Роза Отунбаева: Нынешняя власть уже идет с базара
Оппозиция в Кыргызстане крепчает, партии объединяются в блоки и движения. И это вселяет в нашу пока еще правящую верхушку не меньший страх, чем «экспорт революций». Так же, как и имя одного из лидеров недавно созданного движения «Атажурт» («Отечество») — Розы Отунбаевой.
Экс–министр иностранных дел КР, посол Кыргызской Республики в США и Великобритании, ответственный работник Организации Объединенных Наций, эта женщина во главе мощного движения представляет для нашей власти серьезную угрозу. Роза Исаковна согласилась ответить «МСН» на несколько вопросов о ситуации в стране.
— Роза Исаковна, вы только недавно завершили свою работу в ООН в качестве заместителя спецпредставителя Генерального секретаря ООН по разрешению грузино–абхазского конфликта и немедленно включились в политическую жизнь страны. Что вами движет?
— Я была довольно долгое время, что называется, в ауте. В 1997 году я покинула это политическое поле, чтобы не мешать курсу Акаева — тогда звучали призывы дать ему очередную возможность довести реформы до конца. В “Белом доме” твердили о том, что любой ценой надо сохранять мир и согласие. А демократические тенденции уже тогда сходили на нет. Аскар Акаев — Джефферсон Центральной Азии, каким мы его первые годы независимости преподносили в США, до неузнаваемости менялся на глазах. Я не могла с этим больше мириться, тогда я решила уехать.
— Или вас “уехали” послом в Великобританию?
— Я жалею, что не одна я, а целая группа авторитетных политиков ушли в сторону, предоставив возможность Акаеву стянуть на себя рычаги власти. С новичками, провинциалами да кучкой своих аспирантов управлять было значительно легче. Продолжать работать на него, на его имидж, подпирать его авторитет я не хотела и не могла. Я твердо считала, что мы не для того потеряли Советский Союз, чтобы в конечном счете получить авторитаризм в одной маленькой горной стране.
— И мы его–таки получили… Теперь вместе с депутатом ЗС Дооронбеком Садырбаевым вы возглавили новое общественно–политическое движение “Атажурт”. На какой стадии развития оно сейчас находится?
— Создан оргкомитет, который провел большую подготовительную работу на местах. Мы подписали с “Народным движением Кыргызстана” Меморандум о сотрудничестве. Такую работу мы будем проводить с другими политическими организациями, партиями и движениями с целью консолидации усилий. В наших рядах — видные политики, депутаты Жогорку Кенеша, мощная группа деятелей культуры и искусства. С нами сотрудничает масса неправительственных, женских, молодежных организаций.
— Как вам нравится государственная политика в отношении политических партий?
— Дозированное управление демократией привело нас к тому, что накануне выборов Кыргызстан оказался без сильных политических партий и с одномандатным, мажоритарным принципом выборов. А он укореняет только кланово–родовое состязание. Чтобы партиям не было повадно мечтать о власти, в последнем Кодексе о выборах “Белый дом” милостиво уступил малую крошку со своего стола — право партий на выдвижение кандидатов в депутаты.
А теперь президент вдруг заговорил об общенациональных партиях.
— Надо полагать, он имеет в виду только партию “Алга, Кыргызстан!” и никакую другую… То, что оппозиция грамотно объединяется, — явление, полезное для общества и прискорбное для власти. Как “Атажурт” будет строить свою избирательную политику?
— Предстоящие выборы — вопрос будущего республики. Мы исходим из того, что все конструктивные силы вместе должны взять не менее двух третей мест в будущем парламенте.
— Для того, чтобы иметь “контрольный пакет” голосов, это понятно. А сил хватит?
—“Атажурт” намерен серьезно и усиленно бороться за треть голосов по округам, где мы будем поддерживать сильных, “проходящих” кандидатов. Наши ряды день ото дня множатся, растет поддержка на местах. Люди звонят, ищут нас. У них столько надежд на перемены! Разве нам можно обмануть эти надежды?
Взгляните только на стан всех тех, кто однозначно и осознанно выступает в пику нынешней власти: это бывшие спикер, премьер–министр, вице–премьер, секретарь Совбеза, два экс–министра иностранных дел, целая группа министров, губернаторы, депутаты ЖК, послы, руководители крупных производств, известные писатели, поэты, деятели науки и искусства.
— Как вы оцениваете реакцию президента и его окружения на возможное повторение в Кыргызстане грузинских и украинских событий?
— А что в этих странах случилось? Народ — не ребенок, хватит его страшилками пугать! В Грузии народ сказал: “Кмара” (хватит), в Украине сказал: “Пора!”. Пора сходить со сцены исчерпавшим себя коррумпированным режимам, которые всеми силами стремились продлить свое существование. За внешним огромным напряжением в обоих случаях не пролилось ни капли крови. На площади Руставели в Тбилиси и на майдане Незалежности в Киеве в течение почти месяца не было поломано ни одного оконного стекла. В эти дни в обеих странах резко снизилась преступность. Народ стоял за свои коренные интересы, за кровное право свободного волеизъявления. Давайте будем помнить, что большая политика зависит не только от политиков, но и от настроения масс. А это настроение сейчас на нашей стороне.
— Тем не менее вы как один из лидеров “Атажурта” публично заявили о солидарности с властями по вопросу недопустимости экспорта революций в Кыргызстан. Значит ли это, что ваше движение не поддержит народ, если он выступит за свои права в рамках закона и порядка?
— Я такого заявления никогда не делала. Точно так же не надо из меня строить “экспортера революции”, только что приехавшего из Грузии. Видим — слышим, что власть замучили призраки “тюльпановой” революции, бродящие по нашим горам и долинам. Мы не спустим властям предержащим ни одного серьезного нарушения, ущемляющего права избирателей. И если в ответ на вызывающие нарушения народ выйдет на акции протеста, мы их поддержим, встанем на его защиту. Мы оставляем за собой право использования всех доступных инструментов политического давления и народного сопротивления в рамках Конституции и закона о защите народных интересов.
Президент с недавних пор пытается связать воедино два понятия — стабильность и демократию. У него получается, что если народ, замерев, дышит в унисон и с восхищением смотрит на все деяния власти, это и есть демократия. А если кто–то, не дай Бог, дерзнет высказать критические мысли, то это якобы уже дестабилизирует страну. Посмотрите, что делается с освещением выборов через пятнадцать лет гласности! Накануне выборов все телеканалы намеренно скуплены семейным и околосемейным бизнесом. Наше телевидение не отражает альтернативные точки зрения, иные позиции, дает однобокое освещение событий. В конфликтных случаях в ходе выборов это непременно вызовет протестную реакцию народа вплоть до открытых выступлений. Так кто же является сознательным дестабилизатором в такой ответственный период? Кто вносит в общество элементы конфликтности и гражданского противостояния? Если народу беспрерывно будут забивать мозги “катээровской” пропагандой, то ожидайте всполоха таких же искр, какие разожгли “розовую” и “оранжевую” революции.
— Ваше мнение о заявлении председателя ЦИК Сулаймана Иманбаева по поводу запрета экс–послам баллотироваться в депутаты?
— Дискуссия, затеянная вокруг участия послов в выборах, унижает Кыргызстан в глазах мира: мы же не дикокаменные! Несмотря на молодость страны, у нас достаточно специалистов, знающих международно–правовую теорию и практику, понимающих абсурдность суждений слуг власти. Все здесь шито белыми нитками, выстроено на провалах памяти у тех же самых людей из Центризбиркома. Явно заказная работа! Пусть народ судит по нас: если пытаются ущемлять права людей, работавших на самых высоких государственных, в том числе международных должностях, что тогда остается простому человеку?
Во время этих выборов, когда народ будет выбирать новую власть, пусть он рассудит, насколько она справедлива и сама законопослушна. Мы непременно еще поборемся, а нынешняя власть уже идет с базара.
Рина Приживойт.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/8939/