Распечатать: Легкость в словах и посулах необыкновенная РаспечататьОставить комментарий: Легкость в словах и посулах необыкновенная Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Легкость в словах и посулах необыкновенная Посмотреть комментарии

5 октября 2004

СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД

Легкость в словах и посулах необыкновенная

    Никогда не думал, что перечитывание ежегодных посланий президента Кыргызстана А.Акаева народу и Жогорку Кенешу окажется таким захватывающим занятием. И вовсе не по причине увлекательного сюжета, а в силу невольно напрашивающихся сопоставлений того, что было обещано главой государства, с тем, что реально сделано.
    Пример всегда воздействует
     сильнее, чем проповедь.
    Сэмюэл Джонсон.

    СистематизируЯ выступления первого президента страны, не устаешь удивляться тому, с какой легкостью, я бы даже сказал легковесностью, раздавал он своим согражданам заведомо невыполнимые обещания, ставил перед правительством изначально недостижимые цели и невыполнимые задачи.
    Возьмем, к примеру, обращение А.Акаева к Жогорку Кенешу 4 ноября 1993 г. Заканчивается строительство, отмечается в нем, первого пускового комплекса Ак–Суйского кукурузоперерабатывающего комбината, который должен быть введен в эксплуатацию в ноябре 1993 года.
    Сегодня на дворе конец сентября 2004 г. Указанное предприятие, так и не введенное в строй в силу своей недостроенности, стоит мертвым памятником бесхозяйственности.
    Далее президент говорил, что в выступлении по республиканскому телевидению 31 августа 1993 года им была высказана мысль о строительстве железной дороги Балыкчы — Кочкорка — Кара–Кече — Таш–Комур. Эта мысль вызвала очень большой общественный резонанс и уже получила достаточную сильную общественную поддержку. Высказывая ее, отмечал Акаев, я понимал, насколько она важна для будущего республики, для ее прогрессивного развития. Однако уже первые отклики высветили новые грани этой проблемы, дополнили идею новыми аргументами.
    С многообещающей помпой, с торжественным вбиванием первого костыля в будущее полотно железной дороги ее строительство началось 5 июня 1998 г. Но очень быстро это все почило в бозе. Впустую, бездарно вбуханы в землю несколько миллионов сомов, труд специалистов. Уже несколько лет на важной для будущего республики стройке кладбищенская тишина.
    1 марта 1996 г. глава государства обратился к народу и парламенту с посланием “Реформы — вместе с народом, ради народа”. Для нас, говорилось в нем, жизненно важной является задача перевода производства и быта на электропотребление. За последние годы в этой области произошли заметные изменения — сегодня на использовании электроэнергии для отопления и пищеприготовления перешло 58 процентов объектов здравоохранения и 47 процентов учреждений образования. Население республики также начало активно переходить на использование электроэнергии в этих целях. Надо придать этому важному делу планомерный и комплексный характер с тем, чтобы через 4 года, в 2000 году, полностью перевести социально–культурный и коммунально–бытовой секторы на потребление электроэнергии.
    С того дня минуло более 8 лет. Но и сегодня мы также далеки от этой цели, как и в марте 1996 г.
    В том же послании президент сообщал, что в контексте практической реализации энергетической стратегии не позднее июля с.г. будет запущен Кочкор–Атинский нефтеперерабатывающий завод мощностью 500 тысяч тонн в год. Это значительный шаг на пути сокращения импорта нефтепродуктов.
    Напомним, торжественный ввод первого в республике нефтеперерабатывающего завода состоялся 5 октября 1996 г. Выступая на церемонии пуска завода, Акаев подчеркивал, что на предприятии сконцентрированы самые современные технологии и что построено оно по самому последнему слову техники. Однако все последующие годы это наисовременнейшее оборудование работало лишь на 20–30 процентов своей мощности. Говоря проще, завод все эти годы работал себе в убыток, поскольку для рентабельной работы требуется загруженность не менее чем на 80 процентов.
    Мощности завода рассчитаны на переработку 500 тысяч тонн сырой нефти в год, у нас же добыча нефти только в 1997 г. достигла 85 тыс. тонн. Последние пять лет она находится в пределах 75–77 тыс. тонн. Завод изначально был рассчитан на переработку импортируемой сырой нефти. Однако неустойчивые и непредсказуемые торговые отношения с основными поставщиками сырья из Казахстана, Узбекистана, Туркмении и России поставили завод в бедственное положение.
    Теперь что касается значительного шага на пути сокращения импорта нефтепродуктов. Так вот, в 1996 году, когда был пущен НПЗ, в республику было ввезено бензина, керосина, дизельного топлива и мазута на 94,1 млн. долларов и на 1,2 млн. долларов сырой нефти, а в 1998 г. соответственно — на 92,3 млн. и 7,4 млн. долларов. И тут пустые надежды.
    Весьма интересным представляется мне сравнение позиций президента по отношению к пенсионерам. Скажем, в послании от 29 сентября 1998 г. “Социальному развитию народа — прочный экономический фундамент” одна из выдвинутых президентом до 2001 года задач гласила: повысить уровень жизни пенсионеров путем обеспечения реального роста пенсий. Средний размер пенсий должен быть увеличен по меньшей мере на 50 процентов.
    А вот что произошло в реальности. Средний размер пенсий увеличился с 378 сомов в 1998 г. до 558 в 2001. Рост 47,7 процента. Почти 50, намеченных главой государства. К сожалению, за этот же период величина прожиточного минимума человека пенсионного возраста подскочила с 639 до 1098 сомов, или на 72 процента. Таким образом, если в 1998 г. средний размер пенсии составлял 59,1 процента минимального потребительского бюджета пенсионера, то в 2001 — 50,8. Как видим, уровень жизни стариков за три года не только не вырос, но и заметно снизился.
    Видимо, забыв о задачах и посулах годичной давности, в послании народу и Жогорку Кенешу от 14 октября 1999 г. президент без тени смущения заявляет: нынешнее финансовое положение Социального фонда не позволит нам в ближайшее время ориентироваться на радикальное повышение размеров пенсий. Вместе с тем с будущего года в соответствии с законодательством всем пенсионерам будут выдаваться пенсии с учетом инфляции. Надеюсь, что это в какой–то мере позволит облегчить положение наших пенсионеров.
    И вновь обман. В 1999 г. инфляция составила 39,9 процента. В соответствии с обещанием президента в 2000 г. средняя пенсия должна была увеличиться с 385 до 538 сомов, однако в том году она была равна 462 сомам. К слову, что–то я не припомню, чтобы в Кыргызстане за все годы независимости хотя бы раз была проведена индексация пенсий с учетом инфляции. Или я ошибаюсь? Тогда, надеюсь, пенсионеры меня поправят.
    Анализируя ежегодные послания президента народу и парламенту, не могу освободиться от ощущения, что Акаев специально ставит завышенные цели и невыполнимые задачи, чтобы создать у кыргызстанцев впечатление неусыпной заботы государства о своих подданных. Ведь щедрые посулы бывают, по большей части, услышаны, они производят на массы определенное психологическое воздействие. Но вот как эти обещания выполняются и претворяются в жизнь, об этом потом, как правило, мало кто вспоминает.
    Допускаю, что могу заблуждаться, но другого объяснения я просто не нахожу вот такому, к примеру, посылу главы государства. В послании от 15 ноября 2000 г. “Обществу — процветание, государству — развитие” президент определил в качестве одной из важных задач добиться к 2003 году преодоления дефицита государственного бюджета. Правительство республики должно принять меры по обеспечению доходов госбюджета на уровне не менее 21–22 процентов ВВП с одновременным повышением доли налоговых поступлений до уровня свыше 18 процентов к ВВП.
    Фактически по итогам 2002 г. (это к намеченному 2003 г.) дефицит госбюджета вплотную приблизился к 777 млн. сомов (в 2003 он возрос до 1143 млн. сомов), а налоговые поступления составили 13,9 процента ВВП.
    Возможно, кое–кто скажет: ну подумаешь, недобрали 4 процента налогов, ошибся президент, что тут такого. А то, что “ошибка” отнюдь не маленькая — 4 процента от ВВП в 2002 г. — это ни много ни мало, а более 3 млрд. сомов, или 20,8 процента доходной части бюджета. Такие вот у главы государства расчеты и задачи.
    Скажу больше. 29 августа 2002 года на заседании правительства, на котором министр финансов выступал с докладом о проекте бюджета на 2003 г., отмечалось, что доходы госбюджета с грантами в целом по республике определены в размере 15,7 млрд. сомов, или 17,9 процента к ВВП. Но ведь еще два года назад президент в ежегодном послании потребовал от правительства обеспечить к 2003 году доходы госбюджета на уровне не менее 21–22 процентов ВВП. Получается, правительство и ухом не повело на это требование. Кто же ответил за это откровенное наплевательство на установки главы государства? А никто. Так уж повелось, что и сам президент, и правительство, и народ Кыргызстана привыкли и смирились с тем, что задачи, выдвигаемые президентом, ровным счетом ничего не значат и всерьез их никто не принимает. Ведь все это говорится в расчете на наивную публику в лице граждан Кыргызстана.
    Думается, именно с этой целью в республике создавались и создаются многочисленные программы, комитеты и комиссии. Программы в основе своей бумажные, комитеты и комиссии — изначально мертворожденные. Главное — создать видимость кипучей деятельности, подменить видимостью дела само дело.
    Вот и в послании от 17 октября 2001 г. отмечается, что в республике впервые создана Комиссия по вопросам этики государственных служащих при президенте страны. Такие же комиссии созданы в министерствах и ведомствах. Они призваны контролировать этические нормы руководителей государственных органов, добросовестное выполнение служащими своих обязанностей, устранять причины коррупции и способствовать повышению эффективности госуправления. Комиссии, с удовлетворением констатировал Акаев, уже приступили к активной работе.
    Как реально обстоят дела с этикой госслужащих и добросовестным выполнением ими своих обязанностей, на конкретных примерах поведал наш активный автор Михаил Корсунский в статье “Без добра и совести не ждите добросовестности” (“МСН” от 21 сентября с.г.). Об этом же говорят и наши читатели в своих откликах на эту статью.
    Оценивая все эти пассажи из ежегодных посланий главы государства на фоне неприглядной действительности, я невольно думаю о том, что подобные свойства человеческой натуры — не знать удержу в фантазиях и обещаниях и тут же забывать о них, палец о палец не ударив для их воплощения в жизнь, — давно описаны в литературных шедеврах, а в народе они известны как причудливый симбиоз безудержной хлестаковщины с прекраснодушной маниловщиной.
    Кстати, я совсем не случайно привел названия некоторых посланий. Несложно заметить, что уже здесь просматривается расчет на доверчивость рядового гражданина, стремление внушить ему, что власть и государство только и озабочены благополучием и благом народа. Хотя, по большому счету, все это далеко не так и никак не связано с насущными нуждами и заботами человека из народа.
    Вячеслав Тимирбаев.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/8105/


Распечатать: Легкость в словах и посулах необыкновенная РаспечататьОставить комментарий: Легкость в словах и посулах необыкновенная Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Легкость в словах и посулах необыкновенная Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007