Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
10 июня 2011 | ПЕРВАЯ ПОЛОСА |
Июнь: поговорили и забылиВ ночь на 11 июня 2010 года на юге страны полыхнуло. Те события страна забудет не скоро, пережитое будет вспоминаться их участникам до конца жизни. И оплакивать погибших людей их близкие не перестанут многие годы. Прошел год. Что сделано за это время, чтобы подобный ужас больше никогда не повторился? Есть ли гарантии, что завтра новый межэтнический конфликт вновь не охватит республику? Вирус злобы В некое квазигосударство, где может случиться что угодно и никто ни за что не отвечает, в глазах мирового сообщества Кыргызстан превратился еще в апреле прошлого года. Глядя на бардак, дележ власти и повальное разграбление, которое тогда царило в республике второй раз, цивилизованные страны лишь качали головами, а соседи спешили перекрыть границы. Но всерьез о маленькой азиатской республике с огромным уровнем коррупции и скудным бюджетом заговорили лишь в прошлом июне. Когда в стране едва не разразилась гражданская война. В те кровавые дни Ош и Джалал-Абад напоминали таджикские города 1994—1995 годов: больше всего к происходившему подходило определение “война”. Вооруженные толпы нападали на целые кварталы, грабя и убивая охваченных ужасом жителей, сжигались целые поселения, вокруг непрерывно свистели пули, полыхали пожарища. Выйти поискать что-то съестное было подобно смерти — гарантий вернуться живым не мог дать никто. Повсеместно росли баррикады, запуганные люди прятались в мечетях и церквях. Повальная паника сливалась с преступным ощущением безнаказанности и вседозволенности. Убивали без разбора пола, возраста и наличия оружия. Даже анархия подразумевает порядок, а июньские события точнее всего характеризуются термином “беспредел”. Злоба буквально витала в воздухе наравне с запахом крови и разлагающихся трупов. С каждым днем конфликт все разрастался, сводки становились тревожнее час от часу. Власти и ее регуляторов-силовиков не было. Хотя их ждали с огромной надеждой. В не охваченных бойней населенных пунктах, включая столицу, с ужасом гадали: наступит ли момент, когда война перекинется на всю страну? К сожалению, все это теперь — часть истории Кыргызстана, замолчать ее невозможно и вычеркнуть не удастся. Синоним всему происшедшему уже подсказали другие государства — позор. Слава Богу, весь этот ужас удалось остановить, восстановив подобие мира между ополчившимися друг на друга кыргызами и узбеками. Худо-бедно начали восстанавливать огромный ущерб, нанесенный боевыми действиями. Политики тут же заговорили о толерантности и необходимости консолидации народа. Но было уже поздно — случившееся отложило в людях определенные эмоции, стереть которые будет сложно на протяжении нескольких поколений. Что же сделали чиновники, чтобы подобные события, происшедшие, кстати, уже не впервые, больше никогда не повторялись? Комиссий много, толку мало Первое, чем озаботилось временное правительство из 14 непонятно по какому принципу подбиравшихся в управление страной человек, — поиском виновных. В республике поработали две официальные комиссии — национальная и международная, а также еще ряд самоуправных — от всевозможных международных организаций, НПО и прочих структур. Последним никто разрешения не давал. Впрочем, и не запрещали — не выгонять же представителей иностранных доноров, которые фактически кормят республику денежными вливаниями. Многочисленные доклады исследователей разнились до того, что вызвали разброд и шатания не только во властных кругах, но и в обществе. Естественно, среди членов ВП ответственных, как обычно бывает в Кыргызстане, не оказалось. Интересно другое: выводы всех комиссий сходились в одном — власти много лет относились к межнациональным проблемам в стране, будто их не существовало. И еще лет 10 назад перестали продвигать идеологию, сближающую народности, сплачивающую население в единое понятие “кыргызстанец”. Отсюда пошли конфликты в Искре, Петровке, Маевке, а июньские события на юге оказались ожидаемым апофеозом. Далее, будто под копирку, следовали рекомендации: незамедлительно разработать политику межнациональной дружбы и активно работать над ее внедрением. Сегодня, спустя год, мы наслушались немало речей отечественных чиновников о сплоченности и единстве. Но почему-то они не убеждают. Подтверждением тому служат явно националистические выпады в газетах и с экранов телевизоров, в Интернете и даже на заборах. Огонек ненависти тлеет по сей день. А вот четкой идеологии, способной объединить множество народностей КР, как не было, так и нет. И, видимо, искры никто не старается тушить, ибо с каждым днем прецедентов, где в оскорбительном виде фигурирует та или иная нация, меньше не становится. “Замяли” и вопрос об ответственности тех, кто допустил жуткое кровопролитие годичной давности. Глава ГКНБ все еще на своем посту, равно как и многие другие люди с должностями, обязанностью которых было предупредить и предотвратить бойню. Лишь у считанных членов ВП хватило совести покинуть свои посты или публично покаяться. Большинство же поныне твердят, что “сделали все возможное” и “предугадать никто был не в силах”. Равно как никто не говорит о предыстории конфликта — не мог назначенный главным виновным Кадыржан Батыров с ближайшими соратниками Иномжаном Абдирасуловым, Джалалиддином Салахутдиновым и другими не встречаться с отдельными представителями временного правительства после 7 апреля. Явно были какие-то договоренности и политические игры, в результате которых узбекские активисты почувствовали себя уверенными и стали предъявлять требования. Не изменилась и кадровая политика в стране, которая явилась одним из ключевых факторов июньских событий. Тогда нацменьшинства настаивали: их представителей, какими достойными бы они ни были, попросту не пускают к ключевым постам страны. Более того, стараются сделать все, чтобы представитель нетитульной нации не смог попасть в правоохранительные органы и структуры, где хоть за что-то нужно отвечать. Спустя год можно смело констатировать: землячество, кумовство, клановость и коррупция в госорганах если не выросли, то уж точно остались на прежнем уровне. А сие значит, что в определенный момент такое положение вещей вновь может стать фактором риска межэтнических столкновений. Впрочем, о каком снижении нацнастроений может идти речь, если они льются с высоких трибун? Отдельные высокопоставленные представители нынешней “элиты” не стесняются объявить: “Я — националист!”. Другие затыкают людей, пытающихся что-то сказать в парламенте по-русски, несмотря на то, что этот язык имеет статус официального и вправе использоваться наравне с государственным. Третьи и вовсе делят людей на “плохих” и “хороших” с упором на этнос. О каком мире и согласии в стране мы говорим, если политики, которые должны быть примером, первыми создают прецеденты враждебности? Депутаты до сих пор грызутся, обсуждая выводы комиссий, расследовавших причины июньской трагедии. Вот только полезного выхлопа, который смог бы предотвратить повторение страшных событий, так и нет. Рекомендации исследователей “принимаются во внимание” и тут же откладываются на дальнюю полку — стараться над воплощением их в жизнь явно никто не собирается. Два масштабных конфликта за 20 лет ничему не научили отечественных политиканов. Чем это грозит в потенциале — представить страшно. Ум за разум Сегодня можно констатировать: информационную войну за правду об июньских событиях вэпэшники позорно проиграли. Иностранные СМИ передавали вести с юга раньше, чем о них узнавали в правительстве, а поток националистических выпадов, обвинявших Кыргызстан в геноциде, сдержать никто не смог. В итоге мы и сейчас получаем искажение фактов о происшедшем. Информагентства, телеканалы и даже страны намеренно пытаются представить прошлогоднюю трагедию в выгодном для себя свете, очерняя Кыргызстан и его жителей. Откровенные перекосы информации о республике за рубежом налицо. Это нагнетает негативные настроения в Кыргызстане, а откровенное бездействие властей в этой войне усиливает страх, недоверие, негатив. То есть создает очередные предпосылки для настроений, разбивающих общество на группы, в потенциале — враждующие. Давно доказано, что, манипулируя информацией, можно искусно влиять на сознание людей. Именно это мы сейчас и наблюдаем — вал публикаций из-за рубежа преподносит события минувшего года в таком ракурсе, что разжигание негативных настроений неизбежно. Руководство страны же так и не выработало четкую медийную политику, способную погасить отрицательные тенденции. На удивление, мировое сообщество отслеживает ситуацию в нашей мятежной республике. И все вышеописанное для иностранных партнеров не секрет. Недавно комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй в своем докладе отметила: в преддверии президентских выборов наши политики все чаще стали прибегать к “националистической риторике”. То есть те, кого принято называть политэлитой, не только не гасят позорные и взрывоопасные настроения, но даже искусственно их разжигают, делая этнический вопрос козырной картой для достижения собственных целей, удовлетворяя личные амбиций. А там — хоть трава не расти. Несколько месяцев назад одно из популярнейших информагентств нашей страны провело опрос среди своих читателей, чтобы узнать, что заставляет людей покидать Кыргызстан. Конечно, срез мнений интернет-пользователей одного ресурса сложно назвать отражением настроений всего общества, пусть даже в голосовании приняли участие более тысячи человек. Однако определенные тенденции проследить можно. Ведь главной причиной эмиграции респонденты поставили политическую нестабильность. А второе место прочно заняла графа “рост национализма”. При этом почти 40 процентов интервьюируемых указали, что положительно определились в вопросе “уезжать—не уезжать” именно после прошлогодних событий на юге. Кыргызстан — наш общий… что? Все без исключения международные эксперты отмечают: менять государственное отношение к межнациональным проблемам нужно было еще вчера. И сегодня нужны уже антикризисные меры, чтобы выправить ситуацию и направить ее в позитивное русло. Причем культуру уважения друг к другу, которую прививали людям всю историю существования СССР, удалось растерять очень быстро. А вот воспитывать народ заново при условии наличия грамотной идеологии, твердой политической воли и сильной работы государства теперь придется… несколько поколений. Как выяснилось, заполучить межэтнические предрассудки много легче, нежели вытравить их. И способ выжигания каленым железом тут не годится — это лишь повредит и без того шаткому миру в стране. Здесь важны меры убеждения, повышения толерантности в обществе, пропаганда терпимости и дружбы. Если смотреть глобально, в мире ныне практически нет стран, где бы полностью отсутствовал национализм. Та же Европа периодически бушует в бесконечной войне между иммигрантами и коренными жителями Старого Света. США маются той же проблемой, к которой примешивается закореневший расизм. Россия, Китай и многие другие сильные державы отнюдь не жалуют прибывающих на ПМЖ иностранцев, переводя на многие языки пресловутое “Понаехали!”. Пожалуй, в одной только Австралии, являющейся средоточием мигрантов, люди всех национальностей относятся друг к другу более или менее приветливо. Но в целом мировая картина далека от радужной. Значит ли это, что и маленькое горное азиатское государство вроде Кыргызстана должно махнуть на заботы рукой? Мол, если великие державы не могут навести у себя порядок, куда уж нам, карликам… К чему привел подобный подход в государственных делах, мы видим ежедневно: экономика едва держится на плаву и не соответствует требованиям времени, промышленность разрушена, уровень коррупции зашкаливает, а политиканство стало формой решения любых вопросов. Но если даже с предыдущим разгильдяйством хоть худо-бедно, но можно жить, то межнациональные проблемы — беда более серьезная. Давно известно, что веру и межэтнические конфликты нельзя пускать на самотек, иначе рано или поздно приходят Варфоломеевские ночи… Почему же нынешнее руководство страны этого не понимает? Казалось бы, в его интересах снять основные накопившиеся проблемы страны — и народ на руках станет носить своих правителей! Мышление простого человека довольно эгоистично: если при нынешнем президенте (премьере, спикере, парламенте) мне стало жить лучше, семья в безопасности, есть работа, нет войны, а дети получают образование, то за этого человека я обязательно проголосую вновь. Но что заставит избирателя отдать голос, если ему, как туркам Маевки после погромов и убийств, поныне в родной стране бросают в лицо: “Ты чужак, уезжай подобру-поздорову”? Межнац давно признан позорным явлением. Более того, опасным. Кроме руководителей государства, никто не сможет внедрить в массы идею о всеобщей терпимости и миролюбии. Более того, правители и обязаны это делать, ведь они — не что иное, как люди, народом уполномоченные на улучшение жизни общества. Эти чиновники-политики за счет народа живут довольно неплохо, но взамен обязаны прилагать все усилия, чтобы и население с каждым годом ощущало все больше позитивных перемен. Не враждовало, а объединялось. Не воровало и разрушало, а работало. Ведь межэтнические конфликты — один из показателей качества жизни: когда общество сыто, оно не ищет виноватых, а стремится к большему. И обеспечивать такие условия должны именно те, кто “у руля”. Если первые лица допускают межэтнические столкновения, они не могут не понимать: это прямая угроза государственности. Но когда после этого они закрывают глаза на откровенно националистические выходки в стране — это граничит с глупостью. Андрей ОРЕШКИН. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/35335/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007