Распечатать: По Фемиде прошлись все. И по полной РаспечататьОставить комментарий: По Фемиде прошлись все. И по полной Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: По Фемиде прошлись все. И по полной Посмотреть комментарии

19 августа 2011

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

По Фемиде прошлись все. И по полной

    В минувший понедельник в Кыргызстане чуть не случилась еще одна революция.

    Около ста человек из различных общественных организаций а несколько часов блокировали работу парламента, не пуская депутатов и журналистов на внеочередное заседание Жогорку Кенеша. Копившееся недовольство проводимой судебной реформой затянувшимся процессом по событиям 7 апреля выплеснулось на улицу. Объединившись, эти две протестные силы, казалось, вот-вот разнесут парламент, и “Белый дом”. Вновь на площади раздались крики “Кетсин!” и в некоторых депутатов полетели шлепанцы. Хорошо хоть не булыжники.

    Скандалы, расследования, разоблачения, случившиеся на минувшей неделе, нашли свое продолжение. Гражданское общество, к рекомендациям которого приостановить отбор судей Верховного суда не прислушалась президент Роза Отунбаева, решило надавить на депутатов. С огромным трудом — уговорами и обещаниями выслушать все претензии в более спокойной обстановке, удалось политикам взять ситуацию под контроль.

    В зале Жогорку Кенеша крика поубавилось, хотя страсти бушевали до поздней ночи. Теперь уже многих избранников народа было не остановить. Микрофон накалился от жарких выступлений, переходящих в обвинения и словесные перебранки.

    Больше всех досталось Совету по отбору судей, его председателю Замирбеку Базарбекову, главе комитета по судебно-правовым вопросам Садыру Жапарову. После критики со всех сторон Базарбеков был вынужден уйти со своего поста. Вопрос о вотуме недоверия Жапарову, которого некоторые обвиняют в протежировании отставника и считают одним из главных виновников заварившейся каши, вынесен на обсуждение совета коалиционного большинства. Руководитель профильного комитета вызвал гнев общественности тем, что одобрил деятельность Совета по отбору судей, члены которого занимались рутинной работой на общественных началах.

    Решалась судьба совета, члены которого не захотели переизбирать своего председателя. В результате часть правозащитников выступила с требованием его самороспуска, обозначив срок — до 22 августа. Радикально настроенные НПО уверены, что члены совета не имеют права работать дальше, поскольку не оправдали своего назначения. Главная их претензия — некачественный выбор судей, которые попали в заветный список.

    В  основном недовольство вызвали не кандидаты в Конституционную палату, а их коллеги, претендующие на высокую должность судьи Верховного суда. Среди прошедших собеседование основную массу составляют все те же служители Фемиды — действующие и бывшие. И практически ко всем из них есть претензии. Насколько они обоснованные, трудно сказать. Проверить досконально все факты и жалобы не было времени. Возможно, именно на это и надеялись те, кто затеял реформирование судебной системы — что под шумок удастся протащить удобные фракциям и партиям фигуры. А то, что они будут фактически вершителями человеческих судеб, отошло на задний план.

    Протестанты заявляют, что хотели бы видеть в судебной системе новые лица. Подразумевая под этим честных, незапятнанных, неангажированных. Весь вопрос в том, есть ли они? И кто проверит их профессиональные и моральные качества, если распустить совет?

    Такие воззрения поддерживают и некоторые депутаты. Однако у них есть оппоненты. Против революционного подхода “Всех разогнать, а на обломках построить обновленную структуру” выступают другие правозащитные организации, в частности, те, что объединились вокруг Гражданского совета по контролю над судебной системой. От их имени в парламенте выступал Нурбек Токтакунов.

    Сразу после заседания Жогорку Кенеша эта организация распространила манифест, в котором выразила свою позицию на сложившуюся ситуацию.

    “Закон не наделил Жогорку Кенеш правом распускать Совет по отбору судей, парламент может лишь дать возможность своим представителям добровольно выйти из совета. Закон также не предусматривает проведения собеседования аппаратом президента с претендентами на судейские должности. Президент не может подменять работу совета, а может только вернуть документы претендентов с обоснованными возражениями”.

    Между тем, как известно, все произошло с точностью наоборот. Либо наш президент Роза Отунбаева и весь ее большой аппарат не знали об этих разделах, либо у нас вошло в привычку нормативно-правовые документы читать между строк, а посему не следовать букве закона, в чем особенно поднаторели люди в мантиях. В результате вышла такая промашка.

    Президент председательствовала в экзаменационной комиссии, куда вошел руководитель ее аппарата Эмильбек Каптагаев, заведующий юридическим отделом и другие высокопоставленные чиновники. Вся страна наблюдала, как откровенно плавали те, кто прошел собеседование в Совете по отбору судей. Их мечта попасть в Конституционную палату, да и сама карьера судьи, похоже, разбилась после трансляции видеоматериала.

    Из одиннадцати претендентов собеседование прошли только трое. Вопросы по конституционному праву, новой и старой Конституции, судебной практике Конституционных судов других стран, о полномочиях президента, Жогорку Кенеша, правительства оказались для большинства конкурсантов “темным лесом”. Бывшие судьи Конституционного суда не могли объяснить, для чего и почему проводится реформа в их родной системе.

    Парламент Кыргызстана утвердил две кандидатуры судей Конституционной палаты из трех, что представила им президент переходного периода Роза Отунбаева. Это Эмильбек Осконбаев и Клара Сооронкулова. Таштемира Чилдебаева депутаты прокатили 70-ю голосами против.

    “Основная часть кандидатов на должность судей Конституционной палаты при Верховном суде показали весьма слабый уровень знаний в области конституционного права, не смогли ответить на самые элементарные вопросы, касающиеся общественно-политической жизни страны”, — говорилось в распространенном пресс-службой президента сообщении. Картина вырисовалась более чем удручающая.

    Однако, по мнению лидеров Гражданского комитета, “вместо устранения нарушений, допущенных Советом по отбору судей, и обеспечения прозрачности и подотчетности, разные ветви власти пытаются обрести контроль над процессом формирования судейского корпуса, трактуя в политических интересах требования гражданского общества к соблюдению законности”.

    О коллизиях, происшедших в документах, одним из авторов которых являлся Данияр Тербишалиев, недоумевал сам парламентарий. “Для меня загадка, каким образом в Законе “О Совете по отбору судей Кыргызстана” изменилась норма по процедуре голосования”, — признался он. По его словам, вместо первоначальных двух третей голосов, необходимых для прохождения в Конституционную палату и Верховный суд, “произошла подмена понятий”. Оказывается, достаточно большинства голосов.

    В  настоящее время сама Фемида, Совет по отбору судей испытывают огромное психологическое давление. Людей, которых выбирали туда с такой помпой, сегодня готовы распять. Хотя если кто-то попал туда по блату, надо было сразу крик поднимать. Но ведь молчали…

    Под давлением некоторых НПО и толпы оказались президентская, исполнительная и судебная ветви власти. По мнению гражданского сектора, глава страны и депутаты превышают свои полномочия в формировании судейского корпуса и “в пылу политической конкуренции подвергают угрозе основные принципы независимости судебных органов и их формирования”.

    — Никто не имеет права оказывать давление на Совет по отбору судей, — вступился за новую структуру омбудсмен Турсунбек Акун. Он считает, что нарушения были допущены при его формировании. И главная вина лежит на Садыре Жапарове, который, по словам омбудсмена, единолично определял, кто войдет в совет, а кто там будет лишним. При этом не продумали  процедуру отзыва тех, кто проштрафился. По этому поводу, кстати, Жапаров обвинил Тербишалиева — мол, по его вине этот пункт не попал в закон.

    Вообще за последнюю неделю политический климат разогрелся так, словно наша элита не была в отпуске. В организации митингов, которые нельзя назвать случайными, кого только ни обвиняли: и правящие фракции, и президента, и не прошедших собеседование в Совете по отбору судей служителей Фемиды и их родню и т. д. Отметим, что у всех, кто крутился в эти жаркие августовские дни на центральной площади столицы, были свои цели. Одни жаждали справедливости, другие — крови, третьи — набирали себе политические очки.

    Что в итоге получила страна? Совет по отбору судей, чью работу забраковали президент и ее команда юристов, по закону нельзя распустить, упразднить, изменить, как того хотят многие. Его состав может поменяться, если только кто-то из членов добровольно сложит свои полномочия, как сделал Замирбек Базарбеков. Сейчас непонятно даже, какое решение будет принято в отношении Ирэны Степкичевой, утверждающей, что она гражданка Кыргызстана. А тот компромат, что выложили в Интернет — это происки тех, кто не хотел бы ее видеть в совете.

    Парламентарии не пришли ни к чему в этом вопросе. Благо хотя бы поняли, что необходимо внести поправки и изменения в закон, который оказался пусть и прогрессивным, но сырым.

    А  что дальше? Хорошо, народ побузил, пар выпустил. Но судей все равно выбирать надо. Осталось два месяца до президентских выборов, наверняка появятся недовольные аутсайдеры, которые будут обращаться в суд. Сможет ли совет, оставшийся без головы, продолжить работу?

    Всем, кто его сегодня нещадно критикует, кажется, что весьма просто выбрать честного судью в коррумпированной судебной системе. Впрочем, этой болезнью страдает все общество. В даче и получении взятки, как правило, участвуют две стороны.

    Без вознаграждения чиновник не хочет выдавать справки, в больнице санитарка не подаст утку тяжелобольному, в школу ребенка не определить без перечисления энной суммы в фонд учебного заведения, по карьерной лестнице не подняться. А спор решить в суде вообще без денег практически невозможно.

    Нужно сломать эту порочную систему взаимоотношений. Пока люди сами не откажутся давать мзду и не будут до конца отстаивать истину, в Кыргызстане Фемида все время будет подглядывать через повязку в сторону весов. Кто больше денег положил на чащу, в ту сторону и качнется правосудие.

    Между тем

    Как вчера заявил прессе депутат Жогорку Кенеша Данияр Тербишалиев, Совет по отбору судей продолжает нарушать закон.

    Ему стало известно, что члены новой структуры хотели провести очередное заседание, о котором общественность ничего не знала. А это и является грубейшим нарушением.

    Согласно статье 18 Закона “О Совете по отбору судей”, за пять дней до заседания члены совета обязаны извещать об этом СМИ, чтобы те успели распространить информацию для людей. Ведь наблюдать за работой совета могут все желающие. Этот процесс изначально задумывался как открытый и прозрачный.

    По словам Тербишалиева, только отсутствие кворума не позволило членам совета провести заседание. Депутат не исключает, что лица, которым поручили очень важное для страны дело, опасаются гласности, не горят желанием работать под присмотром гражданского общества и журналистов.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/35840/


Распечатать: По Фемиде прошлись все. И по полной РаспечататьОставить комментарий: По Фемиде прошлись все. И по полной Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: По Фемиде прошлись все. И по полной Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007