Даешь хайкинг!
Пешочком, пешочком да через горочку. А вокруг — просто волшебная красота. Сочная зелень, пронзительная лазурь, кучерявая белизна… И почему это мы предпочитаем таким путешествиям банальные пикники у обочины? Но может — это временные пристрастия (вот эти вот ленивые, пузогрейничьи посиделки)? И завтра еще пяток людей, потом еще десяток запишутся в поклонники хайкинга, пешеходного туризма в горах? Тем более отныне сделать это проще: организовался Союз пешеходного туризма Кыргызстана. И он открыт для любого, кто желает «наматывать» километры горных тропок в погоне за экзотическим да и просто физическим наслаждением, может быть, на грани экстрима.
Этот Союз буквально на днях презентовал промаркированный маршрут. Вообще–то маркировка — стрелочки на камнях, деревьях — как бы признак цивилизации. Уж следуя за ними, вряд ли окажешься на Суусамыре вместо Каракола.
Презентационный маршрут пролегал через Светлую Поляну в Джети–Огуз. Непосвященных просвещаю: это переход из одного ущелья через хребет в параллельное.
Прогулочка, обозванная первоначально «для школьников» (специалисты уверяли: степень сложности — «однерочка», самая низкая), на самом деле уже через час вызывала единственное желание — остаться тут жить. Ибо непривычные к подобным нагрузкам ноги (перебежка от остановки к остановке не в счет) нести отказывались.
— Хех, привыкли в офисах целлюлит лелеять, вот и расплачиваетесь, — «подбадривал» попавший в группу скалолаз.
Возражать не хотелось.
В отличие от нас норвежцы шли бодренько и без устали щебетали. Впрочем, когда узнали, каков «пробег» каждого, все стало ясно. Дело в том, что именно с подачи Норвегии был организован этот проект. И если бы не наша революция, воплотился бы он раньше. Хотя политическая перетряска невозмутимых скандинавов ничуть не взволновала.
— Ни один из моих соотечественников не отказался от поездки в Кыргызстан, — заметил Эрик Холтедахел, консультант Союза пешеходного туризма. — Наоборот, большие очереди желающих! Может быть, это особое свойство горных туристов — не бояться сложностей?
Именно поэтому он считает, что у такого вида туризма большие перспективы.
При чем тут норвежцы, спросите вы? Горный туризм в их стране — очень популярный вид спорта, буквально ставший образом жизни каждого.
— Хотя он у нас начался довольно поздно — 120–130 лет назад, — поясняет Эрик. — Норвегия была очень бедной страной в северном краю Европы. Люди жили и работали в горах, но и в мыслях не было заняться горным туризмом.
Первооткрывателями там стали… англичане. А сейчас Норвежская ассоциация горного туризма имеет внушительные цифры: более 200 тысяч членов, 20 тысяч километров троп и 6,5 тысячи километров лыжни, 410 горных станций… И это в стране с примерно таким же населением, как в Кыргызстане. Почему бы не применить опробованную модель, пусть с адаптациями, к нашей стране? Это и предложил еще в незапамятный Международный год гор госсекретарь Норвегии Ким Траавик.
Ну раз уж «сползли» к теории, то еще немножко пояснений. Дело в том, что этот проект не зацикливается на вождении «буржуев» и иже с ними по великолепным ущельям, над суровыми пропастями к завораживающим вершинам. Помимо разработки и маркировки маршрутов, создания перевалочных хижин, планируется создать карты (большой дефицит по нынешним временам). И что интересно — привлекать к работе подрастающее поколение. Чем плохо: тут тебе и агитация за здоровый образ жизни, и возможность подзаработать для своей учебы.
Ну, с отступлениями покончено, вернемся к походу. Так вот, эти 17 человек из северной страны, вооруженные огромными рюкзаками, дали фору многим кыргызстанцам. И это при том, что им по 40–50 лет! Был даже дедушка 76 лет, за которого все переживали. Подымался медленно–медленно, рассчитывая силы. Зато успевал разглядеть все красоты и даже увидел животное, в Норвегии называемое леммингом (словом, хомяка какого–то). Всем остальным членам группы из всех зверушек достался только барсук в капкане.
Первый привал. Панорама — загляденье: вдали едва проглядывает Иссык–Куль, по обе стороны — склоны в темных елках, изредка попадаются «элементы декоративного садоводства» (круги и сердечки из можжевельника) и где–то сбоку проступают красные очертания Джети–Огузского выноса. Отдышались, уничтожили содержимое ланч–боксов, стали знакомиться.
— А я тут для того, чтобы практиковать свой английский, — чистосердечно и на инглише признался 14–летний Улан.
Потом выяснилось, что это добрая практика — брать в поход одного из воспитанников «Альпийского фонда» (туда ходят заниматься неблагополучные, по обывательским меркам, дети, чьи родители мигрировали из глубинки, например, и не могут дать чаду надлежащее образование). «Баласенок», к слову, всем полюбился: серьезный мальчишечка, уважительный. А как скакал по горам — прямо элик (еще бы — он ведь нарынский).
— У меня вредная привычка есть — любопытный я, — вздыхал пацан и спрашивал разрешения у взрослых сбегать посмотреть, что за тем камнем.
— У нас нет особой привычки брать что–то из похода, — рассказывает Эрик. — Но норвежцы частенько привозят засушенные травы. Я как–то в горах нашел вот такой камень (раздвигает руки: с хорошую кастрюлю площадью и толщиной сантиметров пять). Принес домой: красивый, в виде плоского сердечка.
Узнав, кто есть ху, группа затевает культурный обмен: мы вам — кыргызскую песню про любовь, вы нам — свою. Как норвежцы пели! Мы заслушивались их стройными голосами (интересно, что все песни напоминали бравурные марши и гимны). Кстати о гимне: когда все благополучно (если не считать дождя, пробравшего до костей) спустились к палаточному городку, началось этакое песенное состязание — ыркесе. Кому–то пришла в голову мысль исполнить родной гимн. И если бы не «баласенок», затея бы эта провалилась. К стыду своему, никто не знал слов и даже — не встал. Зато во время норвежского гимна все как один поднялись. Эх, кочевники мы…
А надежда все же теплится: будем и мы когда–нибудь не просто восторгаться красотами родины, но и трепетно их беречь, будем действительно гордиться тем, что живем в Кыргызстане. Ведь можно постараться? Можно начать уже сегодня, с себя?
Татьяна ОРЛОВА.
Фото автора.
Спасибо за все Союзу пешеходного туризма Кыргызстана, в частности компаниям «Нови Номад», «Муза», «Экотрек».
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10806/