Будет ли у нас достойная национальная идея?
Закон суров , но это закон. Почему–то из сотни замечательных пословиц, которые нам, студентам, полагалось знать наизусть, чтобы сдать экзамен по латинскому языку, именно эта засела в памяти глубже всего. Тогда, в юные годы, — а латынь мы изучали на первом курсе, — размышляя над сутью этой пословицы, мы старались понять и принять на всю свою жизнь принцип уважительного отношения к законам своей страны. Мы понимали, что если бы не было законов, регулирующих отношения во всех сферах жизни людей, то не было бы организованной жизни в обществе, а был бы хаос. Но мы понимали и то, что ключевая идея этой пословицы состоит в том, что если закон принят, то его следует во что бы то ни стало соблюдать всем без ограничений и исключений, дабы предотвратить поощрение вседозволенности и безнаказанности, что неминуемо ведет к извращению сознания и разложению общества, а во многих случаях к его гибели.
Я вспоминаю первые годы независимости, когда в Кыргызстане с огромным воодушевлением и надеждой началась правовая реформа. Была всенародно обсуждена и принята первая в истории Конституция суверенного Кыргызстана. Тогда наш народ глубоко верил, что с образованным, трудолюбивым, как нам казалось, интеллигентным президентом мы будем успешно строить новый благополучный и процветающий Кыргызстан на принципах уважения к законам и справедливости. Нам казалось, что и Аскар Акаевич в это глубоко верит.
Первое острое разочарование постигло кыргызстанцев, когда откровенно и беспомощно один из первых премьер–министров Кыргызской Республики, а они, как вы хорошо помните, менялись у нас часто, заявил на одном из официальных мероприятий, что “у нас не воруют только дураки и ленивые”. Увы, он не лукавил.
Воровать — значит переступить закон, и не важно, мало или много украл и каким способом, но укравший должен понести соответствующее наказание. Это — норма жизни здорового общества. Какова же была реакция на откровенное высказывание того премьера со стороны президента и его команды? Премьера спокойно отправили в отставку, а его “крылатую фразу” стали цитировать с каким–то понятным только им удовольствием. Власть все больше убеждалась, что эксперимент по постепенному внедрению в кыргызстанское общество извращенных правовых и нравственных привычек получил успешный старт.
Через некоторое время последовало следующее памятное заявление уже самого президента о том, что “коррупция дошла до седьмого этажа Дома правительства”. И снова никаких решительных действий в защиту закона ни со стороны президента, ни со стороны его команды, ни со стороны правосудия. Почему? Да потому, что это было поистине открытым признанием Аскаром Акаевичем очередного успеха в реализуемом эксперименте по правовому разложению неокрепшего молодого независимого государства. Президент, подбадриваемый близкими, бывшими коллегами по вузу, родственниками и земляками, дружно и уверенно занимавшими ключевые чиновничьи должности во всех эшелонах власти, как ученый со стажем методично готовил общественное сознание к главным событиям по нарушению законности.
Возможно, кто–то из вас, уважаемые читатели, подумает: “Перегибает палку!”. Мне бы тоже хотелось так думать. Но нет — не получается.
Кульминацией в проводимом эксперименте были сделки с Основным законом — Конституцией Кыргызской Республики, и участие в президентских выборах на третий, сверху установленных Конституцией, срок подряд. Идейным сподвижником и союзником в поисках лазеек для господина А. Акаева стала, все мы прекрасно это знаем, председатель Конституционного суда госпожа Чолпон Баекова. Первые годы независимости, когда мы часто по телевидению видели эту высокообразованную, умную женщину на трибуне “легендарного” парламента, такую одухотворенную, целеустремленную, многие восхищались ею и искренне верили в нее. Но метаморфоза, которая произошла с ней чуть позже, вызвала у нас только фрустрацию, то есть чувство большого разочарования, крушение надежд. Если бы ей хватило мужества и силы тогда честно сказать народу Кыргызстана, что президент Акаев не имеет права участвовать в президентских выборах подряд в третий раз, она бы осталась в истории нашей страны великим человеком, остановившим беззаконие и произвол! Это бы своевременно дало Кыргызстану шанс остановить преступный эксперимент юного политика Аскара Акаева и его окружения, потерявшего стыд и чувство меры. Она могла это сделать, если бы очень захотела. Но в истории сослагательных наклонений не бывает. Предпочтение было отдано другому решению.
А дальше, мы все свидетели, все пошло “как по маслу”. Открылась “широкая и светлая перспектива”. Врата в торжество Семейного права, безудержной лжи, представления желаемого за действительное, угодничества и небывалой коррупции были открыты настежь. Экономическое, экологическое и социальное положение страны стабильно ухудшалось де–факто. Долги страны перед кредиторами увеличивались пропорционально уверениям о неуклонном росте экономики. Бедность “успешно” нарастала в унисон реализации государственной программы ее сокращения. Трудовая миграция за пределы страны негласно активно поощрялась, дабы не создавать власти головной боли, решая людские социально–экономические проблемы. Кадры XXI века, представители лучшей, одаренной, перспективной кыргызстанской молодежи, не будучи востребованными на родине, разбредались по всему миру в поисках счастья, лучшей доли и будущего. Дети с детского сада и школы, не говоря уже о вузах, стали активными свидетелями многочисленных противозаконных поборов, а знания, образованность и нравственная чистота катастрофически теряли привлекательность и социальную значимость. Такие священные профессии, как учитель и врач, стали непочитаемыми. Старики безутешно, беспомощно, отчаявшись, доживали свой век.
Все перевернулось с ног на голову.
А на этом фоне акаевского “светлого периода в кыргызской истории” Семья и кучка приближенных лихорадочно обогащались. По всей стране искусственно подводились под банкротство перспективные, сумевшие вопреки неимоверным сложностям сохраниться промышленные предприятия, банки, пансионаты и дома отдыха, а затем и целые отрасли с тем, чтобы затем за бесценок быть приобретенными ими. Все это уже стало делаться открыто и цинично, с чувством полной безнаказанности.
А что же наш народ? Народ сначала наблюдал за всем этим с оцепенением от неожиданности такого откровения, потом с удивлением, размышляя над тем, как же долго может это продолжаться и каких размахов это может достичь. Но потом, когда аппетиты стали непомерными, спохватился, мол, могут же проглотить все и вся и наступит непоправимое. И оно едва не наступило.
Выборы в Жогорку Кенеш вывели народ Кыргызстана из кошмарного гипнотического сна. Пробуждение было трудным, как после тяжелого похмелья. Предвыборный марафон и сами выборы продемонстрировали все “великолепие” развернувшегося во всю мощь эксперимента по шельмованию законов нашей страны. Все это так свежо в памяти, об этом уже так много написано, что не будем тратить на это бумагу еще.
Финал всему этому, как и ожидалось, получился весьма печальным и прозаичным. На пятнадцатый год президентства Аскар Акаев, так и не став взрослым, зрелым политиком, трусливо бежал со своей семьей из страны “с чистым перед народом душой, сердцем, помыслами и делами”, оставив в наследство несчетное количество бумажных программ, еле живую экономику, огромные долги, грязную окружающую среду, “успешно преодолеваемую бедность” и стыд перед мировым сообществом за “поступок” всенародно избранного президента, который еще долго будет ассоциироваться с Кыргызстаном.
Но самое главное и самое трудное наследие — это зараженное вирусом неуважения к законам сознание людей, которое непростительно легкомысленно относится к этой беде, не видит в коррупции, лжи и воровстве всей меры опасности ни для себя, ни для общества. А это целые поколения людей. Это поколение управленцев, чиновников, предпринимателей, работавших на режим акаевского периода. Это молодежь до 30–35, становление и развитие которой как личностей происходило именно в этот период. Это дети, родившиеся в этот период, а многие из них уже почти взрослые, которые выросли в той атмосфере. С большой оговоркой можно, наверное, исключить стариков, которых сформировал предыдущий режим и которые так и остались ему верны.
Как же быть и жить нам дальше с этим вирусом в сознании? Этот вопрос мучает меня с первого момента наступившего нового периода нашей истории. Уверена, и вас, уважаемые читатели, не оставляет в покое этот вопрос. Нисколько не умаляя значения программ и планов по решению экономических и социальных проблем, нисколько не принижая важности оптимального решения политических вопросов, в том числе и связанных с Конституцией страны, а, наоборот, считая, что это исключительной важности дела, хотелось бы одновременно активно привлечь внимание к поиску ответа и на этот вопрос.
Да, кто–то может возразить, мол, есть аксиома: бытие определяет сознание, стало быть, сначала надо разобраться с экономикой, дать людям работу, создать условия для благополучной жизни и т. д., а все это потом определит сознание людей. Вроде бы все просто. Так–то оно так, но все простое, как правило, — самое сложное. У известной аксиомы есть ведь и другая сторона, а именно: сознание в свою очередь активно воздействует на бытие, изменяет и преобразует его.
С завирусованным сознанием подавляющего большинства наших соотечественников как же решать предстоящие поистине важные и сложные экономические, политические и социальные и другие проблемы?
Наиболее эффективный и испытанный метод лечения большинства вирусов, если не сказать всех, — применение ударной дозы антибиотика до полного выздоровления, но параллельно с витаминотерапией.
В нашем случае в качестве ударной дозы антибиотика должно быть безусловное наказание за любое нарушение закона всех нарушителей без исключения в соответствии с установленным законодательством Кыргызской Республики порядком.
В качестве витаминотерапии необходимо вести целенаправленную и систематическую разъяснительную и воспитательную работу среди всех категорий граждан страны по созданию прочного иммунитета относительно уважительного и признательного отношения к закону, чтобы это стало нормой, как писал классик, “вошло в плоть и кровь” нашей повседневной жизни.
Успех возможен лишь при обязательном выполнении этих условий. Прочно закрепить успех возможно лишь при условии, что такой метод лечения заболевших будет применяться ко всем безоговорочно.
В детстве, как–то собравшись с друзьями, мы услышали любопытную историю от моей старшей сестры о том, что в Китае существует строгий закон: украл, кто бы это ни был, — отрубают левую руку, повторно украл — отрубают правую руку, и все, кто встречает человека без руки, знают, что он был вором. Такое наказание должен понести каждый укравший в Китае. Тогда это произвело на наше детское сознание очень сильное впечатление. Говорят, что этот закон действует и поныне. Только таким образом власти многомиллионного Китая смогли заставить граждан неукоснительно уважать и признавать закон, и сегодня весь мир наблюдает, как успешно развивается эта великая страна. Уважение — это социально–нравственная категория, ее можно осознать и принять только умом, чтобы безусловно руководствоваться в своих поступках.
Простите, ради Бога, за пример, который хотелось бы привести как положительный в применении технологии такого метода. Просто он самый свежий, как говорят, под рукой. Правда, в этом примере абсолютно отсутствует представление об уважении к закону, то есть нравственно–социальный аспект, а наоборот, бессовестное его попрание. Я хочу лишь сказать о примере безупречного применения технологии такого метода. Да–да, это режим акаевской Семьи вместе с Главой по поводу внедрения коррупции в наше общество: безусловное наказание за непослушание, целенаправленность и систематичность в достижении цели, в итоге потрясающий результат — коррупция во всем, массовая эпидемия мздоимства повсеместно, перевернутое общественное сознание.
Воистину нет худа без добра. Не надо изобретать заново систему, а только использовать этот механизм, НО только для противоположных целей.
Мы много, до оскомины во рту говорили за прошедшие годы независимости о национальной идее. “Кыргызстан — наш общий дом”, “Кыргызстан — страна прав человека” — это наиболее яркие лозунги, которые предлагались в качестве национальной идеи в разные периоды акаевского правления. Сами по себе замечательные, но они, давайте скажем честно, звучали из уст Аскара Акаевича как, мягко говоря, насмешка над нашим народом, мол, “говорю одно, а думаю другое…”. А давайте не будем мудрствовать лукаво, не будем искать звучное, не имеющее аналогов в мире, и провозгласим в качестве основополагающей национальную идею: “Строжайшее соблюдение законов и глубокое уважение к законам!”.
Давайте внимательно посмотрим по сторонам, отбросим амбиции стать “единственными или первыми в мире” и убедимся, какие народы и страны, следуя идее строжайшего соблюдения законов и глубокого уважения к ним, достигли экономического процветания, политического и социального благополучия, межнационального согласия, признания в мировом сообществе, но при этом сохранили и успешно развивают свою национальную самобытность и культуру. Я без особых раздумий показала бы в сторону Швейцарии, Швеции, Германии, Японии, Китая, США, Сингапура и некоторых других. Да, у них тоже есть проблемы, но у них решены основополагающие вопросы. Экономика работает по нарастающей, граждане имеют надежную социальную защиту, семья не ругательское слово, а почитаемое, нет на пустом месте местничества и межэтнических разборок, суды выполняют свои прямые функции, правительство они не наблюдают по телевидению, а ощущают в повседневной налаженной жизни, есть реальный простор для национального самовыражения.
На днях случайно увидела по телевидению одну передачу из серии “Клуб путешественников”, посвященную Сингапуру. Ведущий посещает один из местных многочисленных магазинчиков, чтобы купить себе подходящую по сезону рубашку. Просматривает товары, ему помогает миловидная продавщица. Первое, что она предлагает ему, это сугубо в национальном стиле шелковая рубашка, расшитая драконами. Он ее примеряет с удовольствием, скорее для того, чтобы почувствовать на мгновение себя настоящим сингапурцем, но отказывается, так как она непрактична для повседневной носки. Затем она с большим удовольствием показывает ему простую рубашку с аппликацией на спине, на которой изображены символические рисунки, раскрывающие то, какие штрафы, а они немалые, платятся за наиболее частые мелкие правонарушения, например, за парковку в неположенном месте, за плевок на тротуар и т. п. Интересным был комментарий ведущего, мол, сами сингапурцы все это знают наизусть и строго соблюдают, а эти рубашки для туристов, приезжающих в Сингапур, дабы напомнить им: “Просим неукоснительно следовать нашим законам!”. То, что наказание последует обязательно, знают все, кто посещал эту страну.
Да, сегодня новая власть, хочется верить, решительно заявляет о том, что нарушению законов поставят заслон, что коррупцию будут безжалостно изживать во всех эшелонах власти и т. д. Это безумно радует тех, кто страдал от этого, но огорчает других, кто процветал за счет этого. Например, водители маршрутных такси готовы сегодня же всех своих стяжателей, у которых они ежемесячно “отмечались” согласно установленной таксе, предать суду, а те, в свою очередь, выставляют им условия, пытаясь удержать их в узде. В явной растерянности сотрудники структур таможенной службы, налоговой инспекции и Госрегистра, действительно ли надо верить тому, что теперь не надо “отмечаться”. Слово–то обыкновенное — отмечаться, а какой смысл оно приобрело в акаевский “светлый период в кыргызской истории” — стало популярнейшим жаргонизмом.
НауЧить уважать законы и неукоснительно им следовать не получится в одночасье. И бояться этого не нужно, наоборот, радоваться, что наконец–то будем заниматься достойными делами. Для этого нужно осуществить целый комплекс сложных мероприятий.
В рамках одной статьи невозможно дать исчерпывающий ответ, но попытаться хотя бы обозначить основные задачи можно. Нижеследующее перечисление задач отнюдь не означает первостепенность, второстепенность и т. д., это всего лишь перечисление.
Во–первых, в обязательном порядке необходимо иметь независимые суды. Судьи должны избираться со всеми вытекающими из этого последствиями. Судебная ветвь власти должна наконец–то в полном объеме выполнять свои прямые функции. Судебная система должна быть развитая, эффективно обслуживать потребности общества.
Во–вторых, парламент должен быть профессиональным, чтобы быть способным разрабатывать и принимать законы, которые отражают истинные потребности нашего общества и успешно регулируют и развивают отношения во всех сферах его жизнедеятельности. Богатый предприниматель, бизнесмен, учитель, ученый, фермер и т. п. может стать профессиональным парламентарием, но для этого ему необходимо отказаться от своей профессии и серьезно переобучиться в парламентария, чтобы быть профессионалом. Это потребует от него много времени и сил. При этом надо честно подумать, а стоит ли овчина выделки, может, дать возможность заниматься этим уже подготовленному профессионалу, а себя прекрасно реализовать на своем месте.
В–третьих, наконец–то надо осознать и принять однозначно, что избранные народом президент, депутаты всех уровней, судьи являются действительно слугами народа и должны честно и преданно служить ему. Слово “слуга” имеет один и тот же корень со словом “служить”, то есть избранные должны нести службу для своих избирателей, которые доверились им и отдали часть своих прав — отстаивать, защищать, продвигать их интересы. Если кого–то смущает, оскорбляет, обижает понятие “слуга своих избирателей”, то не иди в услужение им, это должно быть добровольно, без лукавства. Избиратели, выплачивая налоги, дают избранным довольствование, жалованье, на нашем языке — достойную зарплату, материальные льготы и привилегии, чтобы они не нуждались, а взамен всецело посвятили себя служению их интересам и чаяниям, организуя их достойную жизнь.
Они избираются не для того, чтобы избиратели находились у них в услужении и они повелевали ими, как это было у нас до сих пор, когда все было перевернуто с ног на голову, а наоборот. В этом–то заключается смысл демократии.
В–четвертых, Кыргызстан должен иметь эффективную, работающую систему правового образования и воспитания граждан. На ее создание ни сейчас, когда у нас масса экономических и других проблем, ни в будущем не надо жалеть средств и сил. Всеобщая правовая грамотность — вот наша цель. Каждый гражданин обязан знать, что можно, а что нельзя делать согласно тому или иному закону нашей страны, что за нарушение, несоблюдение закона, не важно, в какой мере это будет проявляться, он неукоснительно понесет соответствующее наказание. Это должно быть повседневной нормой жизни и поведения.
Тогда никому не придет в голову идея подбивать юридически неграмотных или малограмотных людей на самовольный захват принадлежащих по закону другим земель, применяя угрозу физической и экономической расправы, присваивать автозаправочные станции, незаконно подводить под банкротство действующие промышленные предприятия, заниматься повальными поборами, продавать чиновничьи портфели, безоглядно лезть в депутатское кресло, легко и непринужденно оскорблять честь и достоинство другого человека.
Тогда у всех народов, представляющих собой граждан Кыргызстана, будут реальные возможности и условия заботиться каждому о себе, а государству — о нас в целом. Понятия честь, достоинство, долг, ответственность, уважение станут почитаемыми и в то же время присущими каждому, кто живет по закону и совести.
Кульсина Качкынбаева, политолог.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10063/