Курманбек Бакиев: Мы можем своими руками и умом поднять страну
В понедельник, сразу после инаугурации, избавившийся от приставки «и. о.» второй в истории независимого Кыргызстана президент страны Курманбек Бакиев выступил со своей программной речью перед представителями всех ветвей власти — правительства, парламента, местного самоуправления, СМИ. В самом начале выступления прозвучал вопрос, на который вот уже больше десяти лет пытается ответить все взрослое население пятимиллионной республики: почему, владея такими огромными природными богатствами, уникальной по красоте природой, народ прозябает в нищете? Почему Израиль и Южная Корея, по территории в несколько раз уступающие Кыргызстану, смогли выбиться в мировые лидеры, а мы плетемся в хвосте списка наиболее бедных стран планеты?
Наши попытки все эти годы использовать чужой опыт — китайский, швейцарский, малайзийский… — ни к чему не привели. Вся экономическая реформа сводилась к тому, что руководство страны просило кредиты и гранты там, где нам еще не отказывали. В результате, как сказал Курманбек Бакиев, “мы перестали жить своим умом, привыкли просить деньги”. И добились того, что сегодня на каждого жителя республики, даже младенца, приходится по 400 долларов внешнего долга.
— Мы можем своими руками и умом поднять страну, пришло время работать на себя, — сказал президент. — Но при непременном условии, что будет единодушие, иначе наше государство развалится.
Курманбек Салиевич достаточно много места в своей речи уделил необходимости восстановления единства народа. Он строго предупредил подчиненных, что отныне все разговоры о делении страны и кыргызстанцев на “север” и “юг” будут сразу же пресекаться, более того, те, кто будет их инициировать, — наказываться.
Глава страны учинил настоящий разнос новым руководителям, ставшим у руля власти после мартовских событий. За то, что они за столь короткое время успели проявить свою сущность во всей красе — “начали пренебрежительно относиться к чаяниям людей, грабить народ, заелись и очерствели душой, забыв, какая участь постигла старую власть”. Некоторые акимы, сотрудники фискальных органов продолжают и сегодня жить и “кормиться”, как при старом режиме. Бакиев ясно дал понять, что от таких руководителей нынешняя власть будет освобождаться без всякого сожаления, иначе может лишиться доверия и поддержки народа.
Кроме руководителей прокуратуры, статорганов, СНБ и судей, все остальные будут назначаться с рекомендации губернаторов и глав местного самоуправления. Бакиев не дал четкого ответа на вопрос, который уже давно дискутируется в обществе: сколько же управленческих уровней будет в нашем государстве? Четыре или три?
Глава страны потребовал от губернаторов, министров соблюдать строгую государственную и трудовую дисциплину, показывая при этом пример подчиненным. Не проводить все время у себя в кабинетах или в заграничных командировках, а как можно чаще бывать в регионах, интересоваться и знать о существующих на местах проблемах. Отныне руководитель области, района должен будет раз в месяц отчитываться перед людьми. Контроль за этим он возложил на и. о. премьер–министра Феликса Кулова.
— Все, кто придет на работу после меня, может на работу не приходить, — предупредил он чиновников. — Телефоны прямой связи –“тройки” отныне чтобы находились в кабинетах министров, а не в приемных под рукой у секретарш. Из–за чего даже депутаты не могут связаться с министром.
Последнее заявление и тот тон, которым это было сказано, многим в зале напомнили покойного генсека СССР Юрия Андропова.
По словам Бакиева, 21 процент всех расходов госбюджета идет на поддержание управленческих структур, в последние годы они возросли на 1,3 млрд. сома. В расчете на одного чиновника мы тратим значительно больше денег, чем в той же России. Поэтому теперь во главу угла будут ставиться эффективность и качество работы управленцев. Сейчас рассматривается вопрос о повышении зарплаты служащим на местах, но одновременно с них будет больше и строже спрашиваться за работу.
Аплодисменты и возгласы одобрения вызвали слова президента о том, что некоторые акимы слабо разбираются в экономике района, зато поднаторели на проведении различных празднеств, проводов и встреч высоких гостей, референдумов и выборов. Он поручил своей администрации вести контроль командировок, чтобы посещения высокими лицами объектов “не легли дополнительной нагрузкой на бюджет района”.
Относительно самозахватов земли, блокирования трасс и других акций Бакиев выразился четко и ясно: они не имеют никакого отношения к революции, а их инициаторы преследуют свой узкий личный интерес.
Отдельно президент остановился на таких явлениях, как коррупция и взяточничество. Он признался, что они “захлестнули страну”. Ему известно, что некоторые новоявленные руководители уже стали торговать постами, выдвигать, проталкивать на высокие ответственные должности своих доверенных лиц. Коррупцию Бакиев сравнил с цепями, опутавшими государство. Она — причина того, что страна впала в нищету. Если с этой болезнью не справиться, то не стоит ждать больших изменений в жизни.
Президент обратил внимание органов местного самоуправления на то, что, занимаясь развитием сельского хозяйства, они забывают о духовном и физическом здоровье людей, поэтому призвал их присмотреться к школам, медпунктам. В каком они находятся состоянии? В достатке ли чистая питьевая вода? Бакиев поддержал введение в школах и вузах нового предмета — народных игр.
Как все и ожидали, ключевым вопросом в выступлении Бакиева были проблемы экономики. Самая большая новость, которую теперь будут муссировать в деловых кругах, это заявление президента о том, что необходимо отдать энергетическую отрасль в концессию. Курманбек Салиевич даже проговорился, что возможным концессионером может стать российская компания. Уровень коррупции в данном секторе настолько высок, что, как сказал Бакиев, никто не сможет навести здесь порядок. Тем самым он признал бессилие власти. Но при этом подчеркнул, и это очень важно, что при смене управления в энергетике никогда не согласится с повышением тарифов.
В скором времени банковская система пополнится открытием Айыл банка, его филиалы приблизят крестьян и фермеров к кредитам. Однако, по мнению президента, чтобы они были доступны сельчанам, процентные ставки по ним не должны превышать 15 процентов годовых.
Бакиев еще раз подтвердил, что является производственником. По его глубокому убеждению, только за счет создания новых рабочих мест можно вытащить страну из экономического кризиса. А это новые промышленные, перерабатывающие предприятия.
— Нужно создать условия, чтобы люди сами себя кормили, иного пути я не вижу…
Совсем коротко Бакиев сказал о необходимости сохранения единства и согласия между народами, проживающими в республике (а это более 80 диаспор), о том, что не должно быть деления на “старшего брата” и “младшего брата”.
Он не сказал о многих важных вещах, которые бы хотели услышать СМИ и гражданское общество. Но есть надежда, что это не последняя речь президента.
И еще. К сожалению, из–за крайне слабого перевода, а говорил К. Бакиев на родном языке, многие его высказывания можно было толковать, как кто понял толмача. Это явное упущение аппарата. И русскоязычная пресса с этим сталкивается уже не впервой.
Лариса Ли.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11032/