Распечатать: Устами младенца РаспечататьОставить комментарий: Устами младенца Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Устами младенца Посмотреть комментарии

9 апреля 2015

ДЕТСКАЯ КОМНАТА

Устами младенца

    Первое самостоятельно произнесённое слово — важный момент в жизни ребёнка и его родителей. Но до полноценного общения ещё долгий и трудный путь. Как помочь малышу одолеть его, на какие моменты в развитии речи стоит обратить особое внимание?

    Как разговорить молчуна

    Печальная статистика показывает, что сегодня у большинства детей есть те или иные проблемы с речью.

    Основные причины задержки речевого развития при интеллектуальной норме — повреждения нервной системы, связанные с гипоксией плода во время беременности или родовыми травмами. Факторы риска у уже родившегося ребенка — затянувшаяся послеродовая желтуха, хирургические операции до трех лет под общей анестезией. Эти причины вызывают кислородное голодание мозга, при котором страдают речевые центры. Случается, что родители не обращают внимания на то, что ребенок часто падает и ушибается, а между тем микротравмы мозга могут тоже негативно сказаться на развитии речевых центров.

    Молчание может быть вызвано и психологичес­кими причинами. Долго молчат дети, которых чересчур опекают, родители и так делают все за детей, и тем нет нужды высказывать свои желания на словах — достаточно ткнуть пальцем. Встречаются замкнутые и застенчивые дети, которым труднее начать говорить.

    Что считается речью? До возраста 2,5 года допустимо, если ребёнок говорит “малышковым” языком. Словами считаются не только полноценные “мама” и “папа”, но и “би-би” вместо “машина”, “кар-кар” вместо “ворона”, и “куп-куп” вместо “идём купаться”. Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3—4 слов вроде “мама дё куп-куп” (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. Специалисты отмечают, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2—3 года и к 7 годам заканчивается.

    — Есть два распространённых мнения. Первое из них — то, что с детьми нельзя сюсюкать, говорить детским языком. Я считаю, что его использовать полезно, особенно в игре, для того чтобы ребёнок научился повторять и произносить различные слоги. Мы, логопеды, сами применяем детский язык в своей работе, особенно с неговорящими детьми, — считает логопед Татьяна Грузинова. — Второй совет, который дают родителям, дети которых имеют проблемы с речью: “А вы больше с ними разговаривайте”. Есть дети с базовым нарушением анализа речи на слух, которые просто “выключаются”, когда вы начинаете много говорить с ними. Такому ребёнку, наоборот, рекомендован ограничительный режим, при котором взрослый разговаривает с ним максимально отчётливо. И если он о чём-то просит ребёнка, то нужно говорить не скороговоркой: “Открой-ка, пожалуйста, эту дверку” или “А ну-ка, давай, принеси мне ведёрко”. А отчетливо: “Открой дверь” и “Принеси ведро”. Не для всех, но для некоторых детей многоречивость взрослых действительно становится проблемой.

    Всему своё время

    В год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т. п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова “Где мишка?” — повернуть голову к мишке, а на просьбу “Дай руку” — протянуть руку.

    В два года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.

    В два с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200—300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме “л”, “р” и шипящих, задавать вопросы “где?”, “куда?”. Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные — большой, высокий, красивый, горячий и т. д.

    В три года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т. д.). С точки зрения неспециалиста, легко выявить у трёхлетки проблемы с речью следующим образом — пусть вашего малыша послушает не знакомый с ним человек. Если он понимает 75 процентов сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь, то всё в порядке.

    Лыба или рыба

    Произносить звуки неправильно детям разрешается до 4,5–5 лет, говорят логопеды. Ребенок может не так произносить шипящие звуки, у него может не быть звука “р” или твердого “л”...

    Картавость — явление на сегодняшний день далеко не редкое. Никто не удивляется тому, что некоторые люди не выговаривают звук “р” или произносят его на французский манер. Если дефект вызван короткой уздечкой языка, то может потребоваться хирургическое вмешательство, во время которого выполняется надрез уздечки. Картавость, вызванная другими причинами, лечится при помощи массажа языка, регулярных упражнений специальной артикулярной гимнастики. Еще одна причина неправильного произношения — если кто-то в семье не выговаривает определенные звуки, ребенок может копировать эти особенности выговора. И поскольку фонематический слух малыша еще не сформирован должным образом, он просто не слышит разницы между, например, обычным “р” и грассирующим.

    Чтобы развить челюстные мышцы, очень полезно давать ребенку жевать сухари, целые овощи и фрукты, кусковое мясо. Для укрепления мышц щек и языка научите малыша полоскать рот, надувать щеки и, удерживая воздух во рту, “перекатывать” его из одной щеки в другую.

    У многих детей проблема с произношением буквы “р” самостоятельно проходит с возрастом. Но приблизительно у двух процентов картавость остается на всю оставшуюся жизнь.

    Игры на кухне

    Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят с детьми на кухне. И пока мама занята приготовлением ужина, можно с пользой занять малыша. Например, предложить ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено — тем самым он потренирует свои пальчики.

    Дети с плохим фонематическим слухом не слышат свое неправильное произношение. Им кажется, что они произносят звуки так, как нужно. Фонематический слух можно развивать при помощи специальных упражнений и игр. Вот самая простая игра: “Что шумит?”. Малыш садится спиной к окну, а вы спрашиваете у него: “Что шумит за окном?” Вот машина проехала. Люди прошли, смеясь. Собака залаяла. Еще вариант: в одну баночку набрать гороха, в другую — крупы. Дать ребенку послушать, как шумит одна и другая баночка, когда их трясут. А потом потрясти их по очереди у него за спиной — чтобы он угадал, какая баночка шумит. Еще очень хорошо слушать разные музыкальные инструменты и учить ребенка различать их по звучанию.

    Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла — все смешать, чуть подогреть, получится мягкий комок. Лепите на здоровье!

    Норма или отставание?

    Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?

    — Успокоим сначала сверхпугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие, — объясняет дефектолог, психолог Анна Рудова. — Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2—3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4—5 месяцев.

    Стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии. Например, среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек.

    Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга — ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования.

    Пение от заикания

    Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки.

    Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к его возникновению могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание появляется после испуга или постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку. Нередки такие случаи  у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: “расскажи”, “повтори”, часто заставляют говорить напоказ.

    Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/43895/


Распечатать: Устами младенца РаспечататьОставить комментарий: Устами младенца Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Устами младенца Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007