Высокая цена достоинства и свободы
Теперь уже, спустя 100 дней после мартовской революции в Кыргызстане, становится совершенно ясным, что сам по себе процесс смены власти в стране, чего так долго добивался народ, не означает автоматического решения всех накопившихся проблем, а тем более прихода счастливого времени процветания и стабильности. Мы только получили вновь историческую возможность построить островок демократии, тот самый шанс, который столь бездарно был истрачен во время 15–летнего президентства Аскара Акаева. Когда демократия так и осталась фасадом, ширмой, голословной установкой, методом выбивания западных кредитов и грантов хитроумного президента, больше всего пекущегося о процветании своей семьи и лояльного окружения, готового поддерживать его при любых обстоятельствах.
Да, это прекрасно, что у нас в стране поменялся президент, честно говоря, я уже боялся, что не только наши дети, но и внуки будут расти под сияющей улыбкой лысого ажо, столь позорно оставившего страну в критический для нее момент и теперь из своего безопасного далека оправдывающего всеми средствами свою трусость и малодушие. Для многих кыргызстанцев Аскар Акаев стал конченым президентом уже после того, как позволил своему близкому другу и патрону Борису Ельцину сыграть ложкой чечетку на его лбу. Могу представить, как выглядел этот процесс, как, наверное, слащаво улыбался Аскар Акаев этой шалости Бориса Ельцина, возможно, даже целуя его царскую руку.
Этот эпизод вспоминаю лишь с единственной целью — призвать нынешнего президента и всех будущих вести себя с должным достоинством — как равный с равными — в общении с сильными мира сего. Потому что для истинных граждан той или иной страны нет ничего более неприятного и унизительного, чем проявляющий подобные слабости президент. Вот почему мне всегда не нравились ни Усубалиев, ни ныне уже покойный Масалиев, ни тем более Акаев — все эти политики всегда выглядели фатально слабыми, выезжая за пределы Кыргызстана, в особенности в отношениях с руководством России, Узбекистана, Казахстана.
Бакиев так же, вне всякого сомнения, несмотря на свое революционное происхождение, склонен следовать той же самой верноподданнической традиции. Естественно, глупо было ожидать от него теперь и в ближайшем будущем какой–либо критики в адрес СНГ, ШОС, России, Китая, наших ближайших соседей, даже если там у власти находятся откровенные диктаторы, почти не скрывающие своего презрения к Кыргызстану и к ценностям демократии. Однако народ Кыргызстана, совершивший революцию, вправе требовать от своего президента более четкой и осмысленной позиции и дистанцирования от своего авторитарного окружения.
Дело здесь не только в соблюдении национального достоинства. Нашему правительству необходимо проводить полностью самостоятельную политику, не оглядываясь на своих соседей и ориентируясь прежде всего на развитые страны мира, неустанно требующие развития демократии. Потому что в противном случае, если оно попытается стать незаметным на фоне всех этих ШОС, СНГ, ДКБ и прочих коллективных организаций, то это неизбежно вызовет волну нареканий и подозрений в том, что наш демократично избранный президент хочет воспользоваться плодами мартовской революции в целях личного обогащения и утверждения своего нового авторитарного режима. Кстати, такой кыргызский президент вполне устраивал бы и всех наших сегодняшних соседей и союзников, включая Россию и Китай. И они, судя по всему, готовы пожертвовать многим, чтобы помочь Бакиеву в его авторитарном вырождении.
Народ же Кыргызстана, следует говорить об этом снова и снова, совершил революцию самостоятельно, в самый трудный и решающий момент, оставшись в одиночестве, без оппозиционных лидеров, один на один с прежней властью, планировавшей кровавое подавление революции, и смело пошел вперед, на штурм “Белого дома”. И победил. Этот народ, конечно же, теперь достоин развитой демократии и полностью подконтрольной власти — всех ее ветвей. Он достоин сильного президента, который не боялся бы лидеров мировых держав и в то же время служил народу, ради его блага, заручившись его поддержкой и доверием, а не себе, любимому, от имени народа, подгоняя под себя и Конституцию, и международные реалии, и внутриреспубликанскую политическую ситуацию.
Честно говоря, сразу же после приезда из Астаны, после саммита ШОС 5 июля сего года, когда, по мнению некоторых обозревателей, была подписана “реакционная в своей сущности резолюция”, разрешающая Исламу Каримову расправиться с беженцами на территории Кыргызстана по своему усмотрению, а также ставящая вопрос о сроках вывода военных баз США из Кыргызстана и Узбекистана, я был разочарован в нашем лидере, уступившем давлению глав авторитарных и антинародных режимов. Теперь же, после успешной встречи Курманбека Бакиева с прибывшим из Вашингтона министром обороны США Дональдом Рамсфелдом и вполне благополучным разрешением проблемы пребывания военной базы Ганси в “Манасе”, когда, судя по всему, Кыргызстан в ходе этой сделки и обновления прежнего договора получит солидную материальную помощь от США (ожидается не только повышение арендной платы за пользование нашим аэропортом примерно в два раза — до 100 миллионов долларов в год, но и предоставление Кыргызстану беспроцентного кредита в 200 миллионов долларов США), можно только похвалить нашего лидера за проявленную самостоятельность и дипломатичность. Которая, заметим сразу же, принесла такие большие политические и экономические дивиденды нашей стране. Я абсолютно уверен в том, что если президент и в будущем будет проводить подобную же сбалансированную политику на международной арене, дистанцируя себя от своих назойливых соседей, не имеющих ни денег, ни идей, ни желания строить демократию, можно ожидать лавинообразного нарастания экономической и политической поддержки нового курса Кыргызстана.
Я, конечно же, далек от утверждения, что страны Запада всегда будут правы. По мнению некоторых наблюдателей, страны Восточного блока, такие как Польша, Чехия, в настоящее время испытывают значительные экономические трудности, связанные с тем, что они слишком рьяно бросились в омут ЕС и рыночной экономики. В частности, установление единых стандартов и правил для всех стран ЕС, свобода торговли и бизнеса в рамках всего континента подорвали их слабые национальные экономики и производства, в результате чего прогнозируемого выравнивания уровня жизни в рамках ЕС так и не произошло.
Так вот теперь Кыргызстан, балансируя между странами ШОС и Запада, проявляя чувство собственного достоинства и блюдя свои материальные и политические интересы, а не следуя слепо в фарватере великих держав, может выверить для себя наиболее выгодный курс и стратегию, которые позволили бы нам не только поднять свое производство, туризм, энергетику, но и сделать это наилучшим и наибыстрейшим образом. Так, как это удалось Южной Корее, Тайваню, Сингапуру, послевоенной Западной Германии. Руководители всех этих стран сумели с наибольшей выгодой использовать все выпавшие на их долю исторические преимущества.
Хочется сказать вслед за Бакиевым и Отунбаевой: давайте будем строить великое будущее! Раз судьба подарила всем нам такой уникальный шанс. Страны Запада вновь начинают верить, что в Кыргызстане можно построить островок демократии и процветания. Народ Кыргызстана также горит желанием показать всему миру, что он достоин самой лучшей доли. Более того, рядовые граждане соседних авторитарных режимов тоже желают успехов нам, чтобы в свою очередь начался процесс смены власти и демократизации у них.
Замир Осоров.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10896/