Распечатать: Диппощечина, или Как КС спас КР от международного позора РаспечататьОставить комментарий: Диппощечина, или Как КС спас КР от международного позора Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Диппощечина, или Как КС спас КР от международного позора Посмотреть комментарии

21 декабря 2004

ПОЛИТИКА

Диппощечина, или Как КС спас КР от международного позора

    Любой тезис можно довести до абсурда. Так случилось и с дипломатами, которым якобы по законодательству нельзя участвовать в парламентских выборах, если они длительное время работали за границей.
    Напомним, все началось с того, что в начале ноября правительственная газета “Слово Кыргызстана” опубликовала интервью с председателем ЦИК Сулайманом Иманбаевым. А посылом послужило намерение “некоторых дипломатов, представлявших нашу страну за рубежом, участвовать в скорых выборах в Жогорку Кенеш”. Само название публикации “Не в свои сани...” уже предваряло содержание. С.Иманбаев, сославшись на Конституцию и Кодекс о выборах: “Депутатом Жогорку Кенеша может быть избран гражданин КР... постоянно проживающий в республике в течение пяти последних лет перед выдвижением”, от себя добавил, что такое требование “предполагает участие в выборах граждан, непосредственно знающих, сталкивающихся с проблемами республики, участвующих в разрешении этих проблем в течение установленного Конституцией времени”.
    Мы тогда позволили себе реплику (“Черная метка послов”, “МСН” от 19 ноября с.г.), что любой дипломат любой страны, прочтя такое пояснение С.Иманбаева, воспылает праведным гневом. И можно ли найти более уничижительную оценку нашему Министерству иностранных дел? Или, получается, звание Чрезвычайного и Полномочного Посланника — это клеймо на всю оставшуюся жизнь?
    Казалось бы, проблема не стоит выеденного яйца. Но ею озаботились депутаты ЗС, к коим за толкованием обратились бывшие послы У.Сыдыков, М.Шеримкулов и М.Абылов. При обсуждении столь важного вопроса — быть или не быть дипломатам депутатами, одни узрели нарушение регламента — сначала надо было все обсудить в Комитете по госустройству, другие прямо высказались, что налицо нарушение Конституции. “Если власть испугалась трех человек, — заявил Адахан Мадумаров, — то это не власть. И депутаты, которые боятся оппонентов, — тоже не депутаты. Эти послы служили от главы государства и народа и если они придут в парламент — парламент от этого только выиграет”.
    Но в итоге ЗС большинством голосов отклонило законопроект о дополнении в Кодекс о выборах — допускаются перерывы в постоянном проживании в Кыргызстане госслужащих, исполняющих свои служебные обязанности за рубежом, без учета срока их пребывания за пределами республики. Кроме того, ЗС никак документально и не растолковало публичное выступление председателя ЦИК С.Иманбаева. То есть депутаты не сказали ни “да”, ни “нет”. Отпиской (“все должно быть согласно законодательству”) отделалось и Министерство иностранных дел.
    Между тем в СМИ разгорелась целая дискуссия. В ответ на то, является ли посольство вообще суверенной частью Кыргызской Республики или этаким экстерриториальным участком, юристы напомнили, что над нашими посольствами висит флаг Кыргызстана. А бывший министр иностранных дел М.Иманалиев считает абсолютно неверным решение — лишить дипломатов права как избираться депутатами, так и избирать.
    В общем, власть перехитрила саму себя. В своем рвении не допустить к выборам противных ей граждан ничего другого не придумала, как лишить бывших дипломатов ценза оседлости, приравняв их к изгоям общества. Но одно дело, когда А.Акаев называет политзаключенного Феликса Кулова... “обыкновенным коррупционером”, тут хоть видна позиция, надо сказать, подсудная, но какие претензии можно предъявить Сыдыкову, Шеримкулову и Абылову? В тюрьме не сидят, к ответственности не привлекались, значит, надо было придумать нечто другое. И это “нечто” вызвало усмешку у зарубежных послов в Кыргызстане и стало исключительным прецедентом удушения неугодных по–кыргызстански. В “стране прав человека” дипломата лишают возможности стать депутатом — тут надо было постараться.
    И уж прямо на днях тот же Сулайман Иманбаев вещал в “Слове Кыргызстана”: “...В данном случае в самой Конституции и в Кодексе о выборах прописано ограничение и, естественно, мы не можем сделать для кого–то исключение, в том числе и для уважаемых дипломатов. (Не лишне напомнить, что “исключение” было сделано для посла Ч.Айтматова, а У.Сыдыков уже баллотировался в депутаты, и ему никто тогда ценз оседлости не вменял.— Г.К.). Знаю, что группа бывших послов обратилась в Законодательное собрание: их ходатайство там поддержки не нашло”, — сказал С.Иманбаев. Это в каком смысле? Не были приняты поправки в Кодекс о выборах, не была подвергнута абструкции позиция ЦИК? Что касается последнего, то пусть Иманбаев посмотрит стенограмму того заседания и почитает газеты.
    Между тем весьма любопытные мотивы для отступления узрел председатель ЦИК, явно не по своей воле заваривший всю эту кашу: мол, если Конституционный суд примет иное решение, мы исполним его.
    А Конституционный суд не принял к рассмотрению исковую жалобу от трех потенциальных кандидатов в депутаты. Ибо, по мнению членов КС, для рассмотрения их жалобы нет причины. Ни одному бывшему дипломату, который из последних пяти лет некоторое время находился за границей, не запрещается участие в выборах. Этот вопрос возник после того, как парламент КР утвердил положение, согласно которому ЦИК и все избирательные комиссии не имеют права регистрировать кандидатами тех граждан, которые находились за границей более шести месяцев. При этом нигде не было прописано особое положение дипломатов. (А что, об этом не известно С.Иманбаеву и иже с ним? Или он невнимательно проштудировал законодательство, прежде чем ввязываться в эту историю, которая уже легла грязным пятном на высшую власть страны?) По мнению же Конституционного суда (а любое другое мнение недопустимо), дипломаты, и в особенности послы, обладают теми же правами, что и все граждане страны, и поэтому нет никаких препятствий для их участия в выборах.
    Здесь можно и поставить жирную точку, но осадок–то остался. Зачем властям, а скорее благородному Семейству, понадобилось устами председателя ЦИК и представителя президента в ЗС М.Укушева подвергать унижению дипломатический корпус, и это перед Годом кыргызской дипломатии? Все ради троицы неугодных? Велика же плата — долго не отмоешься. Ведь Кыргызстан стал предметом насмешек и явно первым и единственным государством, предвыборными технологиями которого едва не занялся Комитет ООН по правам человека. Или все только начинается?
    Геннадий Кузьмин.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/8898/


Распечатать: Диппощечина, или Как КС спас КР от международного позора РаспечататьОставить комментарий: Диппощечина, или Как КС спас КР от международного позора Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Диппощечина, или Как КС спас КР от международного позора Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007