Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
20 мая 2011 | КОРРУПЦИЯ |
Как чиновники зарабатывают на госзакупкахЕжегодно "топка госзакупок" поглощает в Кыргызстане десятки миллионов долларов. Львиная доля этих бюджетных денег, прокручиваясь через сомнительные схемы, оседает на частных счетах близких к чиновникам фирм. Хорошие деньги имеют и "чужие", но из числа тех, кто предложит госмужам самый большой откат. Сегодняшний разговор о наиболее распространенных схемах, с помощью которых чиновники без особых трудностей превращают бюджетные средства в личные. Энергопример На протяжении всех лет независимости рядовые кыргызстанцы все время задавали себе вопрос: почему вначале "Кыргызэнерго", а затем уже и "Электрическим станциям" не хватало денег, а Бишкекской ТЭЦ - угля. Ответ на него более или менее внятно озвучила Генпрокуратура, предав огласке отдельные эпизоды деятельности главы ОАО "Электрические станции" Сапарбека Балкибекова и иже с ним. Этот непотопляемый энергетик дважды возглавлял ОАО "Электрические станции" и умудрился даже посидеть в кресле министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов. Инкриминируют ему злоупотребление должностным положением, вылившееся в заключение контрактов по госзакупкам вопреки интересам Кыргызской Республики. Оба директорства Балкибекова в ОАО нашли свое отражение в двух уголовных делах, возбужденных против него прокуратурой. И в обоих случаях речь идет о поставках угля на Бишкекскую ТЭЦ. Первый договор с легкой руки гендиректора ОАО был заключен без проведения тендера в 2006 году с ОсОО "СТК". Сумма контракта составляла 28 миллионов 200 тысяч сомов. В итоге, получив от "Электрических станций" предоплату 15 миллионов, фирмачи просто исчезли. Спустя четыре года Балкибеков заключает два новых договора опять же на поставки угля на Бишкекскую ТЭЦ теперь уже с фирмой "ВИК". В Генпрокуратуре твердо уверены - оба контракта были заведомо невыгодными для страны. Более того, ими не предусматривались меры обеспечения обязательств (залог, банковские гарантии и т. д.). Но, несмотря на это, "Электрические станции" все же перечислили фирме "ВИК" 571 тысячу долларов. Фирмачи начали отгружать уголь, однако их пыл быстро погас - наработали только на 267 тысяч "зеленых", а затем отказались от исполнения обязательств. Разницу прокурорские не без основания отнесли к ущербу, нанесенному государственным интересам в лице ОАО "ЭС". Кто стоял за фирмами "ВИК" и "СТК", имел ли личные интересы в этих сделках сам Балкибеков, надо полагать, уже выяснило следствие, которое по непонятным пока причинам не спешит озвучить ответы на данные вопросы. Преемственность власти Нарушения, в которых сегодня обвиняют вчерашних одиозных энергетиков, далеко не ноу-хау. Все эти схемы стали частью государственной машины во всех отраслях экономики еще вначале девяностых. Если в советские времена поставщикам диктовали цену сверху и проблемы как таковой не было, то с развалом СССР люди, приближенные к вершине властной пирамиды, быстро смекнули, что можно хорошо навариться на госзакупках, продавая товары низкого качества по завышенным ценам. Поскольку этот бизнес в Кыргызстане стал принимать безобразные формы, сверху была спущена разумная идея проведения тендеров. Но и здесь дельцы вкупе с чиновниками быстро сориентировались - последние за соответствующие суммы сами стали из числа первых определять участников конкурсов. Ну а высшая власть не столько вела борьбу с этим злом, сколько декларировала ее на словах. Поэтому нельзя сказать, что камеры следственных изоляторов были битком забиты мздоимцами и коррупционерами. Большинство такого рода уголовных дел и при Акаеве, и при Бакиеве возбуждалось или против тех, кто подавался в оппозицию, или же против тех, кого силой во время двух цветных революций отлучили от власти. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что правонарушения со стороны акаевских функционеров, как под копирку, повторяли и, возможно, ныне повторяют те, кто пришел им на смену. А это означает одно - существовавшая и существующая система госзакупок и есть коррупция. При такой ситуации можно говорить лишь о том, что прокуратура получила мандат на избирательное преследование людей, действовавших в рамках определенного негласного договора нашего чиновничества при первых двух президентах. Чиновник, выделяющий бюджетные деньги, просто обязан был получить часть из них "черным налом" обратно и поделиться с непосредственным начальником. Точные суммы откатов по этим схемам рассчитать никто не берется - тогда все зависело от отрасли и запросов того или иного госмужа. Низовые и верховые Можно выделить две основные теневые схемы, с помощью которых происходило вымывание бюджетных денег. Остальные манипуляции с госсредствами - просто их подвиды. Первую можно условно назвать низовой. В данном случае речь идет о достаточно мелких, но позволяющих строить роскошные особняки злоупотреблениях на региональном уровне. Это когда при закупке якобы проводится открытый тендер, однако на деле его условия подгоняются под конкретную фирму-поставщика. В этой схеме заложен определенный риск, ведь официальный Бишкек, через который проходят заявки, мог зарубить закупку. Впрочем, региональщики эту проблему легко научились решать с помощью тех же взяток своим высокопоставленным покровителям в столице. А прикарманить по-настоящему много можно было только в Бишкеке. Тот же тендер, а затем многоходовое уже на республиканском уровне перераспределение бюджетных средств в интересах партнерских компаний. Эта схема требует обязательного покровительства на уровне президентской администрации, правительственного аппарата, а зачастую и самих первых лиц. Кстати, помимо экс-главы ОАО "Электрические станции" Сапарбека Балкибекова, в составлении договоров принимал участие и его заместитель Пулат Иминов, тоже объявленный в розыск. А он, в отличие даже от многих министров, имел прямой выход на Максима Бакиева. Последний, по сообщениям СМИ, не унывает ныне в Великобритании. Два других энергобеглеца еще в апреле прошлого года вылетели из Алматы в Турцию. Далее их следы затерялись, хотя и сообщалось, что Балкибеков объявился вроде бы в Ирландии. Но, надо полагать, живет он наверняка припеваючи. Остается только добавить, что нынешним властям, если они не хотят повторять ошибок прежних, в первую очередь нужно позаботиться о максимальной открытости принятия решений по госзакупкам. Не только специалисты, но и широкая общественность должны иметь возможность знакомиться со всеми деталями процесса. И аргумент, что при этом страдает тайна коммерческой деятельности, не должен играть главенствующей роли. Если частное предприятие хочет работать с государством, оно должно быть максимально открытым. Юрий ГРУЗДОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/35161/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007