Оксфорд–стрит глазами бишкекчанки
Динара Макешева — профессиональный фотожурналист, представившая на суд зрителей в музее изобразительных искусств свою первую профессиональную фотовыставку под названием Oxford str., считает, что никогда не поздно овладеть какой–то новой профессией.
Что мы знаем о лондонской Оксфорд–стрит, безвылазно сидя в Бишкеке? Ровным счетом ничего, кроме знакомого уху названия одного из славных университетских городков Англии. А между тем эта улица сродни знаменитой Пятой авеню в Нью–Йорке, богемному Монмартру в Париже, легендарной Дерибасовской в Одессе или популярному Старому Арбату в Москве.
Желание показать бишкекчанам этот уникальный мир на Оксфорд–стрит, рассказать об атмосфере духовной толерантности и торжествующего космополитизма, природной интеллигентности и демонстративной самобытности побудило опытного фотожурналиста Динару Макешеву к созданию тематической фотогалереи.
Коллекция представляет собой уличные зарисовки — лица прохожих, маленькие жизненные сценки, незаметно выхваченные камерой пытливого художника. Это уличные музыканты, бродячие артисты и художники, панки и рокеры, студенты и пенсионеры, заезжие туристы — словом, постоянные обитатели и случайные посетители одного из самых популярных районов Лондона.
Фотожурналистикой Динара Макешева стала заниматься относительно недавно — с 2000 года, работая в качестве контрибьютора и координатора программ в кыргызском представительстве Института по освещению войны и мира (IWPR — Кыргызстан). Работая в жанре политической журналистики, она сопровождала снимками новостные и аналитические статьи из КР для информационной службы «Репортажи Центральной Азии». В марте 2005 года Динара обеспечила для IWPR бесперебойное фотоосвещение жарких политических событий, происходивших в стране. В этот же период началось ее сотрудничество с «Ассошиэйтед пресс». А 1 июня в Лондоне в Frontline Club состоялась ее персональная выставка на тему «Кыргызстан: март 2005». Мы встретились с Динарой, чтобы задать ей несколько вопросов.
— Динара, как прошла выставка за рубежом?
— Я думаю, успешно. Мартовские политические события в Кыргызстане вызвали неподдельный интерес у лондонской публики. Ярким и красноречивым свидетельством этому стал тот факт, что несколько работ «умыкнули» прямо с выставки.
— Что вы говорите! А как же отечественный зритель? Когда и где он сможет увидеть ваши работы?
— Мои работы публиковались в разных отечественных и зарубежных изданиях, с некоторыми из них можно ознакомиться на сайте IWPR. А вот после презентации выставки Oxford str. на меня вышли представители Министерства иностранных дел Кыргызстана, чтобы выкупить мои фотографии о мартовской революции для посольств КР за рубежом. Я их просто подарила. Это тридцать моих лучших работ.
— Как вы пришли к идее создания выставки Oxford str.?
— Идея такого фоторепортажа подспудно зрела давно. Я часто по роду службы бываю в Лондоне, получая огромное удовольствие от посещения этого города. Каждый раз после приезда в Бишкек, зарядившись до следующего раза порцией позитивной энергии, я хотела поделиться этим со своими близкими и родными, друзьями и знакомыми. Но не знала, как это сделать, искала особую тему. Однажды старшая сестра, которая побывала во многих странах, и в Англии в том числе, посоветовала мне: «Сходи на Оксфорд–стрит — и ты увидишь там весь мир». Я так и сделала. Это было в середине июня. Я провела на этой улице три дня, и практически все снимки оказались удачными. Но я бы никогда не решилась организовать выставку, снимки делались для частной коллекции. Приехав, я показала их сестре. Она у меня очень суровый и безжалостный критик. И когда я услышала от нее рецензию на пять–шесть снимков: «Неплохо, очень недурно», это для меня было выше всякой похвалы. Потом на какой–то рабочей встрече я показала несколько кадров Ежи Скуратовичу, постоянному представителю ПРООН в Кыргызстане. Его реакция была быстрой и неожиданной: «Давай, делай выставку, я помогу». Это меня очень вдохновило. Но уверенности в себе добавила, конечно, высокая оценка моего коллеги и в некотором роде учителя, профессионального фотографа Эркина Болжурова. Именно он подсказал мне сделать несколько снимков в черно–белом изображении, от чего они только выиграли.
— Были какие–то казусы во время съемок? Как на вашу фотокамеру реагировали «чопорные англичане»?
— Проблем не было вообще. Кто–то абсолютно не реагировал на камеру, кто–то начинал позировать, хохмить. Но я не люблю постановочные фотографии. Я пыталась словить естественные непринужденные кадры из жизни. Например, в какой–то момент я устало опустилась на скамейку и вдруг вижу — идет старик. Такой фактурный, благородный, но одинокий и заброшенный. Наверное, когда–то он кем–то был, и у него, возможно, была блестящая жизнь. Но сегодня он оказался на обочине. Его потухшие глаза меня просто потрясли, в них было столько усталой одинокости. Я стала его снимать, а он не обращал на меня никакого внимания, даже не заметил. Вообще Лондон — город одиночества. Там, как и во всех мегаполисах, трудно найти друзей. Там каждый сам по себе. Вот еще один яркий эпизод. Идет мужчина с чемоданом и ищет что–то по карте, кого–то спрашивает, но ему не отвечают. Скорее всего, не понимают его. Вскоре он плюет на все это, садится прямо на тротуар, достает художественную книгу и читает. Я к каждой фотографии придумывала свои истории… Одна женщина за рулем остановилась у светофора, на ее лице отражалось страдание. Она настолько погрузилась в себя, что не слышала, как ей сигналят сзади, что я совсем близко снимаю ее… Еще одна картина меня поразила. Пожилая женщина ведет за руку маленькую девочку. Между ними разница в шестьдесят лет, а взгляд совершенно одинаковый. Были на этой улице люди, которых я знаю уже не один год, — чернокожий саксофонист, мужик в юбке с волынкой в руках. Под конец я вошла в такой раж! Выбегала на проезжую часть и снимала интересные лица за рулем, на другой стороне улицы, стояла под проливным дождем, чтобы снять, как он льет… Мне хотелось показать, что мы все, несмотря на наши различия — языковые, ментальные, культурные, — люди одной общей планеты. Мы все очень похожи, мы можем и должны понимать друг друга.
— Каковы дальнейшие планы?
— В начале августа надеюсь посетить Китай. У меня возникла идея создать серию фотографий о пожилых людях этой страны. Когда я была там в прошлый раз, именно пенсионеры и старики поразили меня больше всего. Во–первых, я избавилась от некоего стереотипа, устоявшегося мнения, навязанного нам европейцами, что китайцы все на одно лицо. Я с этим категорически не согласна — они все очень разные. Второе — они очень одухотворенные. Они занимаются гимнастикой, творчеством, ремеслами, какой–то деятельностью в духовной сфере. Они красиво и благородно стареют, глаза у них просветленные. Я хотела бы снять и наших стариков, чтобы сделать потом сравнительную выставку. Очень хочу поехать в этнографическую экспедицию по отдаленным районам Кыргызстана. А в перспективе Италия, Турция — южные страны, где живут очень колоритные, эмоциональные, экспрессивные люди, у которых все написано на лицах. Все можно прочитать.
— Я понял, что вас больше интересуют люди, то есть ваше амплуа — это фотопортрет. Почему? В чем ваша сила, как вы думаете?
— Вы правильно поняли: я люблю людей. И люди чувствуют мою любовь к ним и открываются передо мной, доверяют. Может быть, поэтому мне одинаково удаются портреты как политиков, так и простых граждан. Все мои друзья признаются, что их никто так хорошо не снимает, как я. Потому что я делаю это с любовью. Я долгое время работала в политической фотожурналистике. В моем портфолио есть серия «Политики Кыргызстана». Поверьте, это очень трудно. У многих политиков, публичных людей тяжелая аура. Как правило, это закрытые, скованные, очень контролирующие себя люди, с ними не так просто общаться. А мне удавалось их расслабить, рассмешить. В моем фотоархиве есть уникальные снимки известных людей в непринужденной позе, в обстановке наивысшего душевного комфорта. Если честно, я для этого не прикладывала особых усилий, просто пустила в ход весь свой актив — талант коммуникатора. У меня есть давняя идея сделать фотоальбом «Политики без галстука». Думаю, что рано или поздно осуществлю этот проект.
— У вас есть голубая мечта?
— Моя мечта — ездить по странам и снимать людей. Не пейзажи, не архитектуру, а людей. Потому что в глазах людей можно увидеть такую палитру чувств, которая богаче природы и искусства, больше и глубже жизни. Я хотела бы заняться рекламной фотографией — снимать детей и взрослых для рекламных акций, на плакаты, щиты, билборды. У меня есть небольшой опыт в этом деле, я работала в рекламной кампании последних депутатских и президентских выборов. Максим Суханов, известный московский фотограф, приезжавший тренером на семинар Фонда Сороса для фотожурналистов, посмотрев мои снимки, сказал: «Вам надо покупать студийную аппаратуру и заниматься рекламой». Я чувствую, что это мое, что я умею это делать. Очень люблю детей, мне нравится красиво одевать их и показывать. Вообще люблю красоту во всех ее проявлениях.
Интервью провел
Слава БОГДАНОВИЧ.
Фото Динары МАКЕШЕВОЙ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10833/