Быть или не быть Кыргызстану Меккой туризма?
Всемирная организация туризма возьмет Кыргызстан под свое крыло и будет оказывать поддержку. А участники Первой международной туристической выставки–ярмарки BITF–2006, заключившие контракты о сотрудничестве, ожидают, что эти договоренности начнут давать плоды уже через месяц.
В демонстрации туристических возможностей Кыргызстана участвовали все турфирмы и частные агентства республики, а в роли строгого жюри выступали туроператоры из десяти стран и журналисты, которым предстоит по приезде домой рассказать о горной стране Кыргызстан.
По статистике, доход от “продажи” природных красот вкупе с отдыхом на Иссык–Куле достиг в прошлом году 78,5 миллиона долларов США.
Но, по оценкам экспертов, это мизер по сравнению с тем, что государство могло бы иметь от туризма. Наши власти надеются, что со временем и при помощи доноров Кыргызстан сможет стать Меккой туризма.
— Достигнута договоренность о том, что наша организация будет оказывать Кыргызстану техническую помощь. Туризм должен существовать в гармонии с природой и экономикой. Мы будем проводить семинары для всех стран на постсоветском пространстве, которые уже вступили в нашу организацию. В течение двух дней мы постараемся объяснить, как развивать туризм. Отныне в Кыргызстане будет работать эксперт, помогающий вашим туроператорам продвигать страну на международном туристическом рынке, — говорит Луиджи Кабрини, заместитель генерального секретаря, региональный представитель по странам Центральной Азии Всемирной туристической организации (ВТО).
Первая международная выставка–ярмарка не обошлась без традиционной презентации изделий из кожи и войлока. Камчыбек Молдокарыпов, уроженец Нарына, вот уже семь лет продает заезжим туристам национальные жилеты из войлока (в них зимой тепло, а летом прохладно), ковры ручной работы, сосуды из кожи для кумыса. Год назад Кам-чыбек вышел со своей продукцией на российский рынок. Он рассчитывает только на туристов.
— В Нарыне покупательская способность у людей совсем низкая. Вся надежда на иностранцев, вот они охотно все раскупают. У нас даже есть свой стационарный магазин. Нам товар сдают и те умельцы, кто не работает на нашем предприятии постоянно. Так мы и людям работу даем, — говорит Молдокарыпов.
Байскал Кочорбаева приехала из села Чок–Тал, что в Джалал–Абадской области. Она и еще 12 женщин решили создать цех по пошиву национальных колпаков, сумок, тюрбанов, сувенирных верблюдов. Их изделия снискали известность в лучших салонах арт–дизайна в столице. Поступают заказы даже из Казахстана и России.
— Наша туристическая отрасль находится в начале становления. Сегодня главная задача — увеличение бюджетных ассигнований на развитие туризма, благоприятные экономические механизмы для привлечения инвестиций. Уже есть концептуальная модель создания свободных туристических зон. Осталось привести ее в соответствие с законодательством, — заявил Акбар Джигитов, глава департамента по туризму при Министерстве промышленности, торговли и туризма.
Однако нестыковки с законом, который не позволяет создать эти зоны, уходят корнями в прошлое. Впервые этот вопрос поднимался еще в 2001 году, в Международный год туризма. С тех пор о туристических СЭЗ благополучно забыли.
Пока что завершается проект, так называемый мастер–план, по Иссык–Кулю. Прибрежная зона озера призвана стать раем для туристов. Все расходы берет на себя японское агентство развития туризма. Японцы скрупулезно подсчитали, сколько потребуется рабочих, стройматериалов, гектаров и даже сколько видов растений нужно высадить на территории предполагаемого пансионата.
Перво–наперво решено возвести вдоль дороги Бишкек — Чолпон–Ата места общего пользования по европейским стандартам. Те точки, которые имеются сейчас, не для слабонервных иностранцев.
— Каждый пансионат проводит свою ценовую политику, но все равно цены слишком высоки. Владельцев можно понять. За сезон они должны окупить все расходы и в убытке не остаться. Если приток туристов увеличится и они будут отдыхать круглый год, то цена будет ниже, — считает Турусбек Мамашов, зам. министра промышленности, торговли и туризма.
Что же касается впечатлений участников выставки, то мнения разделились. В оценке природной красоты и гармонии Кыргызстана все были едины, а вот насчет сервиса...
К примеру, россияне не поняли, как за такие деньги им могут предлагать номера без горячей воды с телевизором, который транслирует только один канал и тот на кыргызском языке.
Обеспокоены гости и обстановкой на Иссык–Куле. Особенно настораживают бесконечные митинги у дорог. Поэтому россияне сдержанно хвалят природу и чудный горный воздух, но в целях безопасности и экономии средств предпочитают отдыхать в других странах. А вот казахи, напротив, очень довольны Иссык–Кулем, только не понимают, почему с них дорожные патрули взимают в три раза больше, чем, к примеру, с кыргызстанцев–автолюбителей.
Словом, все участники выставки отметили: Кыргызстан — страна с огромным туристическим потенциалом, вполне может претендовать на роль Мекки туризма, вот только экономика слабая и политическая обстановка нестабильная, а массовые выступления недовольных подрывают и без того изрядно подмокший имидж республики на международной арене.
Дарья Малеваная.
Фото Владимира Пирогова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14051/