Эпоха Бакиева и демократии
Курманбек Бакиев вступил в должность президента Кыргызстана в
10 часов 02 минуты, после того, как зачитал текст присяги. Согласно Конституции, отсчет его президентского правления начинается именно с этой минуты и завершится точно к этому же дню и этой самой минуте, но спустя пять лет.
Вероятно, впервые в нашей истории произошло нечто такое, что является продуктом коллективного творчества, выражением народной воли. Гости и журналисты из дальнего зарубежья, которые также очень внимательно следили за происходящим, волновались не меньше наших граждан, так как понимали, что после мартовской революции почти все, что происходит в Кыргызстане, неизменно оказывается в фокусе международного внимания. Несмотря на ряд организационных недостатков и просчетов, факт инаугурации на площади Ала–Тоо был воспринят позитивно почти всеми — настолько была сильная энергетика и аура этого знакового дня. (А что касается просчетов, то многие уже заметили, что Бакиев быстро исправляет их.)
Вот что сказал по этому поводу Жаныш Курбанов, ныне первый заместитель губернатора Джалал–Абадской области, а в недалеком прошлом один из сторонников Азимбека Бекназарова, организатор массовых митингов протестов в 2002 году, когда в ходе кровавого столкновения с мирными демонстрантами акаевский режим получил смертельную рану, означающую начало его конца.
— После событий в Кербене народ Аксы стал лидером политических процессов в Кыргызстане. Это в конце концов привело к тому, что вся Джалал–Абадская область восстала из серых будней и рабства и породила кыргызскую революцию. И вот теперь уже весь Кыргызстан стал лидером в Центральноазиатском регионе, и дай Бог, чтобы мы и впредь никогда не были в аутсайдерах. Это как в игре в кок–бору (козлодрание) в южном его варианте, когда в споре за трофей подчас собираются несколько тысяч конников. Победить и не быть затоптанным в такой массовой игре может лишь группа умных всадников, если они будут действовать слаженно, четко и профессионально. А тот, кто впереди, всегда получает призы и награды.
Именно этот вкус лидерства и предчувствие цепи побед в недалеком будущем и есть самый драгоценный плод кыргызской народной революции.
И хотя пока еще практически ничего не сделано для того, чтобы в Кыргызстане заложить фундамент подлинной демократии, и угроза авторитаризма по–прежнему остается, нашим единственным пока еще, но весьма существенным приобретением является этот вкус победы и лидерства. В Кыргызстане существует независимая пресса в лице таких газет, как “Республика”, “Жаны Ордо”, “Аалам”, “МСН”, которые не только знают вкус свободы и, можно сказать, выстрадали ее, заплатив за нее сполна в годы акаевского режима, но и, что гораздо важнее, получили бесценный опыт и урок, когда в один день своими глазами увидели плоды своего труда, когда упорная борьба против авторитаризма приводит с годами к позитивным и даже историческим переменам. Те же самые смешанные чувства сегодня обуревают и революционеров, и героев из Аксыйского района, и защитников Джалал–Абада, Оша, участников мартовских митингов в Кочкоре, Таласе, “воскрешенные” команды бизнесменов Воробьева, Усенова и многих других, включая партию “Ар–Намыс” и совсем недавно полностью реабилитированного “узника совести” Топчубека Тургуналиева. Победа кыргызской народной революции — одна на всех — оказалась весьма плодотворной, не правда ли? Кыргызстан становится страной лидеров.
Приход Бакиева знаменует собой резкое усиление южных кланов, в то же самое время политическая реабилитация Феликса Кулова, как и предсказывалось многими экспертами, означает создание мощного сдерживающего инструмента против чрезмерного расширения влияния президента–южанина. Правда, многие эксперты до сих пор опасаются, что Кулов и его сторонники в известной степени являются более влиятельными и более склонными к авторитаризму, чем президент Бакиев и его окружение. Однако, как показали результаты прошедших выборов, Бакиев на сегодня является абсолютным политическим лидером.
И если сила Кулова в том, что он имеет возможность опираться на акаевские кадры и северные могущественные кланы, то Бакиеву, вдобавок к революционному электорату на севере и полностью подконтрольному, точнее, солидарному югу Кыргызстана, в котором проживает 60 процентов населения страны, и примерно миллиону наших соотечественников в России можно добавить еще один существенный фактор. Теперь многие сумели разглядеть, что за Курманбеком Бакиевым стоят шестеро его верных братьев и оценить их по достоинству. Очевидцы знают, что именно сплоченность и слаженность действий этой семерки во многом предопределили успех кыргызской революции. И хотя теперь некоторые вполне обоснованно опасаются того, что братья Бакиева могут в конце концов подвигнуть президента к авторитарным методам управления, однако знающие их ближе утверждают, что все они практически не уступают самому президенту в осторожности и прагматичности. Многие даже уверены в том, что только благодаря им, братьям Бакиева, сложился действительный паритет между севером Кулова и югом Бакиева.
Как бы там ни было в действительности, кажется чрезвычайно плодотворным постоянное соперничество между двумя этими группировками, и кыргызстанцы всегда будут поддерживать ту сторону, которая в один день начнет проигрывать. Если команда Бакиева чрезмерно усилится, я уверен, что это приведет к росту авторитета Кулова и наоборот, если вдруг в один день Кулов почувствует, что он уже одержал верх над Бакиевым, с того времени его электорат и влияние будут стремительно убывать.
Сегодня Бакиев выглядит настоящим лидером Кыргызстана, и если он и впредь будет играть по демократическим правилам, он всегда будет оставаться таковым, а Кыргызстан надолго станет лидером в Центральной Азии. Впрочем, если он откажется играть по этим правилам, эту инициативу может быстро перехватить Феликс Кулов. Волею небес и народа Кыргызстана наша страна в отличие от наших соседей, угодивших чуть ли не в ловушки авторитаризма, оказалась в своеобразной ловушке демократии, когда мирно сосуществуют две влиятельнейшие “партии” Кулова и Бакиева, которые вынуждены, соревнуясь друг с другом, развивать демократию. И Бакиев своей речью и поведением в этот знаменательный день в истории нашего народа еще раз подтвердил, что он прекрасно понимает правила этой игры.
Он прибыл на площадь в сопровождении эскорта мотоциклистов, перед принятием присяги прошел сквозь ряды воинов Национальной гвардии и по традиции предков был окурен дымом арчи. Затем он, положив руку на Конституцию, произнес присягу президента народу.
Председатель Центральной избирательной комиссии КР Туйгунаалы Абдраимов, вручивший президенту удостоверение, штандарт и нагрудный знак и первым поздравивший его со вступлением на эту высокую должность, был также удовлетворен происходящим, говоря, что сегодня мы испытываем редкий и счастливый день в нашей истории, когда наши слова не расходятся с делами.
А вот что сказал по этому поводу председатель Госкинофонда КР Замир Эралиев, чья картина о кыргызской революции, накануне инаугуруации впервые показанная по национальному телевидению, уже многими воспринимается как исторический шедевр документального кино и настоящее откровение о том, что происходило в Кыргызстане в последний год до революции и во время ее.
— Даже музыку мы теперь воспринимаем по–новому, понимаем, чувствуем ее истинную суть, красоту и величие. А во время акаевской лжи та же самая музыка воспринималась как–то фальшиво. Я надеюсь, что отныне и навсегда у нас все будет таким же истинным и вдохновляющим.
В своей инаугурационной речи К.Бакиев заявил, что испытывает чувство огромной ответственности, глубокого почтения и безмерного желания служить своему народу во благо государства и наших будущих поколений. “Мудрость правления, забота о людях, а не о себе, честность и справедливость — вот единственное, чего сегодня ждут от власти кыргызстанцы”, — подчеркнул президент.
“Я поздравляю тех, кто смело противостоял авторитаризму. Я отдаю дань глубокого почтения тем, кто погиб или перенес страдания, отстаивая подлинную демократию”, — отметил Бакиев.
Он также отметил, что подлинно свободные всенародные выборы президента еще раз доказали неисчерпаемый потенциал народа и кыргызского государства. Президент поздравил всех, кто с первых дней обретения независимости страны боролся за утверждение общепризнанных демократических принципов, смело противостоял авторитаризму, и отдал дань глубокого почтения тем, кто погиб или перенес страдания, отстаивая подлинную демократию, которая исстари была присуща кыргызскому народу.
“Мы показали всему миру, что мы нация, которая полна духом демократии и способна постоять за демократию. Развивать и далее демократические начала, гражданское общество, защищать свободы и права граждан — это наш долг и обязанность достойно продолжать происшедшие в стране революционные события”, — сказал президент.
Коснувшись темы международных отношений, Бакиев отметил, что мы будем жить в мире и сотрудничестве с нашими друзьями и соседями. При этом Кыргызстан не будет местом реализации чьих–то геополитических планов. Мы уважаем интересы других государств, но превыше всего для нас интересы собственного народа и государства — свободного и независимого Кыргызстана. Главное для нас — безопасность и процветание Кыргызской Республики.
В заключение глава Кыргызстана сказал, что, произнося слова присяги, думал о том, что в них выражено не только президентское обещание, но и смысл всей его жизни.
Замир Осоров.
Фото Владимира Пирогова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10996/