Правительство против персональной ответственности
Вчера в СНП ЖК КР продолжалось постатейное обсуждение проекта конституционного закона «О правительстве КР».
Напомним, конституционные законы требуют обязательного рассмотрения в двух чтениях обеими палатами парламента. Законодательное собрание приняло настоящий проект 26 марта нынешнего года, теперь его в первом чтении смотрит Собрание народных представителей.
Законопроект, состоящий из 45 статей и представленный палате первым вице–премьер–министром Кубанычбеком Жумалиевым, вызвал много споров и разногласий. В частности, четвертая статья — о структуре, составе и порядке формирования правительства — вынудила парламентариев обратиться к словарю Ожегова. Они никак не могли определить для себя, в чем разница между структурой и составом. В итоге выяснили: структура — это “скелет”, состоящий из министерств и ведомств, а состав — перечень должностей и лиц.
Разногласия начались вновь, когда подошла очередь седьмой статьи — о порядке назначения членов кабинета министров. Правительство предлагало утверждать свой состав посписочно, а депутаты настаивали на рассмотрении каждой кандидатуры. Народным избранникам в этот раз удалось настоять на своем. Зато девятая статья — о выражении недоверия правительству, члену правительства, руководителям административных ведомств, Госкомиссий, фондов — стала камнем преткновения. К. Жумалиев настаивал на том, что правительство — коллегиальный орган, следовательно, выражать недоверие можно только всему кабинету министров. В противном случае, каждый отдельный министр будет все время оглядываться: а не объявят ли ему недоверие в конце года? И не сможет эффективно действовать. Депутаты же, напротив, считают, что как раз это и хорошо — пусть оглядывается, лучше работать будет. А при системе, когда недоверие выражается всему правительству чохом, и спросить–то за недоработки не с кого — нет конкретного министра, который плохо работал. Предлагали даже, чтобы не только премьер отчитывался перед СНП о проделанной правительством за год работе, но и каждый министр докладывал бы о своей персональной деятельности. Один из парламентариев даже привел пример с футбольной командой: это тоже коллегиальный орган, однако “горчичник” в случае недоработки получает конкретный футболист. И общественность таким образом в курсе того, кто оказался слабым звеном и тянет команду назад. К. Жумалиев оскорбился в ответ на такое сравнение и предложил создать согласительную комиссию, чтобы решить этот спорный вопрос. Тут подоспело время перерыва. Договорились, что во время обеда все хорошенько подумают и выскажутся позже.
Очевидно, обед придал депутатам сил, и они тридцатью шестью голосами приняли вариант, предложенный Комитетом по госустройству и соблюдению законности СНП: недоверие нужно выражать персонально. Однако К. Жумалиев настаивал, что это будет антиконституционно.
Так или иначе, в первом чтении проект закона одобрен обеими палатами парламента. Теперь будет создана согласительная комиссия, в которую войдут представители ЗС, СНП и правительства. А осенью предстоит второе чтение.
Александра Черных.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/7291/