Распечатать: Грядет бабановский передел правительства РаспечататьОставить комментарий: Грядет бабановский передел правительства Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Грядет бабановский передел правительства Посмотреть комментарии

23 декабря 2011

ПОЛИТИКА

Грядет бабановский передел правительства

    Вторую неделю идут совещания чиновников и депутатов в расширенном и узком форматах. Собираются коалицией, фракциями, отдельными группами по интересам, шушукаются в кабинетах, раздают комментарии журналистам в коридорах парламента. И все говорят и говорят об одном. О новой структуре правительства.

    О премьерских амбициях

    При этом не ведутся разговоры о премьер-министре. Этот вопрос уже решенный, так как члены коалиции неделей ранее сделали свой выбор, отдав голоса и. о. главы правительства Омурбеку Бабанову. Его осталось утвердить палатой, но это уже формальность при нынешнем раскладе сил в Жогорку Кенеше.

    Можно сказать, что страна уже заимела еще одного легитимного руководителя — на сей раз в исполнительной ветви власти. Потому сегодня все обсуждают именно бабановскую модель правительства, его кандидатская программа висит на главных страницах веб-сайтов информ­агентств. Да и ведет он себя на заседаниях кабмина как без пяти минут премьер. Похоже, роль, в которую он вживался за месяцы выборной президентской кампании, стала для него родной.

    Итак, настало время для очередного эксперимента над экономикой и страной. На протяжении 20 лет независимости страны каждый новоявленный президент и премьер по-своему перекраивали структуру правительства. То расширяли ее, выдумывая новые министерства и ведомства, то ужимали. Из агентств делали комитеты, которые потом могли опять стать второстепенной структурой и т. д. Каждый руководитель правительства изощрялся, как мог, фонтанируя идеями, воплощая в жизнь свои управленческие фантазии, чтобы прослыть новатором или реформистом.

    Кадры по-прежнему решают все

    Однако при этом, как правило, набор кадров был весьма ограничен. Проштрафившихся министров и директоров не задвигали далеко, их просто двигали по вертикали вниз или по горизонтали — в соседнее министерство. Номенклатура своих не бросает. Это дошедшее с советских времен негласное руководство до сих пор успешно применяется у нас. Правда, появились некоторые нюансы, как назначения по клановому, региональному, партийному, родственному и другим соображениям, но в целом схема продвижения своих людей во власть осталась прежней.

    Вот почему при всех режимах мы видим одних и тех же управленцев в исполнительной власти, сидевших в чиновничьих креслах при Акаеве, благополучно переживших бегство второго президента, прижившихся в правительстве Атамбаева и не без причин надеющихся остаться на своих теплых местах при Бабанове. И у них есть все основания быть незаменимыми. Первые кадровые назначения  Атамбаева тому подтверждение. Самые одиозные личности со времен акаевщины вдруг всплыли за спиной президента. А все потому, что это были номенклатурные единицы.

    Вот ведь какое дело, будучи в оппозиции нынешние партийные боссы тешили самолюбие простолюдинов, готовых за них в огонь и воду, под пули и слезоточивый газ, пропагандистской агиткой. Мол, Кыргызстан богат не только прекрасными горами и озером Иссык-Куль, но в первую очередь талантливыми, образованными людьми, которым необходимо доверить управление страной. Однако став у руля республики, теперь уже государственные мужи объясняют свои сомнительные назначения кадровым голодом.

    Примечательно, что на последнем заседании коалиционного большинства, состоявшегося на этой неделе,  Бабанов заявил о вещах, о которых говорилось выше. О том, что эксперименты со структурой продолжатся.

    Успокаивая недовольных, он заявил, что не стоит так волноваться. Если министерства или ведомства, образованные путем слияния, не смогут исполнять своих расширенных функций, их вновь разъединят. Главное, подчеркнул он, это кадры, кто управляет новым министерством. А у нас, как известно, в настоящее время личные водители и родственники делают головокружительную карьеру, становясь, по сути, топ-менеджерами. Ну чем не эксперимент над страной!

    Реформы — это вспомнить все старое

    Итак, нас ждет большой прогресс: правительство решило ужаться аж на целых четыре министерства. Было 19, станет 15. Зато в ряду  служб прибавление — их станет 8. В структуре нашлись места для трех фондов, двух инспекций, пяти агентств. Предварительно такая раскладка, но не исключено, что могут произойти коррективы. Например, кому-то из преданных людей не хватит портфеля. Что происходит в таком случае, мы хорошо знаем — создается новая структура.

    Вот почему слабо пока верится, что в армии чиновников грядет глобальное сокращение. Бабанов объявил о 3 тысячах потенциальных безработных. Но он не первый и не последний, делавший такие громкие заявления. Однажды, раздувши штат беловоротничковых до 52 тысяч, как не поленились подсчитать некоторые НПО, трудно его урезать. Это как выдавить зубную пасту из тюбика, а потом попытаться лишнее запихнуть назад в емкость.

    Куда девать сотрудников из ликвидированных министерств — природных ресурсов, социальной защиты, труда, занятости и миграции, государственного имущества? Чем занять работников из сокращенных агентств — антимонопольного регулирования, кинематографии, водного хозяйства и мелиорации?

    Обещания дорого стоят

    Будущий премьер обещает за счет них сэкономить баснословную сумму — более миллиарда сомов, которые пойдут на повышение зарплат оставшимся чиновникам и бюджетные нужды. Но не просчитался ли Бабанов? Этот освободившийся батальон или полк безработных государство обязано будет содержать в течение полугода, если они не найдут новое занятие и доходы на содержание себя и своих семей.

    Этих людей обещают переучить, дать новые профессии. Вопрос, а захотят ли сотрудники, занимавшиеся непыльной, в основном бумажной работой, переквалифицироваться в строителей, электриков, сварщиков, которых так не достает республике? Вряд ли. К таким резким переменам они не готовы и будут всеми силами сопротивляться сокращению.

    Дальнейшее развитие событий, зная менталитет наших людей и привычки, не трудно предугадать. Страна маленькая, здесь каждый третий кому-то сват, кум, четвероюродный племянник. По этому случаю вспомнился  сюжет из жизни.

    В бытность покойного Медета Садыркулова директором Государственной налоговой инспекции, сотрудники финпола “хлопнули” во время рейда заправку, торговавшую контрабандным бензином. Был составлен акт на работников АЗС для привлечения их к административной ответственности. Но с седьмого этажа “Белого дома” последовал звонок в защиту рядового контрабандиста, и вся борьба с контрабандой и коррупцией свелась к уничтожению протоколов с компроматом.

    Скажете, с тех пор многое изменилось? Да, действительно произошли некоторые перемены — стало намного хуже. Протекционизм, откровенное лоббирование интересов людей и компаний своего круга в ущерб общественным и государственным интересам стало нормой жизни. Сломают ли Атамбаев и Бабанов сложившуюся схему взаимоотношений? На этот вопрос можно ответить вопросом — а захотят ли? В их ли это интересах?

    Что было и что станет

    Группа экспертов, занимавшаяся разработкой новой структуры правительства для Бабанова, предложила оставить Минэкономики, вернув ему старое название, выбросив слова “регулирование” и “ развитие”. Однако присоединив к нему антимонопольное агентство, которое станет либо управлением, либо департаментом в структуре ведомства.

    По этому поводу уже сейчас раздаются критические замечания экспертов. И без того несамостоятельные и неинициативные антимонопольщики совсем теряют право голоса. Когда это было, чтобы чиновники средней руки критиковали монополистов и министерства, лоббирующие их интересы? По субординации не положено. А сейчас так и произойдет. Так что могут радоваться хлебные и мучные короли, бензиновые бароны, угольные князьки, засевшие в парламенте. Тарифная политика — это их удел и ничто им не помешает поднимать цены.

    Министерство сельского хозяйства теперь будет писаться с легкой руки бабановских экспертов с приставкой “мелиорация”. Чему сопротивляются работники бывшего департамента, не желающие сливаться с министерством, под крышей которого они когда-то были. У мелиораторов были свои планы и проекты, им неплохо жилось в отдельной, пусть и небольшой, квартирке. Теперь над ними будет куча начальников. Перспектива не из приятных.

    Министерство транспорта и дорог хотели оставить без коммуникаций, однако потом решили вернуть отобранное. А все потому, что не могли придумать, куда девать связь. Эта отрасль бюджетообразующая и за нее еще недавно шли нешуточные сражения. В конце концов, решили вернуть все на круги своя. Ну не к Министерству же культуры и туризма отнести коммуникации.

    Кстати, присоединением туризма к культуре тоже многие недовольны. Особенно тур­операторы, которые совершенно не видят логики в таком новаторстве. Видимо, они боятся, что дотационная культура не даст развиваться самодостаточному туризму. Кому из реформаторов пришла в голову такая гениальная идея?

    Недовольных становится больше

    Не понравилось многим и объединение в одно министерство молодежи и спорта, вот уже горячие юноши и девушки из молодежных движений и НПО грозятся акциями протеста по этому поводу. Вызывает некоторое недоумение и передача функций по работе с мигрантами МИД. Стоит заметить, что эта внешнеполитическая структура не успевает справляться со своими обязанностями. Не случайно все зарубежные торговые представительства правительство было вынуждено закрыть из-за их бездеятельности и неэффективности. А теперь дипломатам придется вплотную решать проблемы наших гастарбайтеров, которых больше миллиона за границей.

    Сохранили свои статусы, помимо МИД, Министерство чрезвычайных ситуаций, ведомство Аскарбека Шадиева, МВД, Минздрав, Минфин, Мин­обороны, Минобразования. Больше всего споров в обществе вызывает ликвидация Министерства труда и социальной защиты. Вопрос правильности такого подхода к решению проблем социального сектора обязательно еще встанет.

    В то же время ни у кого не вызвало и тени сомнения в верности упразднения двух министерств — Минприроды и Мингосимущества. Изначально все понимали, что повышение статуса носит искусственный характер. Это еще один пример того, что госструктуры у нас создаются под конкретных людей. Захотелось бывшему главе госимущества Турдумамбетову министерского портфеля, он его и получил. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось…

    Интриги нашего ЖК

    Как только будет утверждена структура правительства, начнется самая интригующая часть спектакля под рабочим названием “Реформы нашего двора”. Это раздача руководящих должностей. По большому счету, и в парламенте, и в кабмине, и даже в обществе знают примерный расклад сил. И даже могут назвать имена, кто из СДПК, “Республики” или “Ар-Намыса” какие получит министерства и службы.

    Изменение состава коалиции, где сейчас четыре фракции, повлечет очередной партийный передел экономики и республики. Как известно, до сих пор значительные министерства и территории контролировали атажуртовцы. Но сегодня они уже не основные игроки. Портфели, которые принадлежали им, перейдут к другим фигурам, засидевшимся в депутатских креслах.

    Партия “Ата-Мекен” не скрывает своего стремления вырвать себе одно вице-премьерское или министерское место. Для своего члена — экс-вице-премьера акаевских времен Джоомарта Отор­баева. С этой целью они даже предлагают создать новое министерство по инвестициям, зная конек своего фаворита. Но согласовано ли их желание с планами самого Джоомарта Каиповича, который в свое время с легкостью отдал свой депутатский значок однопартийцу?

    Горит ли желанием сам Оторбаев во второй раз войти в одну и ту же реку и испытать судьбу? Сейчас у него очень даже хорошая должность в Европейском банке реконструкции и развития, более чем приличный оклад и другие привилегии. Ему с его интеллигентскими штучками и манерами будет сложно работать в новом правительстве, где соберутся сплошь одни акулы бизнеса.

    Ни много ни мало на Минфин нацелился мятежный арнамысовец Акылбек Жапаров. Говорят, он будет претендовать на одну из вице-премьерских должностей, но это для видимости. А в действительности рассчитывает на Минфин, которым уже руководил после мартовских событий 2005 года. У нас ведь как? Больше просишь, получишь то, что хочешь.

    Об этом хорошо знают в ведомстве. Там в одних кабинетах царит уныние, в других, наоборот, радостное возбуждение. Первые понимают, что придется собирать коробки с личными вещами и уходить в неизвестность, потому что новый министр будет формировать свою команду. Зато вторые радуются, что перемена места работы им не грозит.

    Памятка против короткой памяти

    Конечно, страна переживет очередной передел государственных должностей, реформаторский зуд временщиков, получивших легитимность. Лишь бы не было войны — как любят у нас говорить пожившие на этом веку люди. Но зная переменчивость наших лидеров и вождей, их непостоянство взглядов и приоритетов, красноречивость, для страховки и контроля стоит держать где-то поблизости программу правительства, разработанную командой Бабанова. Чтобы вовремя напомнить ему о планах и обещаниях работать во благо государства, а не на собственный карман.

    Чтобы не случился очередной конфуз. Помните, когда Бабанов, будучи кандидатом в депутаты, легкомысленно пообещал народу низкие тарифы на электроэнергию, дешевый хлеб, льготные кредиты? О чем, заметим, сегодня не очень-то любит вспоминать. Потому что пока ни одно из его пророчеств не сбылось — жизнь дорожает изо дня в день, свет по-прежнему отключают, да и кредиты дешевле не стали. Кроме одного — Бабанов-таки взмыл на самую вершину власти.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/36681/


Распечатать: Грядет бабановский передел правительства РаспечататьОставить комментарий: Грядет бабановский передел правительства Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Грядет бабановский передел правительства Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007