![]() | ![]() | ![]() |
19 февраля 2015 | ДЕТСКАЯ КОМНАТА |
Чадо-капиталС какого возраста стоит давать ребенку деньги? Некоторые родители платят детям за пятёрки в школе или за домашний труд, другие, наоборот, считают это неприемлемым. Этот вопрос решается в каждой семье по-своему. Однако многие согласятся, что важно научить своё чадо правильно относиться к деньгам, ведь этот навык может ему очень пригодиться в будущем. Счастье не в деньгах… Некоторые говорят: чем позже ребенок столкнется с ценой денег, тем лучше. Но в то же время многие родители жалуются, что дети не понимают ценности денег, постоянно требуют покупки новых игрушек и вещей. Пожалуй, универсальных рецептов в этой науке нет. В 5—7 лет ребенок интересуется цифрами и начинает рисовать деньги на бумаге, а затем играть ими. В этом возрасте и следует начинать формировать у него правильное отношение к деньгам. С 5 лет вы можете приучать ребенка участвовать в вашем семейном бюджете. Умение планировать бюджет на неделю — хорошая привычка. Пусть чадо знает, сколько (хотя бы примерно) зарабатывают родители и на что они тратят деньги. Ребенку можно рассказать, сколько денег уходит на питание, сколько нужно отложить на отпуск или важную покупку и т. д. Объясните ребенку смысл пословицы “Копейка рубль бережет”. В отличие, например, от некоторых европейских стран, где родители платят ребенку за выполнение своих обязанностей. У нас это пока встречается редко. Не принято у нас поощрять детей деньгами. Купить игрушку, сходить в кино — это нормально, да и то только в отношении не слишком взрослых детей. Великовозрастные должны сами понимать: это их дело — хорошо учиться. Иначе не поступишь в вуз, не получишь интересной профессии. — Помогать по хозяйству надо не потому, что получишь награду. А потому, что родители устают, и потому, что ты тоже отвечаешь за свой дом, — считает отец двух дочерей-школьниц Олег Швецов. — Если слишком уделять внимание денежным вопросам, ребенок вырастет жадным, алчным. — А если регулярно снабжать деньгами — станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания, не зарабатывает — не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое, — приводит противоположное мнение мать-одиночка Алия Омуралиева. — Носить с собой деньги сейчас просто опасно. В лучшем случае — зависть других детей, в худшем — отнимут или, не дай бог, побьют и т. д. Возможно, ключом к родительскому пониманию, как следует поступать, могут стать такие черты характера ребенка, как склонность к жадности или, наоборот, к расточительству. Несколько десятилетий назад считалось, что если взрослые разрешают ребенку складывать монетки в копилку, то они способствуют развитию в нем скупости. Но всегда ли это признак скупости? Может, хозяйственности? — Например, давно замечено: маленьким детям свойственно копить. Они собирают мелочь — на мороженое или на понравившуюся игрушку, — говорит психолог Ирина Медведева. — Дело не в том, что родители не могут или не хотят им эту игрушку купить. Просто малышам свойственно собирать. И это нормально, “накопительство” нужно разрешать. Иначе запрет может усилить фиксацию на деньгах. Юный покупатель Важно, чтобы ребенок понял: деньги — это не то, что можно демонстративно разбрасывать, хвастаясь щедростью. Или, наоборот, прятать в кубышку на веки вечные. Как определить, можно ли уже дать ему какую-то сумму, чтобы тратил по своему усмотрению? — Старайтесь воспитать чисто функциональное отношение к деньгам, — продолжает психолог Ирина Медведева. — Дайте ребенку возможность купить что-нибудь простое. Хлеб, например. Сначала сделайте это вместе с ним. Объясните, что сколько стоит, отсчитайте вместе деньги. Осталась небольшая сдача? Разрешите ребенку оставить ее себе. Но важно, чтобы, когда ребенок подрастет и будет за тем же хлебом ходить самостоятельно, он всегда приносил вам сдачу. Что вы с ней сделаете дальше: отдадите ему или положите в свой кошелек — это уже ваш выбор. Многие родители опасаются давать деньги детям до 11—12 лет. Их ведь могут отобрать старшеклассники, ребенок может их потерять или истратит на ненужные, а, возможно, и опасные для здоровья вещи (чипсы, пиво, сигареты), рассуждают мамы и папы. Однако в одном вопросе специалисты сходятся. Выдавать карманные деньги нужно регулярно. Тем, кто помладше, — раз в неделю; более взрослым — ежемесячно. Карманные деньги можно давать детям уже с 6—7 лет. Так вы можете приучить малыша к самостоятельности. Ребенок должен уметь самостоятельно распоряжаться ограниченными финансовыми ресурсами. Но наличие собственных средств дает ребенку ощущение “взрослости”, и это, в свою очередь, меняет его отношение к деньгам. Проследить траты Нужно ли контролировать, куда ребенок тратит свои карманные деньги? — У внимательных родителей есть возможность ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные суммы. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка, — считает психолог Ирина Медведева. — Вмешиваться необходимо, только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели. Например, на сигареты, выпивку и т. п. А как быть, если подросток просит дополнительную сумму, но не хочет говорить на что? В родительскую голову закрадываются самые страшные подозрения. Настораживать должны “неуловимые” траты, когда нет никакого материального воплощения этих расходов (отговорки, что на дискотеки, на неизвестно где съеденные сладости и т. п.). Как потратить свои деньги, ребенок должен решать сам. Родители могут посоветовать, обсудить варианты: купить ролики, которые он давно хотел, или отложить на поездку в лагерь. Но ни в коем случае нельзя заявлять: “На эти деньги мы купим тебе зимнюю куртку”. На чём бы заработать? Создайте ситуацию, при которой ребенок может заработать себе карманные деньги. Пропылесосил, загрузил стиральную машину, посидел с младшим братом или выучил стихотворение — что угодно. Важно, что это можно делать регулярно, а значит, регулярно зарабатывать. Многие из вас сейчас думают, что все это ребенок обязан делать бесплатно — вы же в детстве делали. Конечно, здесь важно не впадать в крайности. Глупо думать, что теперь вы должны платить ребенку за все, что он делает. Но ведь наверняка есть какое-то дело, которое он очень не любит делать. Так, вы больше никогда не моете посуду, а он выстраивает связь между работой и заработком. И, главное, начинает понимать, что заработать деньги намного приятнее, чем просто получить их ни за что. А вот поощрять хорошую учебу деньгами — скорее бессмысленно. Исследования показали, что дети, которым за хорошую учебу доплачивали, имеют практически те же результаты, что и дети, которые учились без денежных подкреплений. Учебу детей улучшают другие вещи: интересный процесс учебы и умение ребенка учиться. И здесь умные родители помочь могут! Первая копилка Когда деньги заработаны, нужно научиться правильно ими распоряжаться. Можно предложить создать его собственную копилку, и не просто так, а с какой-то целью. Цель эта, особенно в первый раз, должна быть понятная и осуществимая. Например, велосипед, роликовые коньки, игровая приставка. Теперь, когда цель поставлена, помогите ему накопить. Здесь стоит проявить твердость и ни в коем случае не покупать ребенку предмет, на который он копит. А с другой стороны, ни за что нельзя сердиться, если ребенок залез в деньги, которые откладывал, и накупил на них мороженого. Это тоже важный урок — чем больше тратишь, тем дольше копишь. Если хотите помочь, придумайте ему как можно больше способов подзаработать. А когда нужная сумма будет накоплена, устройте из похода в магазин настоящий праздник. На заметку • С самого начала объясните ребенку, на что именно ему даются деньги. Пусть он сам решает, что купить — конфеты, мороженое или подарок маме. • Сумма карманных денег должна быть разумной и увеличиваться с возрастом. • Карманные деньги должны выдаваться раз в неделю в определенный день. Сумму не следует увеличивать под предлогом того, что ребенок все истратил. • Если вы не можете дать ребенку карманных денег, объясните причину. Маленький монополист Обучить ребенка с юных лет азам экономики можно с помощью настольной игры “Монополия”. Это экономическая игра, получившая наибольшую популярность в конце ХХ века во многих странах мира, в том числе в странах СНГ. Участники игры покупают, продают, арендуют и строят недвижимость, взимают арендную плату с других игроков, берут взаймы и возвращают долги, совершают сделки с банком и другими игроками. Успех зависит от умения вести сделки, планировать свои действия, разрабатывать тактику и стратегию. Сложные вещи проще познаются с улыбкой. Во время игры нужно договариваться с другими участниками, так формируется культура общения. В игровом процессе развиваются задатки бизнесмена. Как выгоднее продать, что продать и за какую сумму? Вот основные вопросы экономики. Совершенствуются математические знания и логическое мышление. Во время игры тренируется память и развивается внимание, укрепляются способности к планированию, лидерству, разработке стратегии. Вырабатывается усидчивость и терпение. Придумали игру в 1934 году в США. К нам она пришла в 1980-е годы. Те, кто не мог найти и купить “Монополию”, делали её самостоятельно, раскрашивая игровое поле фломастерами и цветными карандашами. Через некоторое время советские разработчики выпустили свой аналог игры и назвали его “Менеджер”. По большому счету разницы между ними нет, только разные названия собственности, которую вы приобретаете, и название валюты. Астра МОРОЗОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/43626/ |
![]() | ![]() | ![]() |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007