Водитель буса — враг народа?
Маршруточник виноват всегда и во всем: в том, что на дорогах пробки, что салон напоминает производство селедки в банке, что ежедневно из вашего кармана таскают наличность, что вы в очередной раз опоздали на планерку... Непреложную эту «истину» усвоили все. А если повернуть монетку другой стороной?
Турсун, назовем его так, на пассажирском транспорте работает с 1976 года. И на троллейбусе работал, и на автобусе. Теперь вот пересел за руль маршрутки. И горькими своими мыслями пришел поделиться в редакцию.
“Маршруточника душат со всех сторон. Неправильно остановился, почему перегруз… Гаишники только и смотрят, как мы едем. Ну а мы уже привыкли отмечаться — от 20 до 100 сомов за раз. А не заплатишь, то и права отберут — взамен временный талон выпишут. И получи потом права обратно! Пойдешь в ГАИ, а там уже меньше чем на триста сомов не рассчитывай. До 700 сомов иногда права обходятся. Лицензия на перевозку пассажиров стоит 25 сомов в месяц, а переплачивать приходится 100–150 сомов.
План у нас 800 сомов в день сдать. Хорошо, если на часы пик смена выпадает. А если нет? Приходится на вторую смену выходить. А гаишник тут как тут: ага, должен в одну смену работать, а сам уже на вторую остался — штраф плати. Откуда я с трех дневных кругов сделаю 800 сомов?
К каждой мелочи цепляются. И ведь не докажешь, что на зеленый свет поворачивал. Что я, самоубийца или деньги лишние — вижу же, что этот с жезлом за поворотом стоит! Зачем мне на красный мчаться?
Однажды буквально каждый гаишник останавливал — плати, мол, 40 сомов на празднование Дня независимости, приказ мэра якобы. И, мол, тоже план у них — в день 700 сомов сдать. Кому? Или вот День милиции у них был 30 октября. Останавливают: дорогой, отметься–поздравь. О’кей, а почему на следующий день, когда у нас профессиональный праздник водителя, ты нас колпашишь?
Мы не святые, среди нас тоже есть недисциплинированные водители. А кто их набрал? Доблестное ГАИ с РЭУ постарались. Раньше, в советское время, чтобы категорию Д получить (самую высшую, взрывоопасную — все же перевозка пассажиров), надо было 280 часов стажироваться, переучиваться полтора месяца. А сейчас — деньги заплатил, и садись на маршрут. Даже на стаж не смотрят! Весь Милянфан, который на огородах вкалывал, теперь уже на бусиках.
В ноябре тендер был — городские маршруты выставляли. Это же аукцион! Кто больше кинет. По пятьдесят–сто долларов с водителя собирали в “Азия Жолу”, в “Амане” собирали, в “Фёсте”, знаю. А тендер каким должен быть? Чтобы фирма выставила свои машины, показала, что они в нормальном состоянии и в силе обеспечить маршрут. На прошлом тендере “Чуй–сервис” потерял маршрут — недоплатил. “Авангард” — два… А маршрутов пооткрывали дублирующих! Кто чем думал? Как только обкатают новый, чиновники увидят, что выгодный, тут же еще составляют схему по тем же улицам. И начинаются гонки с авариями! Из–за одного человека глотку готовы перегрызть. Это же не шутки! Да, машин должно быть много. Но пустили бы их через минуту, а то интервал — три минуты в часы пик и пять в остальное время. А то гонки конкурентов устраивают. Правда, нам самим надоело гоняться друг за другом. Лучше бы объединили маршруты.
А что на Ошском базаре сделали? Друг на друга маршрутки лезут. А все почему? Чиновники так сделали! Вместо того, чтобы по широкому проспекту Чуй поток пустить, завернули на Рыскулова. А там приходится в два–три ряда идти, встречный транспорт даже проехать не может. Одна тропинка остается. Черт пойдет — споткнется. А если грузовик? Заткнет — и все, пробка на пятнадцать минут. Хотят ее объехать — тут стукнут, там. Искусственно созданные чиновниками проблемы. На Ошском помехи создают обыкновенные таксисты, развелось их — не сдвинешь, зато нас в объезд заставляют ехать. Почему гаишники не работают с этими легковушками? Пятьдесят процентов таксующих — без прав. На радар даже не реагируют — промчатся, а гаишник сделал вид, что и не было. Раньше через мэрию ездили — помешали кому–то. Сделали нам зигзаг — отсюда пробки.
Думаете, мы тут бешеные бабки заколачиваем? Восемьдеcят–девяносто процентов маршруток взято в аренду. Мы работаем только на солярку и на хозяина. А топливо все время растет в цене. Раньше одиннадцать с лишним сомов было — и то плакали, а теперь семнадцать. За патент 630 сомов надо отдать и президентский налог (раньше Соцфонд был, а теперь так называется почему–то) — 360. Куда идут эти деньги, никто не знает. Раньше говорили, что за задолженности автопарка (он около трехсот миллионов сомов государству должен: брал кредит на автобусы и закупил бэушные, год проработали, теперь стоят). Восемь сомов отдаем с каждой машины диспетчеру Агентства пассажирского транспорта. Вроде как часть из них идет их механику за то, что он приходит и снова деньги вымогает — за лысую резину и прочее. А в каждой фирме свои механики, которые проверяют состояние машин. Кто ж на неисправной поедет?
Водитель буса, получается, не человек, а ничтожество, существо, враг народа. Только никто не думает, что мы осуществляем все пассажироперевозки, трудимся день и ночь. Да еще и в морду, бывает, получаем. Сядет какой–нибудь пьяный: у меня денег нет, вези так, обязан… Да еще задирать всех станет. Начнешь высаживать, дебоширит. А то залезет распальцованная “золотая” молодежь. Встанет за три метра и деньги на пол кидает: подними. Или что сейчас сделали: на центральных улицах теперь положено останавливаться только на остановках. Вы же сами кричать станете и дверью хлопать: э, гад, я тебе пятерку платил, а ты меня куда увез? Или “крутые” дорогу требуют. Вот недавно водителя на 133 маршруте владельцы одной легковушки зажали за то, что не пропускал, избили.
Нас вот еще в пособничестве карманникам обвиняют. Мол, заодно с ними. Нет такого! Я вот нескольких уже в лицо знаю, не останавливаюсь. Да, набиваем полный салон: а как норму выбрать? В час пик стараемся побольше людей посадить, чтоб рейсы уравнять. Днем же пустые ходим. А пассажиры почему молчат, когда видят, что у кого–то из сумки мобильник вытаскивают? На 220–й не так давно один шум поднял — заметил. Так его тут же отметелили и возле “Белого дома” выкинули. На 246–й тоже. Молчат — потому что боятся, что карманники их порежут. А раз все боятся — то так и будет… А все равно маршруточник виноват…”
Кстати, еще один несостоявшийся маршруточник (хотелось ему поучаствовать в тендере), пожелавший остаться инкогнито, поведал следующее: основные игроки на тендере — те, кто уже имел маршруты и хотел их сохранить, естественно. И были новые — либо с блатом, либо с хорошими деньгами. За то, чтобы поставить свою машину на маршрут, надо платить. К примеру, если я владелец фирмы, имевшей маршрут, я беру с водителей от 50 до 200 баксов (в зависимости от прибыльности рейса). И эти деньги потом отдаю тендерной комиссии. Примерная схема: даешь “на лапу” сразу, скажем, 5 тысяч, затем набираешь 30 маршруток и с каждой снимаешь по 100 баксов. Таким образом, 3000 сразу возвращается, а остальное со временем. Обычный водитель берет машину в аренду либо со стороны, либо у самой фирмы, работает, из этих денег платит за патент в ГНИ, соцполис, аренду за машину и владельцу фирмы. Плюс бензин, плюс ремонт.
Татьяна Орлова.
Фото Владимира Воронина.
P.S. Названия фирм изменены.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/8763/