Нелегитимная Фемида
Пункт 12 раздела V Закона Кыргызской Республики “О новой редакции Конституции Кыргызской Республики” от 18 февраля 2003 года изложен в следующей редакции:
“После вступления в силу настоящего Закона судьи всех судов Кыргызской Республики сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они избраны или назначены. Вакантные должности судей замещаются в порядке, установленном Конституцией Кыргызской Республики в новой редакции”.
Чтобы, значит, не парализовать работу судов, чтобы легитимность полномочий судей не подвергалась сомнению в связи с вступлением в силу новой редакции Конституции.
На первый взгляд, смысл и содержание данного пункта не вызывают сомнений. Но при детальном юридическом толковании данной нормы обнаружена проблема государственного масштаба, которая своевременно не была разрешена бывшим президентом Акаевым и бывшим Жогорку Кенешем.
В чем же суть противоречия?
Председатель Конституционного суда, а равно председатель Верховного суда и председатели всех местных судов кроме судейских полномочий обладают также полномочиями руководителя, которые носят административный и процессуальный характер (наем работников аппарата суда и обеспечение функционирования суда, распределение поступивших заявлений, жалоб, дел, представлений и ходатайств между судьями, получение жалоб на действие или на бездействие судьи и др.). Такими полномочиями не наделен ни один рядовой судья. Кроме того, только председатель Конституционного суда председательствует на заседаниях Конституционного суда, подписывает и оглашает решения Конституционного суда.
Таким образом, полномочия судьи и председателя суда являются неидентичными и существенно различаются.
Поскольку в соответствии со статьями 46 и 58 Конституции указанные должностные лица назначаются и избираются не в качестве судей, а в качестве руководителей судебных органов, то законодатель обязан был перечислить и включить в пункт 12 раздела V названного выше Закона наравне с судьями и руководителей всех судов. Однако новая редакция Конституции ни в пункте 12 раздела V, ни в других статьях не оговаривает сохранения полномочий руководителей судебных органов.
Следовательно, действие пункта 12 раздела V Закона Кыргызской Республики “О новой редакции Конституции Кыргызской Республики” от 18 февраля 2003 года не распространяется в отношении председателей Конституционного, Верховного и всех местных судов, а равно на их заместителей.
Значит, после вступления в силу новой редакции Конституции Кыргызской Республики все должности руководителей судебных органов являются вакантными. Но, несмотря на этот факт, до сегодняшнего дня бывшим президентом Акаевым из числа руководителей высших судов заменена только одна Н.Бейшеналиева и вместо нее избран председателем Верховного суда Кыргызской Республики К.Осмонов.
Остальные руководители судов, включая председателя Конституционного суда Ч.Баекову, продолжают отправлять должностные функции руководителя, ошибочно руководствуясь тем общим принципом, что закон не имеет обратной силы.
Напрашивается следующий двоякий вывод:
1. Видимо, авторы новой редакции Конституции забыли включить руководителей судов наравне с судьями в пункт 12 раздела V вышеназванного Закона, ошибочно предполагая, что судьи и руководители судов имеют одинаковые полномочия.
2. Либо авторы новой редакции Конституции предполагали должности руководителей судов сделать вакантными и замещать их в порядке, установленном Конституцией Кыргызской Республики в новой редакции.
На основании пункта 1 статьи Основного закона “Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике”, и независимо от того, что предполагали авторы, бесспорным является то, что полномочия руководителей судов нелегитимны ввиду несовпадения полномочий судьи и полномочий руководителя суда.
Вопрос легитимности полномочий руководителей судов в республике не просто юридический казус, а установленный юридический факт. Об этом впервые 13 мая 2003 года официально написал судья Конституционного суда Кыргызской Республики М.Кайыпов и адресовал свою служебную записку председателю Конституционного суда Ч.Баековой, президенту Кыргызской Республики А.Акаеву, депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и судьям Конституционного суда.
Данный вопрос был предметом обсуждения Комитета по госустройству Собрания народных представителей Жогорку Кенеша и за подписью председателя комитета В.Диля вынесено заключение о разрешении конфликта на заседании Жогорку Кенеша.
Кроме того, этот вопрос был предметом неоднократных обсуждений и дискуссий на радио “Азаттык”.
Существует двоякий путь разрешения данного юридического казуса.
Первый — по инициативе парламента. Тут необходимо срочно организовать принятие Закона “О толковании пункта 12 раздела V Закона Кыргызской Республики “О новой редакции Конституции Кыргызской Республики” от 18 февраля 2003 года.
Если депутаты примут данный Закон и действие пункта 12 раздела V этого Закона будет распространено на руководителей судов, тогда отпадает вопрос об их нелегитимности.
В случае, если депутаты не смогут принять закон о толковании (в двух чтениях и большинством не менее двух третей голосов), то установленный юридический факт отсутствия полномочий руководителей судов и вакантности этих незамещенных должностей будет дополнительно подтвержден парламентом.
После того как проект закона не будет принят, необходимо внести в Жогорку Кенеш представления на кандидатов для замещения должности председателя Конституционного суда, заместителя председателя Конституционного суда, всех заместителей председателя Верховного суда Кыргызской Республики, а также необходимо внести представления для получения согласия на назначения всех незамещенных руководителей местных судов.
Замир Осоров, Бахбур Аленов.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10358/