НК «Альянс» — это альянс капитала и личных отношений
В столице из новостроек самое примечательное — это автозаправочные станции. Красивые, современные, с запоминающимися логотипами, они так и бросаются в глаза. Даже у коренных бишкекчан, когда едут с одного конца города в другой, от их изобилия возникает иллюзия, что живут они в некоем нефтяном оазисе. Но с недавних пор красные, желтые, зеленые вывески на азээсках стали менять окраску. Все больше на бирюзовую. Фирменный цвет нефтяной компании «Альянс». Идет передел рынка, крупный капитал поглощает «мелочь» — подозревают одни. Скоро в Кыргызстане из нефтетрейдеров останется только «Альянс» — предрекают другие.
Нескрываемое ни от кого превосходство, умение добиваться намеченной цели заставили третьих говорить об НК «Альянс» как о компании, патронируемой самыми высокими лицами государства. Отсюда, объясняют они, и такой размах, такой масштаб.
С выяснения этого щекотливого вопроса и начался наш разговор о проблемах отрасли с генеральным менеджером нефтяной компании Омурбеком Бабановым.
— Чьих корней в вашей нефтяной компании больше — российских или “семейных”?
— ОАО “Группа Альянс” — это крупный многопрофильный холдинг, работающий в разных сферах экономики. Но основной вид его деятельности — нефтяной бизнес. Он владеет около 520 автозаправками по всей России и Украине.
Кроме этого, ряд компаний группы успешно занимается производством каучуков и латексов, вагоностроением, строительством, текстильным производством. Оборот “Группы Альянс” составляет примерно 5 миллиардов долларов в год. Благодаря личному знакомству с главой холдинга Мусой Бажаевым, а мы с ним давние друзья, мне удалось привлечь эту компанию на наш рынок. Россияне через свою дочернюю компанию НК “Альянс” купили долю в компании “Мунай Мырза”, которую я создавал на свои деньги в девяносто восьмом году.
НК “Альянс”, как вы поняли, совместное предприятие. Среди учредителей есть кыргызские граждане, но никакого отношения к Семье они не имеют.
— Вы хотите сказать, что только российский капитал причина вашего стремительного захвата рынка нефтепродуктов в Кыргызстане?
— Да. “Группа Альянс” в основные средства — покупку автозаправочных станций, нефтебаз — вложила около 12 млн. долларов прямых инвестиций, выделила нам на оборотные средства еще 15 млн. долларов. Благодаря этой финансовой поддержке, благодаря тому, что наши специалисты прошли обучение в России, мы растем, увеличиваем свою долю на рынке нефтепродуктов Кыргызстана. Делаем это, замечу, вполне открыто, по законам рынка. Ничего удивительного в таком развитии событий нет: Если на арене появляется новый крупный игрок, то обычно это компания со связями в нефтяном бизнесе, имеющая доступ к более дешевому бензину, дизельному топливу. А так как мы ежемесячно завозим в республику ГСМ около 20 тысяч тонн, а наши конкуренты — по 1,5 тысячи тонн, им, конечно, конкурировать с нами непросто.
То, что происходит в республике в этой отрасли, — закономерный процесс. Так происходит в любом бизнесе: сначала на рынке много участников, потом постепенно их число уменьшается, происходит отбор, и в итоге остаются три–четыре крупных игрока. Подобную картину можно наблюдать и в банковской системе. Вам ведь известно, что казахские банки идут сюда, выкупая местные банки.
НК «Альянс», как вы поняли, совместное предприятие. Среди учредителей есть кыргызские граждане, но никакого отношения к Семье они не имеют.
— Приход инвесторов некоторыми политиками и бизнесменами не приветствуется, ибо они считают, что на задворках остаются отечественные предприниматели, которым из–за отсутствия оборотных средств трудно тягаться с ними. К тому же, говорят противники инвестиций, пришлые бизнесмены не столько вкладывают в нашу экономику, сколько вымывают все заработанное здесь за пределы страны.
— Только благодаря инвестициям извне наша компания смогла развить бизнес, а значит, создать новые рабочие места для полутора тысяч человек, и в корне изменить отношение людей к этому виду бизнеса. Посмотрите на внешний вид наших АЗС, на наших сотрудников, насколько там повысилось качество обслуживания клиентов. Мы не скрываем, что стремимся во всем к евростандарту. И за нами вынуждены тянуться остальные. Мы своего рода – локомотив нефтяного бизнеса.
Инвестиции, если ими распоряжаются по уму, залог благосостояния. В 2003 году группа компаний “Альянс” заплатила в бюджет Кыргызстана полмиллиарда сомов в виде налогов и сборов. Назовите хоть одну из частных компаний, которая может похвастаться такими цифрами.
В любом государстве, коль речь зашла о стратегическом ресурсе, коим являются нефтепродукты, должна быть структура, отвечающая за топливную безопасность страны. Необходима крупная компания, в чьих силах зарезервировать ГСМ на непредвиденный случай. Как ноябрьский кризис прошлого года, когда наши поставщики в связи с возникшими проблемами на внутреннем рынке прекратили поставки ГСМ в республику, хотя компания заранее проплатила им 6 млн. долларов. Так возник острый дефицит. У нас к тому времени были исчерпаны все остатки нефтепродуктов. Для нас это было жестким уроком. После этого мы обратились к своим акционерам с просьбой выделить дополнительные средства для формирования стратегического запаса. Сегодня мы его имеем.
Мировой опыт говорит о том же: в Великобритании нет нефти, но там есть крупная компания “Бритиш Петролеум”, которая хоть и является частной, взяла на себя обязательства и отвечает за нефтяные резервы. То же самое делает в Голландии нефтяная компания “Шелл”. Я считаю, НК “Альянс” сегодня выполняет задачи по стабилизации нефтяного рынка в Кыргызстане. И это надо ценить. А нам это ставят чуть ли не в вину. Но самое странное, что любое дело, которое успешно развивается в нашей республике, приносит прибыль, обязательно связывают с кем–то, а именно с Семьей.
Я думаю, что в республике созданы условия для развития отечественных крупных компаний, просто нужно заниматься настоящим делом…
— Но, как правило, сплетни, домыслы не рождаются на пустом месте, как не бывает дыма без огня.
— Давайте доверять не слухам, а цифрам, не домыслам, а логике. За последние два года мы приобрели 32 автозаправки стоимостью от 200 до 500 тысяч долларов. Их нам продали те хозяева, которые поняли, что с появлением на рынке нефтепродуктов такой крупной компании, как “Альянс”, рентабельность на их АЗС сильно уменьшается. Поэтому, пока не поздно, они решили вовремя уйти из этого бизнеса и открыть другое дело. К нам не поступило ни одной жалобы или недовольства с их стороны по сделкам, а все потому, что НК “Альянс” покупала, у них АЗС по тем ценам, которые они сами запрашивали. Это были взаимовыгодные операции. А до нашего прихода стоимость автозаправок колебалась от 70 до 120 тысяч долларов.
“Альянс” – это компания с таким крупным капиталом, такого масштаба и размаха, что ее акционерам нет надобности кого–либо к себе внедрять из властных структур. Наш главный двигатель — российский капитал. Думаю, если бы у наших конкурентов появилась возможность привлечь российские или казахские деньги, то дела у них тоже пошли бы по–другому.
— Сфера интересов компании ограничивается только столицей и ее пригородами?
— Что касается АЗС, то они есть только в Бишкеке. На юге — в Джалал–Абаде, Оше, а также в Балыкчы имеем свои нефтебазы. 3 дня назад в Таласе открыли четыре автозаправки и нефтебазу. Впервые за 14 лет туда легально был завезен бензин. И это сделала наша компания, оплатив все акцизы и НДС. Мы открыли там торговлю ГСМ и одновременно пытаемся учить людей цивилизованному бизнесу.
— Рынок нефтепродуктов достаточно жесткий, не всякий выдерживает его условия. У “Альянса” много конкурентов?
— Это ШНОС, “Стимул”, а также одиночные владельцы одной–двух АЗС. А всего в столице их 88, из них наших — 32. В этом бизнесе не бывает случайных людей, это специфический рынок. Он выстроен на личных отношениях. Как правило, круг людей, занимающихся поставками и реализацией бензина, ограниченный. Сейчас происходит становление рынка, он начинает приобретать цивилизованный характер.
— Какой объем поставок и объем реализации приходится на долю “Альянса”?
— Около 35 процентов. Компания могла бы заполнить рынок наполовину, но мешает контрабанда. Сегодня она выходит на другой качественный уровень. Происходит ее легализация. Казахские компании по всем правилам регистрируются у нас, берут в управление АЗС вблизи Токмака, Кара–Балты и в пригородах столицы, завозят официально 300 тонн бензина, купленного в Казахстане или России. Под этой маркой они открывают нефтебазы рядом с Токмаком и Кара–Балтой, только на казахской территории, завозят туда по полторы тысячи тонн бензина и в любое удобное время перекидывают топливо оттуда на автозаправки, что расположены у нас. По нашим расчетам, объем контрабанды составляет сегодня 250 тонн в день. Это минимум. Государство теряет в среднем от неуплаты таможенных пошлин, акциза, НДС и внутренних республиканских и местных налогов от 850 тысяч до 1,2 млн. сомов в день!
Инвестиции, если ими распоряжаются по уму, залог благосостояния. В 2003 году группа компаний «Альянс» заплатила в бюджет Кыргызстана полмиллиарда сомов в виде налогов и сборов. Назовите хоть одну из частных компаний, которая может похвастаться такими цифрами.
— Снижение акцизов, по информации нефтетрейдеров, снизило поток нелегального топлива. Такую цель преследовало правительство, идя навстречу нефтяным компаниям.
— Да, совершенно верно. Так и было несколько месяцев. За счет увеличения объемов поставок мы сумели заплатить налогов больше, чем в 2002 году. Но нынче в Казахстане правительство стало осуществлять жесткое регулирование цен своих монополистов — производителей и добытчиков нефти. Был введен запрет на реализацию дизтоплива во время весенне–полевых работ. Это способствовало появлению на внутреннем рынке Казахстана избытка дешевого топлива, который нелегалы стали переправлять к нам. Вот только с 1 июня начали завозить дизтопливо.
Чтобы прекратить контрабанду, мы даже купили прибор ночного видения Токмакской таможне, выделили 1000 долларов в качестве премиальных, если ее сотрудники задержат хоть один бензовоз и доведут дело до суда. Однако никаких результатов. Ни одного случая конфискации машины. Мы же знаем, как могут работать правоохранительные органы, когда они хотят. Все проходы, все тропы известны. Границу закрыть в силах и финансовая полиция, и таможня, и пограничники.
Так как у нас под боком Казахстан — крупный производитель и поставщик нефтепродуктов, мы всегда будем сталкиваться с проблемой контрабанды, на наших рынках постоянно будет ценовой дисбаланс. Поэтому кроме жесткого администрирования границы необходимо вести гибкую налоговую политику. С 1 июня правительство снизило акцизы с 1500 сомов за тонну до 1000. Но все, наверное, знают, что с мая идет резкое увеличение стоимости нефти и соответственно стоимости нефтепродуктов. Но благодаря своевременно принятым мерам правительства наши граждане не почувствовали повышения цен на бензин. А ведь на Украине, в Европе они выросли, и на сегодня цены на Украине и в России на 2—3 сома выше, чем у нас.
По нашим расчетам, объем контрабанды составляет сегодня 250 тонн в день. Это минимум. Государство теряет в среднем от неуплаты таможенных пошлин, акциза, НДС и внутренних республиканских и местных налогов от 850 тысяч до 1,2 млн. сомов в день!
— Каковы потребности рынка сегодня и какой объем покрывается за счет контрабанды?
— По данным Нацстаткома, ежемесячное потребление ГСМ составляет примерно 50–55 тысяч тонн. По нашим расчетам, из них на долю нелегального топлива приходится около 40 процентов.
— В связи с ростом мировых цен на нефть насколько они могут подняться у нас, и как скоро это произойдет?
— Это очень важный вопрос — прогноз на будущее. Цены на нефть бьют все рекорды, баррель стоит 42—43 доллара. Из–за нашей зависимости от соседей — России и Казахстана — цены формируются так: себестоимость плюс наши затраты и маржа. Она составляет не более пяти процентов. НК “Альянс” выигрывает только за счет оборота.
Почти уверен: цены на ГСМ будут расти. Уже в июле они пойдут вверх. Отпускные цены заводов ежемесячно поднимаются с невероятной быстротой. Так, в феврале бензин стоил 200 долларов, сегодня уже 285. Более того, с 25 мая Казахстан опять поднял для Кыргызстана железнодорожные тарифы почти в 3–5 раз. Это, безусловно, скажется на стоимости бензина. По нашему мнению, подобные вопросы должны решаться на уровне правительств двух стран. Одна компания, пусть даже крупная, не в силах изменить ситуацию, поэтому содействие государства в этом — поддержка внутреннего бизнеса и сдерживание цен.
— Есть определенная тенденция в росте цен. Они взлетают весной, осенью, зимой, именно в страду или отопительный сезон. Нельзя ли заранее подумать о запасах на эти периоды?
— То, что именно в эти времена года ощущается нехватка ГСМ, вполне объяснимо. Полевые работы начинаются не только у нас. Резко возрастает потребность в топливе. Так как мы зависим от производителей, мы здесь ничего изменить не можем. Но вы правы в том отношении, что нужно формировать хотя бы месячный запас топлива — около 40—50 тысяч тонн бензина и дизтоплива, чтобы сгладить дефицит.
Вот Америка не добывает свою нефть, она ее зарезервировала на всякий случай. То же самое практикует Китай.
— Но кто должен этим заниматься? Частники или правительство? И сколько потребуется денег из казны?
— Думаю, правительство. Оно должно выделить средства, провести тендер на закупку ГСМ по самым низким ценам. Сегодня на эти цели нужно затратить примерно 15 млн. долларов. Но завтра, быть может, придется заплатить все 30 млн. долларов. А вот если бы мы сформировали резервы несколько месяцев назад, то сэкономили бы на цене в два раза. Пока же стратегическими резервами занимаемся только мы.
— Бытует мнение среди потребителей бензина, что если бы не контрабанда, цены на автозаправках взлетели еще выше. Только приток дешевого нелегального топлива заставляет вас сдерживать цены.
— Абсолютно неверное суждение. Если бы не было контрабанды, мы бы увеличили объемы поставок, увеличили бы доходы, что позволило бы нам снизить цены на весь ассортимент нефтепродуктов. Легализация бизнеса увеличивает и поступления в бюджет налогов, которые пошли бы на социальные нужды. Поймите, контрабанда — это черный нал, который заставит по цепочке всех скрывать свои доходы и расходы, уходить от налогов.
Наша компания работает прозрачно, и контролирующие органы всегда могут отследить, какой объем топлива она завезла, почем продала, сколько сделали отчислений в бюджет. Мы к тому же несем ответственность перед потребителем за качество товара. А у контрабандиста вы сертификата не спросите, потому что его нет и в помине.
— Всегда считалось, что торговля ГСМ — бизнес прибыльный, потому что “теневой”. Он таковым остался и сегодня?
— Я буду говорить только о нашей компании. Так как у нас очень крупный акционер, нам дороже обойдется, если вдруг надумаем вести нечистую игру.
Однако вы совершенно правы, когда говорите о теневой стороне бизнеса. Мы недавно поинтересовались в городской налоговой инспекции, сколько же автозаправки столицы заплатили налога с розницы? И выяснилось, что наши АЗС внесли в бюджет 95 процентов(!) всей собранной суммы. А что же остальные 56 АЗС? Они ничего не продают? Да нет, работают вовсю. К ним днем и ночью заезжают заправляться автомобили. Но при этом они показывают реализацию всего лишь от 200 до 1000 литров в день, хотя продают в несколько раз больше. Если бы реализация действительно была такой, то АЗС однозначно работали бы в убыток, а как мы видим, они процветают на протяжении многих лет.
Не мной замечено, бизнес нефтепродуктов из криминального становится более легальным именно с приходом крупных компаний. И это должно восприниматься нормально.
— Следующий год — год выборов. Многие бизнесмены считают, что определенная нагрузка ляжет на них, ибо потребуются средства для ведения предвыборной агитации. Их опасения обоснованны, как вы считаете?
— Действительно политическая обстановка меняется с каждым днем. Бизнес и внешние инвесторы, занимающие сегодня выжидательную позицию, надеются, что в республике политическая кампания пройдет спокойно. Конечно, определенная нагрузка ляжет на предпринимателей. Но мы максимально дистанцируемся от политики и стараемся быть вне ее. Кстати, это одно из основных условий нашего главного акционера — Мусы Бажаева. Мы ведь знаем, к чему могут привести политические игры. ЮКОС и ее лидер — живой тому пример.
— Вы сами являетесь членом какой–либо партии?
— Нет, и не собираюсь. Мне нравится заниматься бизнесом и получать от этого удовлетворение. Сегодня я доволен результами своей деятельности только на пятьдесят процентов, а хотелось бы хотя бы на восемьдесят.
— Многие жалуются на плохой инвестиционный климат — налоговое бремя, барьеры, коррупцию. А вот ваша компания опровергает эти утверждения. Мы видим, что прямые инвестиции работают, и достаточно успешно. Почему такое происходит не со всеми?
— Что касается нас, то наша команда постоянно растет, совершенствуется, становится высокопрофессиональной, что позволяет нам проводить достаточно эффективную работу и своевременно реагировать на изменения рынка как в республике, так и в мире.
Лариса Ли.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/7168/