Распечатать: Таможенный союз для Кыргызстана: либо пан, либо пропал РаспечататьОставить комментарий: Таможенный союз для Кыргызстана: либо пан, либо пропал Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Таможенный союз для Кыргызстана: либо пан, либо пропал Посмотреть комментарии

15 апреля 2011

ПУЛЬС НЕДЕЛИ

Таможенный союз для Кыргызстана: либо пан, либо пропал

На этой неделе правительство приняло однозначное решение вступать в Таможенный союз (ТС) Россия - Беларусь - Казахстан. За него проголосовали все члены кабинета министров. Теперь дело за межведомственной комиссией, которая создается специально для подготовки всех необходимых действий и документов. Она должна успеть

    к сентябрю, ибо к этому времени завершается последний, третий этап формирования единого экономического пространства ТС.

    Для нашей страны, заверил министр экономического регулирования Учкун Ташбаев, это хорошая возможность успеть заскочить в последний вагон уже тронувшегося поезда и присоединиться к тройке братских республик. Другого благоприятного случая не предвидится, страна долго колебалась, в результате чего и время потеряла, и ничего для себя не выгадала. Если все пойдет по плану, в январе следующего года Кыргызстан может стать полноправным членом экономического союза.

    Об этом шла речь на заседании правительства, эта тема будоражит экспертное сообщество начиная с прошлогодних апрельских событий. Но год назад позиции тех, кто выступал против вступления нашей страны в Таможенный союз или, по крайней мере, советовал не спешить, были сильнее. Их доводы звучали громче и убедительнее. Во многом благодаря тому, что в это время шла реализация программы USAID, детально исследовавшая данную проблематику. Однако проект закончился, и голоса противников членства Кыргызстана в ТС несколько приутихли.

    Зато экспертов, выступающих за вступление, стало гораздо больше. Конечно, кто же из членов правительства что-либо скажет наперекор премьер-министру Алмазбеку Атамбаеву, взявшему курс на сближение с Россией. А вхождение в Таможенный союз, уверен глава правительства, только укрепит и приумножит наше сотрудничество и партнерство.

    Вот и министр экономического развития Учкунбек Ташбаев был более чем убедителен, когда говорил на заседании кабмина о рисках вступления и невступления в ТС. Его речь отличалась эмоциональностью. Он так часто, стоя на трибуне, оборачивался к Атамбаеву, словно хотел убедить в правильности взятого курса самого инициатора этого процесса, что премьеру пришлось несколько раз охлаждать пыл презентатора.

    Интересно, был ли Ташбаев таким ярым сторонником вступления республики в Таможенный союз, когда занимал пост первого заместителя руководителя ЦАРИИ? Как известно, эта тема и тогда была актуальна, потому что к ней не раз прибегал экс-президент. Замечено, что Курманбек Бакиев, как только ему приходилось бывать в одном обществе с Владимиром Путиным - будь то двусторонние встречи или мероприятия в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, - обязательно говорил о желании Кыргызстана присоединиться к тройственному союзу.

    Правда, его сын Максим Бакиев, кому служил нынешний руководитель Минэкономрегулирования, не разделял увлечения своего отца. Более того, он откровенно тяготел к западным ценностям. А так как именно Бакиев-младший определял экономическую политику в стране полтора года назад, то и о возможном членстве в Таможенном союзе эксперты, чиновники, предприниматели больше говорили гипотетически, нежели о чем-то реальном.

    Но со сменой политического режима изменились и приоритеты. Нынче в правительстве поют уже другую песню, все больше желая понравиться Кремлю. И акценты в этой песне совсем иные, чем год назад. Тогда негатив от вступления в ТС превалировал над позитивом. Сейчас все наоборот. И если Атамбаев стремится туда, чтобы заручиться поддержкой сильных мира сего для поднятия кыргызской экономики, то его коллеги - российский, белорусский и казахстанский премьеры - зовут нас больше из политических соображений. Наш рынок для этих гигантов не представляет особого интереса.

    Для премьера Алмазбека Атамбаева этот шаг значит многое, возможно, это самый ключевой момент в его премьерской карьере. Если он добьется своего, то, безусловно, войдет в историю страны, как бывший президент Аскар Акаев, который первым среди руководителей стран СНГ подал заявку на вступление в ВТО, куда сегодня мечтают попасть и Россия, и Беларусь, и Казахстан. Именно для коллективного вступления во Всемирную торговую организацию и затевался Таможенный союз.

    По словам Ташбаева, республике с ее маленькой экономикой нужно в первую очередь сотрудничать с теми странами, экономика которых на подъеме. Почему нам необходимо поторопиться со своей заявкой? Государственные границы перестают быть прозрачными для товаров из Кыргызстана, особенно реэкспорта китайского ширпотреба. Что наглядно продемонстрировал братский Казахстан, протянувший колючую проволоку на сотни километров вдоль наших границ и несколько месяцев продержавший на своей территории фуры с товарами, направлявшимися в сторону Бишкека.

    Каких трудов и нервов стоило урегулировать только этот один эпизод, а с действием Таможенного союза препятствий и барьеров на пути караванов с товаром может быть множество и на каждом таможенном посту. Все к тому идет.

    По данным Нацстаткома, в минувшем году товарооборот со странами Таможенного союза составил около 2,24 миллиарда долларов и увеличился по сравнению с предыдущим на 8,4 процента. При этом экспорт превысил 715 миллионов, или на 27,8 процента больше, чем в 2009 году. Импорт вплотную приблизился к планке в 1,53 миллиарда долларов.

    В общем объеме внешней торговли Кыргызстана три страны ТС занимают почти 45 процентов, а мы торгуем со 120 государствами мира. Самый большой удельный вес в коммерции приходится на РФ - 26,9 процента и Казахстан - 16,8. На Беларусь - только 1,2 процента. При этом в Россию вывозим практически весь произведенный дома текстиль и самопошив, хлопок, лампы накаливания, овощи и фрукты, электроприборы. В Казахстан - мясо, молоко, электроэнергию, в Беларусь - радиаторы.

    Из России получаем нефтепродукты (76 %), металл (42 %), лес (70 %), оборудование, машины, резину и другие изделия. Казахстан нас снабжает пшеницей (98 %), мукой (75 %), растительным маслом (25 %), углем (100 %), сырьем для производства строительных материалов. В Беларуси наши поставщики закупают сахар (65 %) от общего объема, технику и оборудование.

    Какие риски возникнут при вхождении в Таможенный союз? Глава Минэкономрегулирования не скрывал, что Кыргызстану придется в два раза поднять таможенные пошлины. Это сразу же скажется на состоянии внутреннего рынка - вырастут цены на импортные товары, в том числе и привезенные из КНР. Увеличится уровень инфляции, сократятся налоговые поступления, которые падают и сейчас. Каждый год нам придется платить взнос за свое членство в союзе - 58 миллионов сомов. При этом доля Кыргызстана в экономическом сообществе составит 14,3 процента. В настоящее время доминирует РФ - 57 процентов, оставшуюся часть делят Казахстан с Беларусью.

    Отдельно стоит остановиться на реэкспорте китайских товаров. Для кыргызских предпринимателей это очень болезненный вопрос. Однозначно с увеличением таможенных пошлин цена на продукцию из Поднебесной увеличится и она уже не будет представлять интереса для российской глубинки. Тысячи челноков могут лишиться заработка и куска хлеба. Но стоит заметить, что вступим мы в ТС или нет, эра реэкспорта закончилась. Об этом писано-переписано. Данную перспективу подтвердил и Учкунбек Ташбаев.

    Он рассказал членам правительства и о другом сценарии. Что может ожидать Кыргызстан, если мы не присоединимся к Таможенному союзу и будем просто членами ВТО? Министр предрекает в таком случае снижение деловой активности - особенно в торговле. Продукция, сделанная в КР, не пройдет их стандарты и сертификацию и будет возвращена назад в страну происхождения. Не шутка, страны ТС приняли 47 технических регламентов. Там всерьез взялись за качество продукции, строго следят за пищевой безопасностью. Нашим товарам такой барьер не преодолеть, ведь в стране нет нормально оборудованных лабораторий.

    Ташбаев уверяет, что если мы вступим в Таможенный союз, эти преграды станут не такими существенными, более того, Кыргызстан сэкономит на том, что ему не придется разрабатывать технический регламент, который уже готов.

    Итак, с нынешней позиции пророссийски настроенного премьера Атамбаева и его послушного кабинета министров нам другой дороги, кроме как в ТС, нет. О том же твердил глава Торгово-промышленной палаты Марат Шаршекеев. Ранее выгоды для республики обрисовал и заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Сергей Глазьев, считающий, что для нашей страны польза очевидна:

    - По нашим оценкам, экспортный потенциал Кыргызстана может вырасти на 25 процентов, - заявил он недавно на кыргызско-российском бизнес-форуме. - Существует еще такой фактор, как огромный поток китайских товаров, проходящий через Кыргызстан, из которого только 10 процентов товаров подпадают под официальные процедуры таможенного администрирования.

    Но при едином таможенном пространстве такой номер уже не пройдет. Серые схемы не скрыть, и платить придется всем. Значит, по словам Глазьева, показатель совокупного импорта может вырасти на 40-50 процентов. Московский гость отметил, что главная выгода от вступления в Таможенный союз для нас - возможность работать в едином экономическом пространстве. Это общие транспортные коридоры, общая система ценообразования на энергоносители, упрощенные правила для трудовых мигрантов и т. д.

    Однако до сих пор есть противники членства КР в Таможенном союзе. Не считает целесообразным делать это сейчас, например, спикер парламента Ахматбек Келдибеков. Ранее предлагал не спешить, а дождаться, когда Россия, Беларусь и Казахстан вступят в ВТО, руководитель секретариата по инвестициям Таалайбек Койчуманов. Какую позицию он занимает сейчас, трудно сказать.

    А вот некоторые из представителей бизнес-сообщества высказывали свое мнение без оглядки на правительство, честно и откровенно. Недавно довольно бурное обсуждение на эту тему прошло в Бишкекском деловом клубе. Так, заместитель председателя Объединенного профсоюза предпринимателей ТРК "Дордой" Татьяна Штельмах уверена, что "вступление в Таможенный союз может быть политически целесообразно для Кыргызстана, но экономически совершенно не выгодно".

    - Наше государство уже в течение 13 лет состоит в ВТО. Благодаря этому у нас низкие таможенные пошлины. Кыргызстан - огромная перевалочная база реэкспортного товара, - аргументировала она свою позицию. - Занимаясь реэкспортом, мы вносим в казну государства огромные деньги, создаем рабочие места. Часто приходится слышать, что события 7 апреля 2010 года оказали сильное негативное влияние на "Дордой". Это так, но еще хуже повлияло ограничение реэкспорта через Казахстан и закрытие границ. Сегодня мы вынуждены работать прежде всего на внутренний рынок.

    Она полагает, что власти ведут политическую игру. Необдуманный шаг может привести к тому, что "Кыргызстан попадет в зависимость к тем странам, которые гораздо богаче нас". А вот член Ассоциации таможенных брокеров Иван Гелетюк считает членство в ТС большим плюсом. По его словам, "официального реэкспорта у нас сейчас практически нет. В этой сфере действуют в основном "черные" схемы, это не бюджетосодержащая среда. Страны, на которые ориентирован наш реэкспорт, а это Казахстан и Россия, уже всячески борются с ним".

    Его более всего беспокоит рост цен на потребительские товары. Но с ним не согласен член БДК Бакай Жунушов, который предполагает, что Кыргызстан больше потеряет, присоединившись к РФ, Беларуси и Казахстану, нежели выгадает. При этом он ссылается на исследования экспертов, проведенные в минувшем году.

    В этом споре наибольший интерес вызывает мнение главы Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Г. Шестакова. Уж кто-кто, а он с полным правом может говорить о плюсах и минусах членства в ТС. По его словам, минул год, как его страна в Таможенном союзе, однако пока негатива больше, чем позитива. Выросли поступления в бюджет, но только благодаря росту цен. Казахстанская казна пополнилась за счет потребителя, что не говорит пока в пользу вступления.

    - Таможенный союз - это политический союз. Экономические процессы здесь - далекая перспектива, - резюмировал он.

    Как видим, анализ рисков от вступления в ТС может быть разным, как и трактовка аргументов. Многое зависит от заказчика исследований и от цели, которую он преследует. Многие наши так называемые эксперты ангажированы. Поэтому полагаться полностью на их заключения, наверное, не стоит. Тем более что действительно трудно ответить на вопрос: вступать или подождать? Особенно когда времени на раздумье практически не осталось. А поезд по направлению "единая таможенная зона" уже вот-вот тронется, и мы рискуем одни остаться на перроне. Нынешнее руководство страны, как их предшественники, до сих пор не выработали внятной экономической политики. Власть, цена которой сотни человеческих жизней, захватили, а как ею распорядиться, не знают.

    Между тем

    Для гармонизации законодательства в случае вступления Кыргызстана в ТС, а также проведения переговоров со странами ВТО, потребуются миллионы сомов. Есть ли они в казне? На днях вице-спикер Жогорку Кенеша Асилбек Жээнбеков признался, что на проведение некоторых видов экспертизы законопроектов в бюджете парламента нет средств.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34947/


Распечатать: Таможенный союз для Кыргызстана: либо пан, либо пропал РаспечататьОставить комментарий: Таможенный союз для Кыргызстана: либо пан, либо пропал Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Таможенный союз для Кыргызстана: либо пан, либо пропал Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007