Распечатать: Марат Казакпаев:  В своей семье я белая ворона РаспечататьОставить комментарий: Марат Казакпаев:  В своей семье я белая ворона Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Марат Казакпаев:  В своей семье я белая ворона Посмотреть комментарии

3 августа 2007

ПЕРСОНЫ

Марат Казакпаев: В своей семье я белая ворона

    Марат Сайнидинович Казакпаев - преподаватель со стажем. Последние девять с лишним лет он в КРСУ обучает студентов азам прикладной политологии. Предмет у нас относительно новый, и специалистов в этой области катастрофически не хватает. С недавних пор Казакпаев заявил о себе и как независимый политолог, стал появляться в новостных эфирах с острыми комментариями на злобу дня, вышел на простор газетных публикаций. Но беседовать на темы личного, так сказать, характера не любитель. Однако для читателей "МСН" сделал исключение.

    - Марат Сайнидинович, вы долгое время находились в тени. Избегали встреч с журналистами. И вдруг за один год превратились в узнаваемого политического аналитика, сдержанного и рассудительного, баловня акул пера. Чему приписать подобную метаморфозу?

    - Наверное, впавшей в летаргический сон скромности (смеется). На самом деле я не помышлял о карьере политолога вкупе с преподавателем. Случайно получилось, но, как говорится, каждая случайность - следствие закономерности. В свое время окончил с красным дипломом исторический факультет Кыргызского государственного университета. Но профессия историк - относительно условная. Как любил говаривать наш декан: "Истфак дарит широкие возможности - от дворника до министра". В тысяча девятьсот девяносто четвертом нашем выпускном году, а это был последний год распределения, меня, как и остальных моих сокурсников, направили в школу.

    Но по заготовленной ректоратом тропе я не пошел, а устроился на кафедру философии и религиоведения. Потом она трансформировалась в кафедру политологии. Так я стал преподавателем, потом перешел в Славянский. А совсем недавно благодаря, кстати, одному из своих дипломников начал заниматься серьезными политологическими исследованиями. Изучать так называемые "белые политтехнологии" и их применение на практике. У нас подобное явление - редкость, и наши политики зачастую предпочитают честной игре черный и грязный пиар. А это, в свою очередь, приводит к катаклизмам и потрясениям в обществе. Подтверждение тому - март 2005 года и предшествующие событиям беспрецедентные выборы в парламент.

    - Сейчас у нас политология обзавелась статусом престижной науки. Но, как я понимаю, когда вы начинали, она еще таковой не являлась. Трудно быть первопроходцем?

    - И да, и нет. Действительно, раньше политология была запрещена и считалась буржуазной наукой. Но мне углядеть едва зримые перспективы роста помогла Маргарита Федоровна Пухова, она была доцентом на кафедре, с которой мне довелось начать свою политологическую и преподавательскую карьеру. Вместе с ней мы разработали спецкурс прикладной политологии (политическая регионолистика и политический анализ). Собственно, в те годы стали зарождаться дисциплины, скажем так, подразделения политологии. То есть появилась специализация. Но я считаю, что политологию ждет светлое будущее. Обидно, правда, что с бурным развитием науки о политике в ряды политологов стали внедряться люди случайные, так называемые придворные или приближенные к тем или иным политикам, "акыны словесной политической диареи". Строчат отчеты на заданную и заранее оговоренную с шефом тематику. Свои взгляды вкупе с прогнозами меняют на сто восемьдесят градусов в зависимости от расклада сил на политической арене. Это неправильно. Политолог должен быть беспристрастен.

    - Отвлечемся от политики, поговорим о ваших родителях. Вы себя называете белой вороной в собственной семье. Почему?

    - Мои родные не имеют никакого отношения к политологии. Они вообще не гуманитарии. Мама - химик. Отец - инженер-горняк, младший брат пошел по стопам папы, а средний стал инженером-машиностроителем. Правда, он потом переквалифицировался в предпринимателя, поскольку деятельность по его базовому профилю дохода не приносила.

    А у меня всегда были проблемы с математикой. Вот и пошел на исторический. Хотя сначала решил поступать на юрфак. Дело было сразу после армии, но на вступительных понял, что юриспруденция не моя стихия, забрал документы и отправился на истфак - как видите, не прогадал.

    Родители моему выбору не противились, но и не одобряли его. Хотели, чтобы я тоже выбрал точную науку. Но, видно, не судьба.

    - Сделать карьеру в армии, дослужиться до генеральских погон не было желания? Насколько мне известно, вы увлекаетесь довольно серьезно историей военных лет, изучаете документы.

    - Нет, что вы! О военной стезе не помышлял никогда. Я сугубо штатский человек. И в армию пошел лишь потому, что в мое время было не принято, выражаясь на молодежном сленге, "косить" или "отмазываться". Служил я в стройбате при военной части, расквартированной в Мурманске. Почему не попал в так называемые престижные войска? Зрение подвело, вот и пришлось трудиться, так сказать, при штабе.

    - Вы, кажется, страстный поклонник футбола? Это ваше второе жгучее увлечение. Так?

    - Да. Самому, правда, по полю с мячом побегать не довелось. Опять же из-за глаз. Но был страстным болельщиком. Позже превратился в ценителя этой игры. Вел свою статистику. Все команды наперечет знаю, а фамилии и имена звезд футбола и их биографии могу напомнить хоть сейчас. А также перечислить их лучшие голы. Когда идут грандиозные матчи, чемпионата Европы или мира, так я даже в нашей букмекерской конторе делаю ставки. Пока еще не ошибся.

    - То есть вы азартный человек?

    - Нет. Я не приемлю глупого и неоправданного риска. Могу поспорить, но только в том случае, если действительно уверен в своей правоте. Так и с футболом: ставлю на команду, если точно знаю, что она не окажется в аутсайдерах. Хотя игра есть игра, и в этом я отдаю себе отчет.

    - Вернемся к вашей преподавательской деятельности. Слышала, вы слывете довольно мягким педагогом?

    - Так и есть (смеется). Даже получил доброе прозвище - друг студентов. Мои подопечные меня ценят и уважают, наверное, потому, что с ними я общаюсь на равных. Не гоняю, на экзаменах не срезаю. В каждом стараюсь разглядеть личность и тем самым помогаю укрепить индивидуальность. Хотя мои старшие коллеги журят меня за столь ненужную, на их взгляд, покладистость. Уверяют, что студентов необходимо держать в черном теле и не делать поблажек, но у меня на этот счет свое мнение. Из-за этого на кафедре, где я состою в должности старшего преподавателя, часто вспыхивают конфликты, чего не приемлю. Не терплю скандалов. Сам по себе я человек лояльный. Но это качество не всегда приносит мне пользу. Еще я ленивый...

    - Любите полежать на диване, ожидая у моря погоды?

    - Порой да. Я не трудоголик. Но от работы не бегу. Правда, иногда на меня нападает хандра, и тогда могу на все махнуть рукой и провести день просто в свое удовольствие, лежа на тахте, почитывать интересную книгу.

    - Вы до сих пор не женаты. Не встретили единственную и неповторимую?

    - Я еще питаю себя надеждой, что не все потеряно и у меня есть шанс создать хорошую и крепкую семью. По примеру моих родителей. Они уже не один десяток лет состоят в браке, но до сих пор любят друг друга. А что касается меня, то пока вынужден мириться с положением закоренелого холостяка, но не убежденного.

    - А между этими понятиями есть существенная разница?

    - Конечно. Убежденный холостяк - это, как правило, женоненавистник. Я же, наоборот, люблю всех женщин, без исключения. Может, поэтому до сих пор не определился с супругой.

    - Какие качества вы не приемлете в человеке, а какие, напротив, вам импонируют?

    - Не терплю жадных, тупых и истериков. С уважением отношусь к профессионалам, образованным людям и добрым, а перед мужчинами, которым по плечу сколотить полочку для ванной или положить кафель, снимаю шляпу. Сам я на такие подвиги не способен. Вот убрать, приготовить, даже постирать могу. Но в обнимку с молотком и плоскогубцами себя совершенно не представляю.

    - Каким одним словом вы могли бы себя охарактеризовать?

    - Всепрощающий. Это не значит, что мне присуще библейское милосердие: если бьют по правой щеке, подставь левую. Но я стараюсь всегда понять другого человека: что его толкнуло на дурной поступок. По опыту знаю: подлецами не рождаются, ими становятся. И как правило, в силу объективных причин.

    Фото Владимира ПИРОГОВА.

    Дарья МАЛЕВАНАЯ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/19440/


Распечатать: Марат Казакпаев:  В своей семье я белая ворона РаспечататьОставить комментарий: Марат Казакпаев:  В своей семье я белая ворона Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Марат Казакпаев:  В своей семье я белая ворона Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007