Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
6 мая 2010 | ПОЛИТИКА |
Кыргызстан: на перепутье утрат и надеждНезависимая Кыргызская Республика вновь на перепутье. Опять перед страной и ее народом стоит ответственность выбора - какой вектор движения избрать, за кем и к какой цели идти. Два предыдущих поводыря не оправдали доверия народа и его надежд. Далек от мысли стяжать лавры Александра Солженицына, выступившего 20 лет назад с соображениями "Как нам обустроить Россию". Но как гражданин Кыргызстана, представитель титульной нации, проживший на своей земле 60 лет, за исключением пяти лет учебы в Москве и одного года службы в армии на Дальнем Востоке, как человек, искренне болеющий за прошлое, настоящее и будущее страны, не могу отгородиться от происходящего и молчать, делая вид, что все это меня не касается.
Вчера Не принадлежу к людям, жаждущим возмездия. Но в то же время считаю, что человек, совершивший преступление, должен нести соответствующее наказание. На мой взгляд, первый и второй президенты суверенного Кыргызстана должны предстать перед судом. В том, что сегодня наша республика оказалась в таком бедственном положении, повинен и первый президент. Именно он заложил семейно-клановую систему правления и разграбления страны. По его вине угрожающих размеров достигла коррупция, зародился авторитаризм, была изуродована и извращена Конституция, укоренились вседозволенность и безответственность бюрократического аппарата и бесправие народных масс, стали государственной политикой рейдерские захваты собственности. Сознаю, что независимость свалилась на нас неожиданно и мы не были готовы к такому повороту событий. Но разве мы одни оказались в таком положении? Почему же в первые годы мы только разрушали созданное и построенное за период советской власти, а что не разрушили, то разворовали? Чтобы отвлечь внимание общества от провалов в экономике и управлении, президент не скупился на обещания построить вторую Швейцарию, Японию или Турцию, выдумывал утопические проекты, программы, комплексные основы развития. Проповедуемая им якобы для подъема духа народа и возрождения национальной гордости идея о 2000-летней государственности кыргызов - блеф. О какой государственности речь, если у народа не было четко обозначенной территории, административного центра, валюты, письменности и других атрибутов государства. Тут мы стали объектом иронических насмешек более благополучных и цивилизованных народов и наглядным подтверждением афоризма: "Чем мельче жители, тем более великой кажется страна". Остро ощутив вкус власти, первый президент подмял под себя Конституцию и Конституционный суд, Жогорку Кенеш и Центральную избирательную комиссию, исполнительные органы власти в центре и на местах. Сознавая, что своему народу и мировому сообществу будет трудно логично объяснить стремление в четвертый раз баллотироваться на пост главы государства, он вынашивал идею об изменении системы управления, чтобы сохранить бразды правления в своих руках. Создав классически революционную ситуацию, когда, по формуле Ленина, верхи не могли управлять по-новому, а низы не хотели жить по-старому, он был вынужден бежать из страны. К сожалению, второй президент пошел по пути своего предшественника, лишь усугубив его просчеты. Мало того что члены семьи второго президента сочли себя наследниками и собственниками того, что урвали у общества и приватизировали семья и приближенные беглого главы государства, они пошли еще дальше. Чего стоит, к примеру, приобретение ОАО "Северэлектро" за 3,5 млн долларов при его реальной стоимости более чем 120 млн. Или, скажем, манипуляция с введением платы за подключение к сети "Мегаком" 60 тыйынов дала компании за два месяца свыше 200 млн сомов. Много недовольства и нареканий вызвал рост тарифов на электроэнергию без достаточных компенсаций низкооплачиваемым бюджетникам и пенсионерам. Все это привело к тому, что второй президент повторил судьбу первого, продержавшись у власти лишь пять лет.
Сегодня Наблюдая за тем, что происходит сегодня в Кыргызстане, с тревогой и горечью вижу, что перед нами стоит реальная угроза утраты государственности. В стране нет легитимной власти. Временное правительство не признано ни одним государством. Речь идет лишь о моральной и гуманитарной поддержке ряда сочувствующих нам стран СНГ, США, КНР, а также некоторых международных организаций и институтов. Нет парламента. Полупарализованы жизненно важные и жизнеобеспечивающие структуры. Но вместо того чтобы в такое трудное и смутное время заниматься наведением порядка, восстановлением нарушенных связей и структур, идет лихорадочное распределение, а то и грубый захват портфелей, должностей, кабинетов, земли, частной собственности. Что не прибавляет гражданам спокойствия и уверенности в завтрашнем дне. Настораживают некоторые поспешные высказывания членов временного правительства. Еще многое неясно, еще неизвестно отношение рядовых кыргызстанцев к персоналиям в руководстве переходного периода, а из этих высказываний явствует, что места и роли в эшелонах власти уже распредены. Подливают масла в огонь и выступления некоторых СМИ. Принадлежу к сторонникам свободы печати и слова. Но и у журналистов должна быть ответственность перед обществом. Увы, некоторые публикации иначе как подстрекательскими, провокационными не назовешь. Особенно надо быть сдержанными и осторожными в вопросах межнациональных отношений. В настоящее время за пределами республики находятся около одного миллиона вчерашних наших граждан. Большинство из них выехали в первое десятилетие независимости. В их числе представители едва ли не всех наций, населяющих страну, в том числе и кыргызы. Не секрет, что рабочий класс республики на три четверти состоял из русскоязычных граждан. Такова данность. Когда из-за разрыва межхозяйственных связей стали останавливаться заводы, фабрики, шахты, стройки, начала расти безработица, многие в поисках работы уехали в другие страны. Реалии таковы, что в периоды хаоса и безвластия не обходится без конфликтов и стычек, в том числе и на национальной почве. Зачем же возводить это в ранг государственной политики, раздувать из искры пожар, утверждать, что в Кыргызстане идет планомерное и целенаправленное вытеснение русских и русскоязычных, как это преподносят некоторые журналисты. Кому это на руку? Говоря о предстоящем всенародном референдуме, думаю, на него надо вынести только один вопрос: какой форме правления отдать предпочтение - президентской, парламентской, президентско-парламентской или какой-либо иной. Вряд ли разумно выносить на суд избирателей текст новой редакции Конституции страны. Практика доказала, что большинству до этого нет серьезного дела и они в эти хитросплетения даже не вникают. Для них референдум превращается в пустую формальность.
Завтра Ничуть не умаляя вину первого и второго президента в том, что постигло нашу республику, вместе с тем зададимся вопросом: "Ну а где же были все мы? Как получилось, что за короткий, по любым меркам, срок столько раз переписывали Основной закон, став посмешищем для всего мира?". Сколько говорилось о том, что беспринципность и трусость членов Конституционного суда позволили первому президенту вопреки положению Конституции страны баллотироваться на третий срок. Способствовали этому и члены ЦИК, занимавшиеся фальсификацией результатов голосований. Едва были узаконены выборы в Жогорку Кенеш по партийным спискам, в партию власти "Алга, Кыргызстан!" косяком хлынули охотники до депутатских мандатов. После революции 2005 года эта партия сошла с арены. Ее место заняла новая партия власти "Ак Жол". И многие из тех, кто входил в партию "АК", переметнулись в партию "АЖ" и заняли кресла в парламенте под ее знаменами. А сколько за эти годы было политических перевертышей, которые перебегали из лагеря власти в стан оппозиции и обратно! В связи с этим считаю необходимым принять закон о люстрации, закон об очищении. Подобные законы были приняты после распада социалистического лагеря в республиках советской Прибалтики, в ряде стран Восточной Европы. Согласно этим законам, лица, замеченные в неблаговидных делах или в связях с КГБ, перебежчики из одного лагеря в другой не могли занимать номенклатурные или выборные должности в структурах власти. Они не заслуживали доверия общества. Понимаю, принятие такого закона сопряжено с серьезными трудностями в стране, где очень сильны и живучи семейно-родственные, клановые, родоплеменные и земляческие связи. Но если мы хотим избавиться от свойственных нам болезней, закон этот необходим. Придя к власти, второй президент обещал провести радикальные административные реформы. Не провел. Хотя совершенно очевидно, что для республики крайне обременительно содержать 7 областных, 45 районных, более 400 аильных управленческих структур. По административно-территориальному делению оптимальным видится мне формирование трех областей - Ошской, с объединением Баткенской и Джалал-Абадской, Иссык-Кульской, с поглощением Нарынской и центром в Балыкчы, и Чуйской - с присоединением Таласской. За счет укрупнения нужно не менее чем вдвое сократить и число районов, а также айыл окмоту. Нуждается в реорганизации и Жогорку Кенеш. Ненормально, когда в руках парламента сосредоточены законодательная власть, кадры, утверждение бюджета, контроль за деятельностью правительства. Целесообразно вернуться к двухпалатному Жогорку Кенешу с численностью 105 депутатов - 60 в законодательной палате и 45 - в палате народных представителей с разделением полномочий. Вообще все три ветви власти должны действовать по принципу сдержек и противовесов. В мире в этой сфере накоплен богатый опыт. Так что никакой Америки я тут не открываю. В заключение хочу заметить, что сознательно не назвал ни одного имени. Суть не в персоналиях. Дело в концептуальном подходе к решению проблем, которые стояли перед нами вчера, стоят сегодня и будут еще стоять завтра. Муратбек МУКАШЕВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/32120/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007