Владимир Замолодчиков: Нам нельзя друг без друга
Российское образовательное пространство становится все привлекательнее для республик бывшего СССР. В последнее время в нем уверенно занимают свою нишу и вузы нашей страны, в том числе и Кыргызский государственный технический университет им. И.Раззакова.
Но вот что интересно: в нелегких поисках современных форм расширения и углубления связей партнеры невольно задаются вопросом: “А нужно ли изобретать велосипед? Не лучше ли обратиться к многолетним традициям сотрудничества с научно–образовательным сообществом России, возродить и усовершенствовать нажитое в прошлом?” К такому выводу вместе с коллегами из КГТУ пришли члены рабочей группы, ведущие преподаватели Московского энергетического института (технического университета) — декан по работе с иностранными студентами доцент Владимир Замолодчиков, зав. кафедрой “Управление и информатика” и директор Института автоматики и вычислительной техники МЭИ профессор Олег Колосов, зав. кафедрой “Основы радиотехники” доцент Вячеслав Гречихин, доценты кафедры “Электроэнергетические системы” Ринат Карымов и Олег Кузнецов. В течение трех дней с дотошностью экспертов они определяли возможность реализации совместного проекта и степень готовности КГТУ к международному сотрудничеству. Накануне отъезда из Бишкека своими впечатлениями поделился руководитель группы Владимир Замолодчиков.
— Владимир Николаевич, и с каким же предложением ваша миссия возвращается в Москву?
— С вполне конкретным. Мы предложим руководству нашего вуза создать на базе КГТУ международный факультет Московского энергетического института.
— Такой мобильности можно позавидовать. Ведь прошло всего лишь три месяца, как ректоры МЭИ и КГТУ договорились создать совместное подразделение.
— Зачем же откладывать доброе дело на завтра? Анализ деятельности кафедр “Электроэнергетика”, “Теоретические основы электротехники”, “Электроснабжение”, отделения “Телекоммуникации”, “Автоматическое управление” показал: рабочие программы, учебные планы, объемы один к одному соответствуют стандартам МЭИ. Профессор Колосов даже устроил “экзамен” по информатике нескольким студентам КГТУ и остался весьма доволен уровнем их знаний.
— А профессиональный уровень преподавателей, кадровый состав?
— Нам было приятно встретить здесь выпускников и аспирантов МЭИ и других технических вузов Москвы, которые продолжают держать марку своих альма–матер и в течение многих лет дают мастер–классы новому поколению преподавателей, — зав.кафедрами Жениш Батырканов, Калмырза Сатаркулов, Иман Сариев и другие. Только в этом году на одной лишь кафедре “Электроэнергетика” защитил первую в Кыргызстане докторскую диссертацию по этой специальности зав. кафедрой, декан энергофака и бывший аспирант МЭИ Жоомарт Апышев, а двое его коллег — кандидатские. Что же касается профессионального уровня преподавательского состава вообще — это, как известно, общая вузовская проблема. Тут, подчеркиваю, беда, а не вина многих преподавателей. После развала СССР все республики, соответственно и вузы, оказались в изоляции. Талантливые преподаватели, аспиранты и студенты в одночасье лишились взаимообогащения, возможности взглянуть на себя со стороны, перекрестной проверки знаний. Истина ведь рождается в споре, в результате обмена информацией. Новому поколению трудно представить, что их старшие коллеги чуть ли не ежегодно ездили в Москву, Ленинград, другие крупные города на месячные, а то и годичные стажировки, участвовали в различных конференциях. Я уже не говорю о способных молодых людях из разных республик, которые могли поступить в любой центральный вуз, проживать в общежитиях за символическую плату, обедать за 30—40 копеек, ходить в театры, музеи…
Часто вспоминаю однокурсников из Киргизии, Казахстана, Узбекистана, наши горячие споры в студенческих общежитиях МЭИ о последних достижениях науки и техники за бутылкой дешевого вина и банкой консервов из кильки, нашу молодую солидарность. Незабываемое время, незабываемые впечатления… Жаль, нынешнее поколение студентов и преподавателей лишено такой роскоши общения, мобильного перемещения. Сегодня жить и учиться в Москве имеют возможность только весьма состоятельные, что не всегда означает способные. Полет в один конец из Киргизии в Москву сопоставим с суммой годовой оплаты за учебу.
— Я вспомнила горки бесплатного хлеба и салата из квашеной капусты с клюквой, огромные самовары с чаем, правда, без сахара, в столовой нашего МГУ. Это было отличным подспорьем для малообеспеченных студентов. В то время — помните? — о благотворительности говорили мало, но реальную помощь студентам оказывали… В одночасье все мы оказались в атмосфере рынка. Сегодня любое сотрудничество, хотим мы того или нет, предполагает взаимную выгоду. На чем основывается партнерство МЭИ и КГТУ?
— Вы хотите сказать, выгоден ли наш проект МЭИ? Скажу откровенно: обучение каждого студента из дальнего зарубежья пополняет кассу МЭИ от двух тысяч долларов США и выше. То есть выгоды, в прямом смысле слова, от сотрудничества с КГТУ мы не ожидаем. КГТУ привлекает нас прежде всего своей причастностью к такой транснациональной и перспективной отрасли, как энергетика. Кыргызстан способен занять завидные позиции на этом рынке. Однако дело ведь не только в экспорте энергоресурсов. И России, и Кыргызстану для успешного международного сотрудничества необходима качественная подготовка специалистов для энергетической отрасли. В скором времени высокотехнологичное оборудование потребует соответствующих кадров, способных не только добросовестно работать, но и мобильно адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, активно воздействовать на них. Нужны специалисты с инновационным мышлением, чьи интеллектуальные продукты будут востребованы на международных экономических рынках. И таких работников мы намереваемся готовить совместно. В интересах и МЭИ, и КГТУ придать импульс естественным процессам интеграции образования и науки в единый поток знаний.
И еще. Сегодня для России важно восстановить утерянные связи с Кыргызстаном — интеллектуальные, научно–образовательные и, что особенно важно, человеческие, которые формировались в течение многих десятилетий. Это бесценный капитал. Судите сами: несмотря на то, что за последние пятнадцать лет наши государства сделали весьма скромные финансовые вливания в образование, технические университеты сохранились и уверенно развиваются. Представьте, какой мощный фундамент системы образования был заложен, какие выпестованы кадры, если они смогли выдержать невероятные политические и социально–экономические испытания этих лет! Мы часто получаем письма от наших бакалавров–иностранцев, продолжающих образование в вузах своих стран. Они считают, что уровень бакалавриата МЭИ гораздо выше их магистратуры. И то, что они не забывают своих преподавателей, наверное, говорит само за себя.
Присутствие в образовательном пространстве Кыргызстана МЭИ, на мой взгляд, выгодно и нам, и КГТУ. Вот почему мы так скоро откликнулись на предложение ректора Джаманбаева о сотрудничестве. Мы не имеем права терять то, что было наработано за многие годы. И восстанавливать прежние связи нам надо вместе. Алгоритм действий мы уже выработали. Как и прежде, будем ездить, учиться друг у друга, помогать учебно–методической литературой, налаживать оборудование, принимать лучших студентов, аспирантов на научных форумах. С нового учебного года открываем четыре специальности: электроэнергетические системы и сети, электроснабжение, автоматическое управление, радиотехника. В перспективе их количество увеличится. В четырех группах будут учиться по 25 человек. Обучение студентов будет вестись по программам МЭИ, где предусмотрена и дистанционная форма общения преподавателя и студента. Чтобы сохранить уровень образования, контроль с нашей стороны будет жесткий. Студенты факультета получают два диплома: МЭИ и КГТУ.
— С какими проблемами рабочая группа столкнулась при знакомстве с кафедрами?
— С естественными, ожидаемыми. Прежде всего оснащенность. Необходима модернизация. Однако вы сумели опередить многие технические вузы. Новейшая Internet–лаборатория по основам электротехники и электроники имеется только в МЭИ. И, конечно же, кадры, которые, как я уже говорил, могли бы выглядеть значительно увереннее, если бы имели возможность чаще общаться с коллегами из других стран. Как верно заметил мой коллега доцент Карымов, ваши преподаватели отдают душу за мизерную зарплату. Будет факультет — будет и зарплата, и стажировки, и командировки. Вот только надо найти точки соприкосновения в законодательствах наших стран.
— Как вы относитесь к бытующему в последнее время мнению, что происходит переизбыток кадров с высшим образованием, что, дескать, настало время средних профессиональных учебных заведений?
— Мысль бесперспективная, на мой взгляд. Чем богаче у человека спектр знаний и навыков, тем более он продуктивен, востребован. Это аксиома. Пример Индии, Малайзии, Южной Кореи, Японии, где уже многие годы происходит подлинный бум в системе высшего технического образования, убеждает: самый бесценный товар на мировом рынке сегодня — это интеллектуальный продукт. Смотрите, Индия, когда–то отсталая страна, сегодня становится мощным центром оффшорного программирования. Россия и Кыргызстан, где талантливой молодежи не счесть, просто обязаны создать максимальные условия для получения ими качественного высшего образования, для формирования интеллектуального потенциала — нашего главного и практически неисчерпаемого ресурса. Только так мы сможем занять первые места в мировом образовательном пространстве. Тем более что начинаем мы не с нуля, а с проверенной временем надежной базы, которую наши народы закладывали общими усилиями. Думаю, это никоим образом не может помешать возрождению среднего специального образования.
Обратите внимание, мы с вами знакомы не больше часа, а понимаем друг друга, как давние знакомые. А все потому, что мы жили в одной стране, в одном времени, учились в одном городе. И этой памяти оказалось достаточно, чтобы относиться друг к другу просто, искренне, без тени рационализма. Все же сильна старая закваска, которая в любых обстоятельствах пробуждает в нас прежде всего добрую память, человеческий фактор.
За несколько дней пребывания в Бишкеке мы получили мощный заряд доброжелательности, сердечности, открытости. Мы впервые приобщились к местным традициям, обычаям, неповторимой природе. Но самое главное впечатление — это искренняя готовность наших кыргызских коллег работать с россиянами. Убежден, что именно вот с таких малых созданий, как международный факультет МЭИ в КГТУ, образуются большие сообщества. И наша задача — внести свою лепту в возрождение утерянных связей, в образование наших детей, которые не должны вырасти манкуртами. Для того, чтобы не только выжить в этом сложном мире, но и самим активно формировать этот мир. Наша общая история, общая память подсказывают: нельзя нам друг без друга.
Беседовала Галина Ким.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14353/