Распечатать: Поиск идеологии: теория и практика РаспечататьОставить комментарий: Поиск идеологии: теория и практика Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Поиск идеологии: теория и практика Посмотреть комментарии

30 ноября 2004

ПОЛИТИКА

Поиск идеологии: теория и практика

    Практически все годы независимости Кыргызская Республика беременна мыслью о необходимости национальной идеи и государственной идеологии. Но прежде чем перейти к сути разговора, заглянем в словари. Идея — 1) мысль, общее понятие о предмете или явлении; 2) определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического построения, в частности мировоззрения...
    Идеология — система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности.
    Вот оно, на наш взгляд, главное звено — цели и программы социальной деятельности. Без высоких целей и созидательных программ всякая идеология мертва.

    Развал Союза привел и к утрате общесоветской социалистической идеологии. Оказавшись наедине с неожиданно свалившимся на них суверенитетом, большинство новых независимых государств попали в тиски невиданного прежде кризиса. Это в полной мере испытал и продолжает испытывать на себе и Кыргызстан. Сотни тысяч людей в одночасье стали безработными, что вызвало броуновское движение населения. Появились огромные массы мигрантов — как внешних, так и внутренних.
    Вокруг столицы и крупных городов начали быстро возникать анклавы переселенцев, главным образом, вчерашних жителей сельской глубинки. Произошло столкновение разных укладов жизни, различных психологий и, если угодно, менталитетов. Как обнаружилось, государственные и общественные структуры оказались плохо подготовленными к этому. Будучи не способной выработать стратегию ассимиляции мигрантов, цивилизованные правила и методы регулирования этого стихийного движения, власть стала настойчиво говорить о необходимости четко определить национальные государственные интересы, о том, что обществу остро недостает национальной идеи, а стране — государственной идеологии. И это было совершенно справедливо. Вспомним: идея становится материальной силой, когда она овладевает сознанием масс.
    Что б они ни делали, не идут дела
    Впрочем, руководство Кыргызстана не было в этом стремлении одиноким и оригинальным. Известно, что в России в пору президентства Ельцина была создана специальная комиссия, которой было поручено выработать национальную идею, некую социальную доктрину, которая бы объединила и организовала усилия всех россиян на преодоление социально–экономического и духовного кризиса.
    Однако вскоре от этой затеи пришлось отказаться. К членам комиссии пришло понимание того, что дело, которым они занимаются, бесперспективно, что национальная идея не выращивается в пробирке и не выводится в тиши высоких кабинетов. Она естественно рождается, когда общество или основная его часть осознает некую важную для него проблему или реальную угрозу, требующую объединения усилий всех групп и слоев, даже противостоящих в обычное время друг другу.
    Если же говорить о Кыргызстане, то в условиях, когда чиновничество и силовые структуры коррумпированы сверху донизу, когда между группировками и кланами идет плохо завуалированная борьба за распределение сфер влияния, когда под аккомпанемент очень правильных речей о борьбе с бедностью, возрождении духа нации и народа, об интересах общества и его граждан продолжается социальное расслоение, разделение населения на богатых и очень бедных, все потуги власти выработать какую–то объединяющую всех идеологию — не более чем химера.
    История учит, что в пору безвременья, подобного тому, какое наблюдается у нас сегодня, государство обречено быть безыдейным. А чтобы хоть как–то и чем–то заполнить образовавшийся вакуум, наши официальные идеологи в духовных исканиях новой кыргызстанской идеи пытаются водрузить флаг этики и морали. Ведь что, как не элементарные морально–этические нормы, — семь заветов Манаса, которые адепты власти стремятся выдать за современную кыргызскую идеологию? Нужно ли доказывать, что морально–этические нормы — это лишь часть, причем далеко не базовая, всякой идеологии.
    Нет ничего практичнее хорошей идеи
    Следует признать, что советская идеология (далеко не самая плохая и бесплодная) имела сильное обществоведение, отвечающее интересам правящего класса, и мощный аппарат, умело и со знанием дела выполнявший возложенную на него задачу.
    Все, чем располагаем сегодня мы, — это либо огульное отрицание и полный отказ от так лелеемого вчера марксизма–ленинизма, либо робкие и маловразумительные попытки приспособления его под изменившиеся реалии.
    Наверное, несложно свергнуть с пьедестала одного из основоположников этого учения. Так же, как просто назвать вчерашних преподавателей политэкономии и марксистско–ленинской философии политологами. Куда труднее реформировать сознание, создать обществоведение, отвечающее реалиям времени. Пока же мы наблюдаем, как идеологи новой власти, не способные придумать что–либо новое, соответствующее провозглашаемым демократическим реформам, нещадно эксплуатируют ритуалы, зародившиеся в недрах СССР и соблюдавшиеся многие десятилетия. К примеру, демонстрации по праздничным дням трудящихся, когда вожди на трибуне (кстати, той самой, что была сооружена в годы развитого социализма), а народ в виде всем довольной и ликующей толпы, с бумажными цветами и плакатами в руках — внизу.
    Практикой доказано, что национальной идея становится не потому, что так повелели власти предержащие, а потому, что на определенном этапе общество проникается ею и принимает как свою, выстраданную. В этом смысле оно, общество, становится как бы соавтором идеи. В связи с этим вспоминаю, как в школе на уроках труда я постигал азы токарного ремесла на станке ДИП–200. Что скрывается за этим названием, я не знал. Пока учитель труда не пояснил: ДИП — это “Догоним и перегоним!”. Таким был на заре советской власти лозунг новой России. И ведь действительно, на определенном этапе догнали, а кое в чем и превзошли.
    У нас за годы независимости тоже появились свои специфические лозунги: “Не воруют только дураки и ленивые!”, “Коррупция добралась до седьмого этажа “Белого дома”. Этакое популярное объяснение наших бед, озвученное на самом высоком уровне.
    Не знаю, смешно это или страшно. Страна, доведенная властями предержащими до одного из последних мест на евразийском пространстве по уровню жизни, прочно занявшая постыдное место в первой десятке из 130 государств по уровню коррупции, страна, где рядовому гражданину трудно добиться справедливого суда без взятки или влиятельных связей, объявляется этими самыми властями страной прав человека.
    Старые песни о старом
    Главным оружием аппарата во все времена была социальная и политическая демагогия. И сегодня власть пытается при помощи демагогии искусно задекорировать реальное положение вещей. За годы независимости Кыргызстан превратился в страну референдумов, курултаев, форумов, саммитов, конференций, симпозиумов. А еще — в страну программ, проектов, концепций. Столько их было разработано, обсуждено, принято, что не мудрено сбиться со счета. Беда только, что изначально большинство их были бесплодными, мертворожденными прожектами и существуют, главным образом, только на бумаге.
    Не знаю, для кого как, лично для меня чего–либо удивительного в этом нет. Глядя на ближайшее окружение президента, я очень сильно сомневаюсь, что оно способно пусть даже не родить новую идею, а хотя бы обрисовать ее контуры и озвучить тезисы. Я сомневаюсь, что это окружение в состоянии выявить в ворохе программ и платформ различных партий и объединений животворные, здравые, объединительные мысли.
    Многократно доказано, что ничто не обходится так дешево и не дает такого эффекта, как вложения в людей. Судя по всему, руководство страны прекрасно понимает это. Если верить его утверждениям, Кыргызстан является лидером среди стран СНГ в сфере реформирования системы образования. Но вот вопрос, кого воспитывает эта система. Достоянием общественности стал ажиотаж в национальном университете по поводу спешной и всеобщей временной прописки студентов в общежитиях. Даже тех, кто имеет постоянную столичную прописку. И не только в общежитиях, но и в учебных корпусах, для проживания явно не приспособленных.
    Злые языки поговаривают, что делается это с заглядом на предстоящие через три месяца парламентские выборы в угоду некой важной персоны, которая намерена баллотироваться по здешнему избирательному округу. Прием не новый и уже апробированный на практике. Студентов в республике уже не раз превращали в голосующее стадо людей.
    С тревогой думаю не о том, каких специалистов готовит главный вуз страны, а о том, люди каких морально–нравственных качеств получат здесь дипломы. Цинизм, беспардонность и грубый обман прагматического толка даром не проходят ни для самих преподавателей, ни для их учеников.
    Можно сколько угодно красиво и правильно говорить о высоких материях и идеологии, но привлечение молодых к участию в подтасовке и нарушении законов едва ли может служить надежным фундаментом будущего кыргызского общества и страны в целом. Весьма сожалею, что вынужден говорить о таких старых, как мир, истинах, перепевать старые песни о старом. Но — се ля ви!
    К ветхой одежде прочные заплаты
    Не оправившись должным образом от одной лжи, от которой так непоправимо пострадали экономика, культура, мораль и нравственность советского общества, да, в конечном итоге, и сама великая держава, кыргызстанцы оказываются втянутыми в ложь другую. Ради чего и кого? Печально и постыдно, что проповедниками и участниками этой лжи становятся представители передовой интеллигенции.
    Сегодня вряд ли нужно кому–то доказывать, что коренная причина глобального материального и духовного обнищания советского общества состояла в том, что генеральная линия КПСС, точнее ее элитарной верхушки, постепенно свернула с большака интересов общественного прогресса на тропу накопления и сохранения власти. Перерождение функций незаметно привело к подмене целей. Задумаемся. Не то же самое наблюдается в Кыргызстане за крайне короткий исторический срок его независимости?
    Не знаю, добровольно или по принуждению, под давлением сверху идет заполнение помещений КНУ “мертвыми душами”, которые в день выборов в Жогорку Кенеш должны обернуться вполне реальными голосами. Да это в данном случае и не столь важно. Куда важнее понимать, что происходит беззастенчивое манипулирование людьми и их сознанием, что из жизни тем самым вытравляются и такие без того весьма зыбкие категории, как честь, порядочность, правдивость.
    Вот и получается, с одной стороны, власть ратует за заветы Манаса — этот, говоря словами президента страны, могучий, духовный источник, способный сплотить народ, вдохновить и подвигнуть его на большие и добрые свершения во имя нынешних и будущих поколений. А с другой — попрание и нарушение этих самых заветов.
    В Книге книг, насчитывающей не одно тысячелетие, говорится: “Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже”.
    Прислушаемся ли к этому завету?
    Вячеслав Тимирбаев.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/8672/


Распечатать: Поиск идеологии: теория и практика РаспечататьОставить комментарий: Поиск идеологии: теория и практика Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Поиск идеологии: теория и практика Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007