Распечатать: Заболтали коррупцию до 164-го места РаспечататьОставить комментарий: Заболтали коррупцию до 164-го места Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Заболтали коррупцию до 164-го места Посмотреть комментарии

28 апреля 2011

ПУЛЬС НЕДЕЛИ

Заболтали коррупцию до 164-го места

    На этой неделе Международный деловой совет (МДС) пригласил столичное сообщество высказаться о коррупции. Инициаторами круглого стола, где шла речь о содействии гражданского сектора госорганам в борьбе с этим злом, выступили ОБСЕ и Антикоррупционный деловой совет (АДС). Тема, по всей видимости, оказалась настолько актуальна и близка представителям бизнеса и правительства, международным организациям и парламентариям, НПО и средствам массовой информации, что в самом большом конференц-зале респектабельного отеля "Хаятт" не было свободных мест. Полный аншлаг! 

    Иностранцы о ней, родимой. С улыбкой и всерьез

    Открывая встречу, председатель правления МДС Хью Мак Киннон рассказал несколько типичных случаев из нашей жизни, похожих на анекдот из разряда "на дороге останавливает водителя инспектор дорожно-постовой службы...". Что за этим следует, хорошо знакомо не только кыргызстанцу за рулем, но и, как оказывается, живущим в нашей стране иностранцам и членам их семей.

    Рассказ зарубежного гостя никого не удивил. Более того, никого из присутствующих он не возмутил и не оскорбил. Все с улыбкой восприняли еще одну историю из жизни страны, которая, по оценке исследователей коррупции, занимает сегодня далеко не почетное 164-е место из 180. Перед нами и после нас в рейтинге уровня продажности, мздоимства, взяточничества только государства далекого Африканского континента, сравнение с которыми почему-то очень болезненно воспринимают некоторые местные ура-патриоты.

    Посол, глава центра ОБСЕ в Кыргызстане Эндрю Тесорьер говорил о коррупции, как о тяжелой болезни - растущей раковой опухоли, поразившей все жизненно важные органы государства. По его словам, эффективнее предупредить недуг, чем лечить его радикальными способами.

    - Профилактические меры лучше самого строгого наказания, - заявил он участникам круглого стола. - Исследования показали, что они на три четверти снижают уровень коррупции, в то время как расплата за преступление - всего на 4 процента.

    Посол уверен, что дело здесь не в низкой зарплате чиновников. На эту причину любят ссылаться наши власти, оправдывая корыстолюбие и растущие аппетиты тех, кто их волею оказался на хлебных местах, поближе к административным, бюджетным, природным ресурсам. А зачастую оправдывая самих себя.

    От Бишкека до самых окраин

    Она везде, она стала, по сути, нормой жизни. Чтобы навестить больного, нужен белый халат. А чтобы его получить, надо санитарке, уборщице, любой бабульке, дежурящей у входа, положить в карман пятерку-десятку. И тогда та соизволит пустить и услужливо накинет на твои плечи не первой свежести больничное имущество.

    О коррупции в учебных заведениях писано-переписано. Подкинуть сотню-другую бедному педагогу, у которого нищенская зарплата, называется нынче благотворительностью, даже если она носит добровольно-принудительный характер. А то, что на налоги тех же родителей существует сама школа или вуз, созданы рабочие места для учителей, никто особого внимания не обращает.

    Дожились, что уже дети играют в классе во взрослые игры. У кого мускулы покрепче, сил поболее, тот и верховодит. Школьный рэкет полностью скопирован с бандитского. Начинается с угроз и вымогательства и заканчивается колонией - той же тюрьмой, только для несовершеннолетних преступников. Смысл отвратительного слова "развести" сегодня хорошо известен малолетке-второкласснику.

    Все вышесказанное относится к бытовой коррупции. А есть еще деловая, политическая, партийная. И все эти разновидности "раковой опухоли" сполна представлены в нашей жизни. Коррупции так много, что она стала нормой поведения, мышления, традицией. Точь-в-точь, как в народной поговорке: "Не подмажешь - не поедешь".

    Что мы больны, лучше признаться, чем отрицать диагноз, - это хорошо усвоили все прежние и нынешние руководители страны. Обещание бороться с коррупцией при вступлении на высокую должность - такой же обязательный ритуал, как клятва всех изгнанных президентов верно и честно служить своему народу.

    На днях глава государства Роза Отунбаева призналась, что коррупция стала таким привычным и обыденным явлением для граждан суверенного Кыргызстана, что они ее не воспринимают как зло. И это - горькая правда. Министры, парламентарии, чиновники среднего звена, бравые генералы из правоохранительных ведомств больше на словах сражаются с метастазами социальной болезни, поразившими все общество снизу доверху и республику - от центра до самых  окраин. Забалтывание коррупции стало средством борьбы с ней, имитацией активности власти, которая таким образом борется сама с собой.

    Анализ от АДС

    Онлайн-голосование с целью определения уровня коррупции и доверия к госорганам, проведенное Антикоррупционным деловым советом в минувшем году, по словам его генерального секретаря Нурипы Мукановой, дало повод призадуматься. В виртуальном опросе участвовали свыше 2,3 тысячи человек, из них почти 57 процентов считают, что государство неэффективно в своей борьбе с этим злом. Примерно треть респондентов уверены, что в будущем коррупция возрастет, столько же людей обратного мнения, остальные думают: все останется без изменения. Отсюда можно сделать вывод, что свыше 60 процентов опрошенных настроены весьма скептично относительно перспективы борьбы с коррупцией.

    При определении рейтинга самых-самых пораженных "опухолью" исследователи решили применить пятибалльную шкалу оценки. В итоге роли распределились следующим образом: первое место по коррумпированности заняли правоохранительные органы. Обратите внимание, это те структуры, которые призваны бороться со взяточниками, рэкетирами, вымогателями, куда люди с надеждой несут свои жалобы.

    Второе место за сферами  коммуникаций, транспорта, строительства и архитектуры. Далее идут судебная система, госзакупки, налоговая и таможенная службы. Вот шестерка лидеров, за ними следуют уже образование, здравоохранение и т. д.

    А вот по другому показателю - уровню недоверия населения к госорганам - картина получилась иная. Респонденты, как оказалось, не верят Государственной регистрационной службе, затем чиновникам от сельского хозяйства и охраны природы. Замыкает тройку Министерство труда, занятости и миграции.

    По количеству обращений и жалоб на действия чиновников впереди всех социальный сектор - 406 писем за год. После него только правоохранительные органы - 237 и Налоговая служба - 136. На четвертом месте Госрегистр, за ним идут сельское хозяйство и охрана природы. Последнюю, шестую, строчку списка занял сектор с обобщающим названием "экономический".

    Почем нынче взятка?

    - Терпимость общества к разного рода поборам - главный фактор возникновения и процветания коррупции, - считает Нурипа Муканова. - Очень многие понимают, что надо давать отпор вымогателям, однако все равно дают взятку, чтобы быстрее решить проблему, избежать неприятностей. А зачастую потому, что так принято, это норма, все так делают, таким образом оправдывая свои действия и поведение.

    Как показал анализ результатов голосования, максимальный размер взятки в Кыргызстане превышает  миллион сомов. Самые высокие ставки у тех, кто имеет прямое отношение к госзакупкам, организует либо сам входит в тендерные комиссии министерств и ведомств. Здесь средний размер гонорара превышает 100 тысяч сомов. Скромнее берут, по мнению респондентов, судьи. В среднем чуть более 60 тысяч. Суммой, вдвое меньше этой, довольствуются чиновники МВД, Генпрокуратуры, финансовой полиции, МЧС.

    Конечно, с анализом экспертов АДС можно поспорить. Это только один срез явления, один опрос. Все понимают, что размер вознаграждения зависит от того, что поставлено на кон. Лицензии на разработку недр официально стоят несколько сот сомов, а в реальности - миллионы долларов. Положительный исход судебного процесса, особенно если речь идет об уголовном преступлении, - десятки тысяч долларов. Не секрет, что попадание в партийный список кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша оценивалось от 50 до 300 тысяч долларов в зависимости от близости к партлидерам.

    Определили аналитики неправительственной организации и сферы, где чаще всего вымогают взятки. Это социальный сектор, затем правоохранительные органы, заметно отстает от лидеров Налоговая служба. Судебная система на четвертом месте, замыкает шестерку ведомств-взятколюбителей Госрегистр.

    - У каждого человека свой рейтинг, - считает Нурипа Аалиевна, - все зависит от его соприкосновения с этим явлением. Если горемыка годами вынужден искать правды в наших судах,  естественно, для него служители Фемиды - самые злостные коррупционеры. Многие бизнесмены без колебания назовут главными вымогателями фискалов, автолюбители - ГАИ, риелторы и собственники жилья - Госрегистр, пострадавшие он милиционеров или полицейских - МВД и финпол.

    Что показал анализ жалоб и обращений граждан? В первую очередь люди оспаривают судебные решения, возмущает их и бездействие или халатность чиновников, неисполнение ими норм законодательства либо волюнтаристская трактовка нормативно-правовых актов. Отсюда вывод - коррупция многолика, как само пораженное болезнью общество. Она разнообразна, как наша жизнь. Но нам от этого не легче.

    Есть преступления, а где наказания?

    По данным Всемирного банка, Кыргызстан из-за высокого рейтинга коррумпированности государственной системы в целом теряет 70 процентов потенциальных инвесторов.

    - Это никуда не годится, - возмущался парламентарий Каныбек Иманалиев, - и дело тут не в нашем плохом законодательстве. Правовая база хорошая, исполнение никудышное. Статья 303 Уголовного кодекса, направленная против коррупционеров, ни разу не срабатывала.

    Пусть немного, но были случаи применения данной статьи. Однако еще ни один носитель зла не пострадал. Все были оправданы судьями. В истории независимого Кыргызстана, успевшего занять 164-е место в рейтинге показателя коррупции, нет ни одного осужденного по триста третьей статье УК КР. Недавний пример показателен. На днях был полностью оправдан начальник управления внешнего надзора Нацбанка. Он пока единственный из сотрудников центробанка, чье дело рассматривалось в суде. В Кыргызстане банковская система оказалась на грани краха из-за банкротства АУБа и еще ряда проблемных коммерческих банков. А виноватых в том, что процветали серые схемы, шло отмывание грязных денег, на этом рынке правили бал респектабельные мошенники, нет. Такое, наверное, только у нас возможно. Много риторики и ни одного наказания за совершенные преступления.

    По мнению депутата, необходимо еще раз проанализировать законодательную базу, чтобы лишить судей возможности трактовать законы, как им заблагорассудится. А еще он предлагает минимизировать контакты простых граждан с чиновниками, как это сделали в Грузии. Ведь иначе мы будем постоянно терять около 20 процентов бюджета, которые идут на откат.

    Примерить грузинский опыт

    В Кыргызстане немало последователей грузинской модели реформ. В Тбилиси посмотреть на идеальных полицейских и переродившихся чиновников слетали на деньги налогоплательщиков несколько делегаций руководителей ведомств, возглавляющих рейтинг АДС по уровню коррупции. Это правоохранительные органы, фискалы. Прямо настоящее паломничество устроили. Там недавно побывал и куратор всех силовиков, вице-премьер Шамиль Атаханов. Он тоже в восторге от увиденного чуда.

    Все приезжают оттуда просветленными и озаренными чужим опытом. "Надо и нам вот так, как они, разом отрубить голову гидре коррупции, - говорили туристы по возвращении к родным пенатам. - Грузия во времена Союза считалась самой коррумпированной республикой. Но если они сумели преодолеть это зло, то и мы сможем".

    Удивляться энтузиазму людей от власти не приходится. Не первый и не последний случай. Уж чьи только реформы мы не примеряли на себя. Слетают наши отцы в Сингапур - тут же призывают жить, как сингапурцы, в Японию, Швейцарию, Китай - та же картина. Завидуем их благополучию, законопослушанию, трудолюбию. Хотим, как они, а поступаем с точностью до наоборот. Не устаем примерять чужие одежки, забывая при этом, что нужно бы прежде отмыться от грязи.

    И еще один немаловажный факт: чтобы очистить Кыргызстан от коррупции, нам в первую очередь нужно бы своим Саакашвили обзавестись.

    На переднем крае борьбы - СМИ

    Все ораторы свои выступления заканчивали одним - призывом к журналистам освещать борьбу с коррупцией смело и беспощадно. Анализ публикаций, проведенный автором этой статьи, в очередной раз показал, что люди с блокнотом и видеокамерой - на самом краю борьбы. На нас все замыкается. Кто-то кого-то изобличает, обвиняет, а СМИ подхватывают и тиражируют, порой не думая, в чьих интересах сброс компромата. А когда наступает развязка, ни одного героя триста третьей статьи, зато журналистов по полной программе наказывают за моральные издержки и клевету.

    О беззащитности правозащитников и журналистов, освещающих эту тему, говорила и Нурипа Муканова. Проблема актуальна как никогда. В стране разгул криминала. Сегодня уже не бьют, сегодня тех, кто мешают, просто убивают. Об этом стоит помнить.

Между тем

    АДС разработал Концепцию стратегии по борьбе с коррупцией. Для ее реализации предлагается сформировать совет, куда бы вошли представители госсектора, международных и отечественных организаций, бизнес-сообществ, СМИ.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/35007/


Распечатать: Заболтали коррупцию до 164-го места РаспечататьОставить комментарий: Заболтали коррупцию до 164-го места Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Заболтали коррупцию до 164-го места Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007