Инновация — политика государства
Как известно, экономику нашей страны определяет прежде всего производство. Минеральные ресурсы, даже если они есть, во–первых, не безграничны, а во–вторых, слишком подвержены рыночной конъюнктуре. Не случайно кризис конца девяностых в первую очередь накрыл сырьевые страны и практически совсем не задел “большую семерку”. А все потому, что ее экономика зиждется на высокотехнологическом производстве. Без развития собственной инновационной политики нашей республике вряд ли удастся успешно интегрироваться в региональные общие рынки. Вот и хотелось бы знать, что делается у нас в этом направлении?
А. Кошоев, экономист, г.Бишкек.
Из Государственного центра инновационных технологий “Инновация”, куда мы обратились за консультацией, сообщили, что вопрос читателя А.Кошоева очень актуален на данном этапе экономического развития страны.
Исследование проблем инновационного экономического развития в европейских странах начато в 50–х годах XX века. В 1968 году создан в рамках ЕС Генеральный директорат, в 1975 г. — Европейский фонд, а в 1988 году принята Хартия регионализма. В 1982 году Конгрессом США был принят закон, определяющий порядок государственной поддержки инновационной деятельности.
После приобретения независимости наша страна тоже начала проводить инновационную политику. Принят ряд нормативно–правовых актов, регулирующих инновационную деятельность в Кыргызстане, а именно:
— Закон Кыргызской Республики “Об инновационной деятельности” (1999 г.);
— Концепция государственной инновационной политики Кыргызской Республики на 2003–2005 годы (утверждена постановлением правительства Кыргызской Республики от 29 мая 2003 г.);
— Положение о Государственном инновационном фонде (утверждено постановлением правительства Кыргызской Республики от 27 января 2003 г.) и другие нормативно–правовые акты и положения.
Государственный инновационный фонд КР осуществлял на конкурсной основе финансирование инновационных проектов и обеспечивал поддержку инновационной деятельности, направленной на развитие социально–экономического потенциала страны.
К сожалению, вызывает глубокую озабоченность развитие инновационной политики в стране в последнее время. Так, указом президента от 30.11.05 г. упразднен Государственный центр инновационных технологий, уполномоченный орган по данному направлению экономической политики, подготовивший все вышеуказанные законодательно–правовые документы.
При относительно высоких темпах развития интеллектуальной деятельности доля инновационной деятельности в Кыргызской Республике в настоящее время пока незначительна. Объем инновационной продукции в целом по 492 обследованным промышленным предприятиям составляет пока 11,2 процента.
Таким образом, на данном этапе становления независимого государства в республике необходимо форсировать инновационное развитие экономики.
Взаимодействие государственного и частного секторов в области исследований и разработок можно обеспечить только путем формирования Национальной инновационной системы. Это задача не только отдельных институтов государственной власти, но и всей экономической политики государства, экономических субъектов и индивидов.
Шайлобек Мусакожоев, профессор.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/13210/