Белое солнце МАЙдана
Весеннее напряжение спало. Лидеры оппозиции проявили великодушие, дав властям время до осени подумать над своим поведением.
Что любимая Пушкиным пора нам готовит? Опять бурные выступления, только на этот раз с требованиями “тандем в отставку”, в случае если президент Бакиев и премьер Кулов не сделают десять простых шагов навстречу народу? Время покажет.
Обещанный оппозицией митинг все же состоялся, как и планировалось, 27 мая. Правда, вместо ожидаемых 50 тысяч митингующих на площадь Ала–Тоо вышли не более десяти тысяч. Так утверждают стражи правопорядка, следившие за его проведением. Службу несли около трех тысяч милиционеров плюс патрули ГУВД.
По традиции митинг начался с шествия колонн оппозиции. А по обочинам дорог испуганно жались прохожие. Кто одобрительно кивал манифестантам и даже покрикивал, кто смотрел настороженно и с опаской.
— Зачем нужны все эти митинги? Работать спокойно не дают, — возмущался пожилой мужчина с авоськой.
— А вам что за дело? День погожий, отчего не пройтись? — вступилась за шествующих женщина в очках.
Пока случайные свидетели обсуждали плюсы и минусы проводимых митингов, тщедушная бабушка, несмотря на тридцатиградусную жару, укутанная в теплую вязаную кофту, пыталась выяснить у сопровождавших колонну журналистов, что за праздник такой.
К одиннадцати часам площадь, точнее, квадрат у памятника Эркиндик был занят манифестантами. Сами оппозиционеры, кто вывел людей в этот жаркий майский день на площадь, призывали их набраться терпения и не расходиться до завершения митинга. Под немилосердно палящим солнцем людям предлагалось простоять до трех часов дня. Правда, изнывающим от жары подвезли на грузовиках воду. Вместе с бутылками вручали уведомление о том, что, покидая площадь, митингующие должны убрать за собой мусор. Но когда митинг завершился, на площади валялись пластиковые бутылки, окурки, обертки от мороженого. Словом, праздник удался, кучи мусора тому подтверждение.
Но это в конце, а в начале пришедшим предложили почтить минутой молчания память солдат, павших 12 мая от рук боевиков. В честь погибших в воздух выпустили белых голубей — символ мира. После этого начались выступления оппозиционеров.
То ли жара разморила ораторов и митингующих, то ли выступающим особо сказать было нечего. На трибуну, где в плотном кольце охраны потели организаторы митинга, пыталась прорваться полупьяная мадам почтенного возраста. Женщина кричала, что тоже хочет высказаться.
Ee препроводили под белы ручки к выходу. Однако несостоявшийся “рупор гласности” все же успела выкрикнуть в защиту свободы сексуальных меньшинств и потребовала убрать “грязные лапы от Бакиева и Кулова”.
Между тем митинг продолжался. Депутат Дооронбек Садырбаев пообещал утомленным людям открыть страшную тайну. Оказывается, он не причисляет себя ни к одному из родов и племен, его Родина — Кыргызстан.
Пламенное признание аксакала прерывалось радостным улюлюканьем толпы. Наконец–то поймали волну, Садырбаев задал тон. А то было неясно, о чем говорить с народом до трех часов дня, а тут наступили на больную мозоль — и понеслось.
Президента с премьером на этот раз не ждали. Накануне лидеры оппозиции послали участникам тандема открытое письмо с просьбой посетить площадь. Но власти на призыв не откликнулись.
Правда, как признались сами организаторы, первых лиц государства они особо и не ждали. Тем временем митинг плавно шел по намеченному сценарию. Громко разглагольствуя об отсутствии национализма и неприятии клановости, региональной и родовой принадлежности, “цицероны” кыргызской демократии все же напоминали, что Кыргызстан — стан кыргызов, а все остальные хоть сестры и братья хозяевам, все же находятся у последних в гостях и несколько злоупотребляют радушием.
Асия Сасыкбаева, руководитель международного центра “Интербилим”, перед выступлением попросила разрешения у собравшихся говорить на русском, кыргызским правозащитница владеет слабо. Женщина устроила викторину с одним–единственным вопросом: “Правы ли лидеры штаба “За реформы”, требуя перемен?”. Особенно ее волновало, понимают ли присутствующие, что такое коррупция.
Между тем одуревшие от жары люди потихоньку расходились. Тут как раз включили фонтан, и митингующие, побросав плакаты, ринулись к живительной влаге. Однако ненадолго. Увидев, что народ разбегается, фонтан отключили.
А тем временем на трибуне кипели страсти. Организаторы отступили от призывов, запас обличительных речей иссяк, дабы подбодрить пришедших, передали микрофон певцам. Асыл Озбеков, в народе его называют “кыргызским бардом”, вскочил на бордюр, и полилась песня.
Кто еще не окончательно “поплыл” от зноя, подпевали и даже подтанцовывали.
Митинг уже больше походил на праздношатание. Выступающих слушали вполуха, остались только стойко и мужественно переносить красноречие депутатов и просто желающих сказать свое веское слово ярые сторонники оппозиции, облаченные в кепки и майки с логотипом партий, чьи лидеры возглавляют штаб “За реформы”.
Впору было кричать: “Ба! Знакомые все лица”. Ведь эти же оппоненты нынешней власти осенью прошлого года с пеной у рта доказывали, что народ устал от зрелищ, ему нужен хлеб, а теперь сами наступают на те же грабли. Кормят людей обещаниями светлого будущего и кивают на седьмой этаж, мол, не дают им работать. Только где? На том же этаже, в тех же кабинетах, а без заветного кресла?
Поняв, что не удержать им народ до победного конца, не заставить стоять на солнцепеке до 15.00, организаторы решили закруглиться на час раньше намеченного. Под бодрые завывания из динамиков звезд местной эстрады Кубатбек Байболов зачитал резолюцию, состоящую из десяти пунктов. Она так и озаглавлена: “Десять шагов к народу”. Оппозиционеры еще раз напомнили президенту и премьеру, что пришли на площадь не от хорошей жизни. Никак крайняя нужда погнала наших миллионеров на майдан. Но речь не о доходах организаторов, а о требованиях к главе государства и его команде.
Нет смысла оглашать весь список. Приведем лишь самые интересные. К примеру, вернуть все экономические функции правительству (сразу видно, чьи уши торчат из штаба), обеспечить свободу слова СМИ (довольно смелое требование, если учесть, что сами оппозиционеры делят издания и телеканалы по принципу “любимая жена и нелюбимая”).
Положить конец “семейному” бизнесу и проводить реальную борьбу против коррупции. Любопытно только, где тот индикатор, тот барометр, по которому определяют успешность войны с коррупционерами, и, главное, судьи кто?
Глядя на периодические всплески оппозиции, массовые митинги, невольно приходят на ум строки Александра Пушкина. Хоть и жил поэт более двух столетий назад, но точно передал атмосферу нашего времени:
И взор я бросил на людей,
Увидел их надменных, низких,
Жестоких, ветреных судей,
Глупцов, всегда злодейству
близких.
Пред боязливой их толпой,
Жестокой, суетной, холодной,
Смешон глас правды благородной,
Напрасен опыт вековой.
Вы правы, мудрые народы,
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды —
Ярмо с гремушками да бич…
Дарья Малеваная.
Фото Владимира Пирогова и Владимира Воронина.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14160/