Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
12 февраля 2008 | ПЕРСОНЫ |
Александр КАЦЕВ: Учитель должен быть пиар–менеджеромКогда наша республика приняла участие в международном сравнительном исследовании умений и навыков учащихся (PISA), утверждалось, что делается это не для того, чтобы шокировать общественность результатами. Предполагалось, что это даст Кыргызстану возможность оценить достижения наших учащихся с позиции современных приоритетов в школьном образовании. Чиновники от образования хотели выявить слабые звенья в системе и обратить на них особое внимание. И что же? Тестирование проведено, результаты ясны: у наших школьников пробелов больше, чем знаний. И год от года ситуация только усугубляется. Положение критическое. Однако общество в целом и чиновники в частности сохраняют поразительное хладнокровие. Никто не торопится сделать анализ проблем, выявить наиболее уязвимые места нашей средней школы. Честно сказать, никто даже не спешит высказаться по этому поводу. Почему это происходит? "Потому что в этой стране мало кто по-настоящему заинтересован в развитии образования", - считает доктор филологических наук, заведующий кафедрой международной журналистики факультета международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета, профессор Александр Кацев. - При советской власти я точно знал, что тот, кто работает в столовой, ненавидит готовить. Сейчас мне кажется, что школьные работники в массе своей не любят детей. И так на всех уровнях. Например, мне не понятно, чем занимается Министерство образования. Раньше хоть типовые программы разрабатывали. Сейчас и этого нет. Мы не можем сесть за единый стол переговоров, чтобы определить направление работы. Более того, очень скоро в стране вообще некому будет учительствовать, поскольку в Кыргызстане перепрофилирован последний педагогический вуз. Кыргызский педагогический государственный университет имени И. Арабаева стал просто Кыргызским государственным университетом. Правда, недавно министр Болджурова рассказала о планах по созданию педагогических вузов везде. Но боюсь, что это будет как всегда. - Но у многих выпускников вузов в дипломе значится "преподаватель". Вот у меня, например, написано: филолог/преподаватель русского языка и литературы. - Преподаватель - это не учитель. Такой диплом дает право работать в вузе и заниматься научной деятельностью. А это совсем другое. В школе свои методики и технологии. У нас очень небрежное отношение к образовательным терминам. Люди путают значение слов "учитель" и "преподаватель", а чем отличается бакалавр от магистра, вообще никто не знает, несмотря на то что активно идет переход на многоступенчатую систему подготовки специалистов. - Наиболее распространенное мнение, что бакалавр - это специалист с неполным высшим образованием. - Разницу мне объяснили на семинаре Британского совета. Бакалавриат - это практическое высшее образование без права преподавания в вузе, а магистр - первая ученая степень (которая, кстати, исключает необходимость учиться в аспирантуре). То есть, не понимая различий между этими фундаментальными понятиями европейского образования, мы тем не менее без тени смущения заявляем о намерении присоединиться к Болонскому процессу. С другой стороны, страна провозглашает, что "идет в Европу", и тут же закрывает все педагогические вузы. А на мой взгляд, нам остро необходим межобластной педагогический вуз. Ведь кто сегодня знает, сколько учителей физики нужно будет, скажем, Ошской области через пять лет? Набор идет от фонаря. А нужно учесть потребности, прибавить к цифре тридцать процентов и набрать именно это количество студентов. Затем губернаторы областей в течение пяти лет должны опекать будущих учителей. Как это было перед развалом Союза, когда студентов областные власти снабжали мясом или картошкой. А главное, только педагогический вуз может научить человека быть учителем. - Вы можете объяснить, что значит быть учителем? - У меня этот вопрос продуман и выстрадан. Я точно знаю, чем учитель отличается от всех остальных нормальных людей. - И чем же? - Учитель - это подвижник. Он должен не только объяснять предмет, но и нести ученикам культуру. - В Кыргызстане работают сто семнадцать тысяч учителей, еще трех тысяч не хватает. Где найти столько подвижников? - Есть же конкурсы в театральные вузы, пойдут и на учителей, если мы будет заниматься профессиональной подготовкой. Вот я, например, придумал новую форму профориентации. У меня каждый студент первого курса обязан прийти в родную школу и рассказать, как классно ему учиться на кафедре журналистики. Ведь если в школу придет старый дядька и будет нахваливать свой факультет, его никто внимательно слушать не будет. А словам Васьки, с которым в футбол гоняли, поверят. - Это не профориентация, а профагитация. Абитуриента могут увлечь зажигательные речи, а вдруг у него нет способностей к профессии? - Конечно, я понимаю, что многие школьники имеют о журналистике весьма романтические представления. "Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете". А потом потаскают штативы на телевидении или у них не примут одну, вторую, третью статью в газете, тут-то и приходит разочарование. Но для этого существует конкурсный отбор на факультет. - Почему вас, педагога, занимающегося подготовкой журналистов, а не учителей, так волнуют проблемы школьного образования? - Я академик Российской академии педагогических и социальных наук. Помимо работы в КРСУ, веду занятия на курсах повышения квалификации учителей-русистов, долго преподавал в Пржевальском педагогическом, затем в Кыргызском женском педагогическом институте. Кстати, глубоко убежден, что женское образование необходимо было сохранить. Но мужчин, которые пришли руководить вузом, унижало то, что им приходится работать в "женском" заведении. В результате женпед просто разрушили. Хотя в это же время в Санкт-Петербурге возрождались Смольные курсы. В РГГУ Галина Белая открыла женское отделение. У нас же был собственный уникальный опыт подготовки национальных кадров. Но он оказался никому не нужен. - На ваш взгляд, почему наши школьники показали столь слабые результаты в международном тестировании? - Потому что они действительно очень невежественны. Они крайне мало читают. Происходит же это потому, что они плохо умеют читать. То есть они не научены самому механизму чтения. Иные выпускники центральных школ с трудом читают по слогам. А что говорить про сельских ребят! Я как-то предлагал чиновникам от образования проверить технику чтения у учеников старших классов хотя бы столичных школ. Мне ответили, что я не имею на это права. Кроме того, школа перегружает детей ненужными знаниями. Вот вы, наверное, в школе хорошо учились? А помните сейчас таблицу Менделеева? Или вам хоть раз после школы пригодилось знание свойств щелочей? Школа должна давать утилитарные знания, а фундаментальной наукой желающие овладеют и в вузе. - Конечно, мы, филологи, можем рассуждать о том, что из школьной программы нужно исключить, скажем, сведения о валентности водорода. А химики в ответ предложат не изучать Толстого. - Я люблю задавать первокурсникам провокационный вопрос: можно ли быть культурным человеком, не читая Достоевского? Ответ, казалось бы, очевиден. Однако Пушкин же не читал. Вообще считаю, что современная школьная программа по литературе - это преступление против русской культуры. Нельзя заставлять подростка читать "Войну и мир" или "Преступление и наказание". В школе нужно знакомиться с небольшими произведениями. - Какими, например? - У Достоевского можно взять его сатирический рассказ "Крокодил", или "Неточку Незванову", или "Белые ночи". Ведь учитель должен не просто вбить в голову ребенка какую-то сумму знаний (что, конечно, тоже нужно, но в разумных пределах). Задача учителя гораздо более глобальная - он должен пробудить интерес к знаниям вообще и к своему предмету в частности. То есть учитель должен быть пиар-менеджером. Если он сумел "разрекламировать" Пушкина так, что детям захотелось его прочесть, то он свою работу выполнил. Сегодня учителя сами не читают то, что преподают. Проведите простой эксперимент: положите "Мастера и Маргариту" и рядом Донцову. Руки учителей потянутся к детективам. Я даже термин придумал: "подсесть на Донцову". - По-моему, вы льстите учителям. Многие из них вообще ничего не читают. - Потому что они сами не готовы к восприятию произведений, введенных в школьную программу. Им многое не понятно, а хороших комментариев нет. Вот и получается, что человек без специального образования (поскольку все педагогические вузы ликвидированы) учит сам не знает чему. В такой ситуации наша система образования будет только деградировать. - Есть ли выход? - У меня бабушка плохо говорила по-русски, так вот она часто повторяла: "Надо хотять". Я очень люблю это выражение. Если есть желание, то решить проблему можно. Фото из архива "МСН". Наталья ТИМИРБАЕВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/21759/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007