было) 2005 года в сравнении с тем же периодом 2004 года экспорт не снизился на 20, а увеличился на 0,9 процента. Импорт действительно возрос на 16,2 процента, но ведь за первые три еще “акаевских” месяца импортные поставки выросли на 22,5 процента.
Еще пример вранья. Безработица, утверждается в статье, за полгода увеличилась на 17 процентов. Увы, увы! Она за год от июля до июля выросла на 5,5 процента, а за три постреволюционных месяца — на 3,4.
Сегодня, глубокомысленно вещает автор, именно строительство выручает страну. Пока еще. За полугодие отрасль дала ВВП более 6 процентов. Открытие сногсшибательное. Во–первых, как может отрасль, дающая 6 процентов ВВП, выручать страну? А во–вторых, и это главное, за полгода доля строительства в ВВП составила не 6, а 2,6 процента.
Как видим, ошибочка пустячная — в 2,3 раза. Вот и получается, что все размышлизмы и умозаключения автора выеденного яйца не стоят, поскольку строятся они на зыбучих песках передергивания фактов, вранья и элементарного незнания действительного положения вещей.
С некоторых пор в газете появилась новая рубрика “слуШОК”. Название и то, как она подается, говорят сами за себя. С чьей подачи и на чью мельницу льет воду газета публикуемыми под этой рубрикой сообщениями, догадаться нетрудно. Все достаточно прозрачно.
Надо полагать, авторам подобного новшества глубоко наплевать на то, что происходит в стране и чем живет Кыргызстан. Но я не могу понять, какая корысть газетчикам нарушать одну из основных заповедей журналистики: “Помнить о своей обязанности информировать общественность, а не распространять базарные сплетни и непроверенные слухи. А главное, не сеять панику среди читателей”.
Вернемся к исходной точке нашего разговора. По сути демагогия представляет собой искажение истины. Следовательно, и противостоять ей должна истина, доведенная до самой широкой общественности, несмотря на всю свою “невыгодность” и неприглядность. Как правило, демагогия достигает цели там, где люди мало знают о том, что происходит в обществе и в государстве. Это тем более важно, что новое руководство заявило о намерении всерьез внедрять самоуправление на местах. Без открытости, свободного доступа масс к самой полной информации самоуправление легко может превратиться в демагогическую имитацию народовластия.
Вячеслав Тимирбаев.
Фото Владимира Воронина.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11168/