Нам некогда заниматься делом. Мы продолжаем митинговать
Легкомысленно и беспечно, в который уже раз попусту теряя время, мы идем, как по заколдованному кругу, той же самой дорогой, которой шли совсем недавно, наступая на те же самые, щедро разбросанные грабли.
Свергнув режим несменяемого первого президента, осудив пороки акаевского всевластия и бесперспективность экономических, политических, демократических реформ по–акаевски, оппозиция, приведшая к власти тандем Бакиев — Кулов, стала на глазах терять чувство и понимание здравого смысла, утрачивать демократические черты. Вчерашние сторонники, год назад шедшие в общем строю, под одним знаменем к “Белому дому” с требованием отставки президента Акаева, сегодня оказались по разные стороны баррикад.
Амбициозно настроенные политики, не получившие в результате революции ожидаемых для себя дивидендов или получившие значительно меньше того, на что они рассчитывали, оказались в оппозиции к новой власти. Продолжается прежняя, а то и даже более заметная бестолковость будней. Некоторые депутаты, лидеры политических партий и НПО, мнящие себя патриотами и спасителями Отечества и без тени смущения во всеуслышание заявляющие об этом со всех доступных им трибун, прилагают массу усилий, чтобы помешать тандему оттащить Кыргызстан от губительного обрыва.
Сегодня страна и общество объективно находятся в сложной ситуации. Налицо громадные экономические трудности, все громче заявляет о себе криминалитет, углубляется раскол между различными группами населения, кстати умело провоцируемый как закулисными так и явными режиссерами. Справиться со всеми этими напастями можно, только добившись политической стабильности, общего устремления всех ветвей и уровней власти к партнерству и взаимопониманию, усиления доверия к ним общества.
Однако, наблюдая за тем, что происходит сегодня в стране, не могу избавиться от ощущения, что многие наши политики еще не наигрались в революцию, не отошли еще от митинговых страстей, продолжают активно агитировать людей выходить на улицы и площади, участвуя в маршах и митингах протеста. Повод же для этого в нашей расхристанной и неустроенной жизни всегда найдется.
Часто думаю, вот если бы эти страсть, энергию, решимость направить в позитивное русло, на созидательную работу. Ан нет, мы продолжаем шествовать, стоять в пикетах, митинговать, так и не приступив к делу.
Характерная деталь. Если верить на слово организаторам шествий и митингов, цели и намерения у них самые благие, реформаторские. Я бы очень хотел ошибиться, но беда, на мой взгляд, в том, что ни у кого из лидеров оппозиции нет ясного понимания и четкого видения путей практического претворения в жизнь рекомендуемых ими преобразований. Скажу больше. Дай им сегодня власть, и, боюсь, страна окажется в еще более глубокой пучине хаоса, раздора, сумятицы.
В некоторых СМИ республики прошло сообщение, что 10 мая на пресс–конференции в информагентстве “АКИpress” председатель общественного правительства Амангельды Муралиев заявил, что тандем Бакиев — Кулов необходимо развести, поскольку он выполнил свою изначальную миссию и на данном этапе объективно стал тормозом в проведении безотлагательных конституционной, административной, экономических реформ.
Если говорить в принципе, отвлеченно от конкретных персоналий, едва ли подлежит сомнению, что слаженный тандем президент — глава правительства в стране с такой формой правления, какая сложилась у нас, необходим, он благо, если государство намерено нормально и последовательно развиваться и поднимать свою экономику.
Что же касается предложения Муралиева о разводе существующего тандема, то едва ли нужно доказывать, что с некоторых пор он существует формально, по большей части в сознании и воображении самых доверчивых кыргызстанцев. Вынужден сказать, что жизнь нельзя подчинить каким–либо, пусть даже самым благим, намерениям, схемам и благородным договорам. В управлении государством у президента свои задачи, у премьер–министра — свои. Как говорится, Богу — Богово, а кесарю — кесарево. В этих условиях власть поровну надвое не делится. И все договоры здесь — это блеф и утопия.
Также из области прожектов представляется мне предложение Муралиева о формировании правительства реформ. Это не более чем игра в привлекательные термины и названия, из того же ряда, что и “островок демократии”, за которыми нет реального и полнокровного содержания.
К сожалению, жизнь многократно доказывала, что суть не в названиях и не в “протоколах о намерениях”. Суть в конкретных делах, в умении воплощать намеченное на практике. Есть ли сегодня в стране подлинные реформаторы такого ранга? Лично я в этом сильно сомневаюсь.
Полностью разделяю мнение, что существующая структура правительства неэффективна. Но вот что тут смущает. Когда искренне уважаемый мной Амангельды Мурсадыкович говорит о том, что правительство Кулова заняло позицию, как будто у него нет прав, хотя они даны Конституцией, я невольно начинаю думать, почему же в свое время, когда Муралиев возглавлял не общественное, а самое что ни на есть натуральное правительство, оно занимало точно такую же позицию, хотя Конституция того периода предоставляла ему более широкий круг полномочий.
Хотел бы с большей долей доверия и надежды относиться к общественному правительству, которое существует около года и в которое входят около ста высококлассных специалистов из разных отраслей экономики. Только вот в чем загвоздка. Не дают покоя вопросы: почему в течение года данное объединение интеллектуалов и профессионалов никак не проявило себя и не заявило о себе реальными делами и конкретными деловыми предложениями? Почему оно не стало союзником и помощником нынешнего правительства? Уж не занимаются ли члены общественного правительства чем–то вроде женского рукоделия для успокоения нервов в свободное от работы время? Да и то, что группа Амангельды Муралиева не имеет тесных контактов с нынешним правительством и никак не связана с движением “За реформы”, достаточно негативно, на мой взгляд, характеризует как само общественное правительство так и всю картину в целом в общественно–политическом движении Кыргызстана.
Нестабильность, попытки определенных сил расшатать ситуацию внутри страны создают угрозу безопасности страны извне. После инцидента на таджикско–кыргызской границе, проникновения группы вооруженных боевиков в глубь территории Кыргызстана и боевых действий по их ликвидации депутаты Жогорку Кенеша задались вопросами: почему так ненадежно защищены внешние рубежи суверенной республики и почему генералитет наших силовых структур и вооруженных сил так плохо подготовлен к руководству боевыми действиями в нештатных экстремальных ситуациях? Однако я менее всего намерен обсуждать эти проблемы. Пусть этим занимаются военные. И если я касаюсь данного инцидента, то только потому, что глубоко убежден: далеко не последнюю роль во вторжении боевиков в Кыргызстан сыграла крайне нестабильная политическая обстановка в стране. Государство, в котором царят мир, согласие, единство и сплоченность всех сил и ветвей власти, как правило, не вызывает у кого бы то ни было желания проверять его на прочность. События “Баткен–2006” — прямое предупреждение любителям расшатывать лодку гражданского и политического согласия в до предела ослабленном 14–летним правлением первого президента Кыргызстана.
Вячеслав Тимирбаев.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14027/