Больное поколение больного общества
Ежедневно по всей республике тысячи ребятишек в возрасте от шести лет и старше заняты на различных работах. Они таскают грузы на рынках, копают уголь в заброшенных шахтах, собирают хлопок и табак, ухаживают за плантациями фасоли, моют посуду, подбирают бутылки и пакеты, пакуют товары и т.д. Но самые наихудшие формы детского труда применяются на отвалах промышленных отходов Кыргызского химико–металлургического завода (КХМЗ). К такому выводу пришли эксперты Международной организации труда и Ассоциации НПО и НКО.
На прошедшем недавно круглом столе, посвященном этой проблеме, с участием чиновников из администрации президента, Минздрава, Минсоцтруда, МЧС, МВД, глав местных администраций были озвучены вопиющие факты эксплуатации детей.
Например, на рынках столицы с утра до вечера гнут спины сотни детей. Исследования, проведенные рядом НПО, показали, что из 300 респондентов в возрасте от 8 до 18 лет большинство составляют приезжие — в основном из южных регионов республики. Только 60 процентов посещают школу, остальные либо сидят за партами периодически, либо вообще давно забросили учебники. Самой трудной в физическом плане считается работа тачкистов, но она и самая высокооплачиваемая. Подростки от 12 лет и старше в день перетаскивают до полутора тонн груза и получают за свой труд до 300 сомов в день. Остальные гораздо меньше.
Основная масса исследуемых мальчишек и девчонок (58 процентов) заняты на сборе коробок, за ними следуют собиратели бутылок. Эти юные работяги зарабатывают гораздо меньше тачкистов.
Из трехсот респондентов ни один не оказался совершенно здоров. Все дети имели отклонения от нормы внутренних органов, страдали нервными заболеваниями. Тяжелые не по годам физические нагрузки пагубно сказались на состоянии костно–суставного аппарата. Врачи у половины детей обнаружили болезни желудочно–кишечного тракта и у одной трети — сердечно–сосудистые отклонения. Многие имеют целый букет заболеваний.
Примечательно, что большинство тачкистов, мойщиков посуды в базарных забегаловках, сборщиков бутылок и коробок — дети из полноценных семей, где есть и папа, и мама (76%). То есть родители прекрасно осознают, что делают их чада вместо того, чтобы учить уроки и заниматься спортом. Понимают, что лишают своих сыновей и дочерей беззаботной счастливой поры, а самое главное, здоровья. Но бедность, нищета, отсутствие работы заставляют взрослых закрывать глаза и продолжать эксплуатировать своих самых близких людей.
Государственные органы, несмотря на рекомендации, обращения международных организаций, НПО, правозащитников, не делают даже попытки исправить ситуацию, объясняя это личным делом родителей или отсутствием финансов и тяжелым экономическим положением страны в целом. Между тем, как выразилась руководитель Ассоциации НПО и НКО Токтаим Уметалиева, одна из первых забившая тревогу по поводу использования детского труда на хвостохранилищах в Орловке, Кыргызстан теряет целое поколение. И все это происходит с подачи взрослых — с благословения одних и равнодушия других.
Лариса ЛИ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/15065/