Распечатать: Ревизор, огласи весь список РаспечататьОставить комментарий: Ревизор, огласи весь список Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Ревизор, огласи весь список Посмотреть комментарии

24 марта 2011

ПУЛЬС НЕДЕЛИ

Ревизор, огласи весь список

На этой неделе стартует первый этап оптимизации в контрольно-надзорной сфере. Это означает, что, несмотря на определенные усилия со стороны и правительства, и бизнеса, проверки остаются серьезнейшим барьером на пути развития предпринимательства. Жалоб на контролирующие органы меньше не становится, да и численность армии  ревизоров не убывает.

    В настоящее время не только налоговик, но и пожарный, санитарный врач, а то и прокурорский работник могут в любое время нагрянуть в гости к бизнесмену, а заодно поинтересоваться наличием огнетушителя, затребовать финансовые документы, протестировать на предмет соблюдения санитарно-гигиенических норм. Таким правом - проверять - в Кыргызстане наделено 20 государственных органов. Вдумайтесь только, два десятка ведомств контролируют каждый шаг предпринимателя. И как наш бизнес при этом умудряется уходить от налогов, работать в тени?

    Чтобы прекратить безобразие, которое зачастую сопровождается вымогательством и дачей взятки контролеру, Министерство экономического регулирования совместно с IFC (Международная финансовая корпорация) и Агентством США по международному развитию (USAID) разработало законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон "О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства". Передовой в новом нормативно-правовом акте является идея  внедрения проверок, основанных на оценке рисков, а также только при наличии проверочных листов.

    По мнению исполнительного директора Бишкекского делового клуба Улука Кыдырбаева, до сих пор не было разделения налогоплательщиков на добросовестных и не очень. Первые работают по правилам, закон не нарушают, платят аккуратно. Вторые - то истинные доходы скрывают, то отчеты вовремя не сдают, то норовят с инспектором договориться.

    - Мы считаем, что те, кто работают прозрачно, честно, неукоснительно выполняют все требования ведения цивилизованного бизнеса, заслуживают доверия государства, - комментирует суть нововведений Улук Кыдырбаев. - Их не надо каждый год проверять - достаточно один раз в пять лет. И такие компании в Кыргызстане есть. Их мы относим к группе с низким риском.

    К слову, среднерисковых налогоплательщиков авторы законопроекта предлагают проверять раз в три года, ну а тех, за кем нужен глаз да глаз, - хоть разок в течение 12 месяцев.

    Второй существенный момент касается проверочного листа, который строго регламентирован. В нем только конкретные вопросы, которые относятся к делу и предмету проверки. Сейчас инспектору дано широкое право спрашивать налогоплательщика о чем угодно. Довольно часто случается так, что проверяющий приходит на предприятие и не находит там никаких нарушений. И тогда он начинает допрос с пристрастием. Его главной задачей становится любым способом найти нарушение и оштрафовать налогоплательщика. В конце концов либо он начисляет пени, либо предприниматель откупается от него взяткой.

    Проверочные листы должны искоренить возможность вымогательства, излишних придирок. Ревизор может задавать только те вопросы, которые содержатся в листе. Любая самодеятельность исключается. Если отклонился от цели прихода, бизнесмен смело может указать инспектору на дверь.

    - Так должно быть, а что мы имеем сейчас? - продолжает развивать свою мысль Кыдырбаев и для убедительности приводит пример с гаишником. - Останавливает водителя инспектор ГАИ и спрашивает: "Аптечка есть? Есть. Огнетушитель? Ага, имеется. Тогда покажи мне номер двигателя...". И так до тех пор, пока что-то не найдет и не оштрафует. Так вот, проверочный лист против особо любопытных.

    Конечно, данный законопроект в первую очередь лоббировали предприниматели. Они ездят по свету, следят за тем, как строятся взаимоотношения бизнеса и государства в других странах. Цивилизованный мир давно работает и живет по разумным правилам, доверяя друг другу, но и спрашивая по всей строгости, если договор одной из сторон нарушен.

    - Это была инициатива бизнеса, мы ее поддержали, - рассказал заместитель министра экономического регулирования Санжар Муканбетов. - Данные нововведения сэкономят время и деньги государства и налогоплательщиков. В налоговом законодательстве, кстати, прописана проверка с учетом степени риска. Фискальные органы в своей информационной базе имеют данные о добросовестных налогоплательщиках. Но эту норму Минэкономрегулирования хочет внедрить среди других проверяющих структур, чтобы единые правила действовали для всех.

    По словам чиновника, не одно правительство обещало уменьшить численность ревизоров. Нынешнее тоже не исключение. Сейчас работает межведомственная комиссия, которая должна определить, кто же здесь лишний. Однако этот вопрос только на первый взгляд кажется простым. Кто же добровольно расстанется с портфелем, властью, кормушкой?

    Если в некоторых развитых странах всего один проверяющий орган, то есть и обратные примеры. В Белоруссии, например, свыше 160 видов проверок. Так что, по словам Муканбетова, кыргызским предпринимателям отчасти  повезло.

    - Но даже если ты добросовестный налогоплательщик, все равно должен строго соблюдать технический регламент, - предупредил заместитель министра. - Если, допустим, в результате нарушения пищевой безопасности отравились люди в твоем ресторане, то с тебя спросят по всей строгости закона.

    Каждый контролирующий орган должен сам разработать свои критерии риска до того, как закон вступит в силу. Но утверждать положение по ним будет правительство после экспертного заключения. А для того чтобы по всей республике действовали единые правила, необходимо создать базу данных. Она есть в Налоговой службе, Соцфонде, а вот пожарные сильно отстали от них. Все проверки у них записываются в журнал. И получается, по словам Муканбетова, кого-то они проверяют чуть ли не каждый квартал, а о существовании других даже не знают. Сейчас с помощью IFC Минэкономрегулирования вводит электронную базу данных во многих ведомствах, наделенных контролирующими функциями.

    Международная финансовая корпорация не первый год занимается исследованием инвестиционной среды не только Кыргызстана, но и других республик Центральной Азии и Кавказа. По словам руководителя проекта IFC Всеволода Паевского, у каждой из республик есть свои преимущества и недостатки, вызванные спецификой государства. "Мы обращаем внимание, какие расходы несет предприниматель, - сказал он, - и здесь должны отметить положительную динамику, происшедшую в Кыргызстане по созданию условий для ведения бизнеса. По сравнению с другими странами деловые люди не несут больших расходов".

    Что касается реформ в законотворческой сфере, исследования показали: на местах они не воплощаются в жизнь. Не хватает координации, не прописаны механизмы и инструкции и т. д. И хотя административное и налоговое бремя было облегчено, анализ отдельно взятой сферы показал, что проблем, мешающих развитию бизнеса, еще хватает. Вот во что обходится бизнесу получение разрешительных документов - 15,2 миллиона долларов, лицензий - 3,6 миллиона, проверки - 7,6 миллиона. Но самым затратным является налоговое администрирование - 116 миллионов долларов, или около 3 процентов ВВП.

    - В налоговом администрировании мы видим сплошной охват проверками. Это говорит о том, что они назначаются вне зависимости от того, какой риск неуплаты налогов представляет то или иное предприятие либо отдельный предприниматель, - считает Паевский. - Отвлекаются колоссальные ресурсы как со стороны органов налогового контроля, так и бизнеса. Также мы выявили, что система налоговых режимов не в полной мере способствует росту и развитию предприятий. Работающим по патентам выгодно оставаться в этой системе, а не переходить к упрощенному и общеустановленному режиму налогообложения по мере роста бизнеса.

    - А что если наши ревизоры проигнорируют проверочные листы? Ведь были случаи, когда налоговые инспектора приходили проверять компанию без предписания, - поинтересовалась я у своих собеседников, которые уж больно оптимистично смотрели в будущее.

    - Предприниматель имеет полное право не пускать ревизора. А если тот будет упорствовать, подать на него в суд, - посоветовал Улук Кыдырбаев. - Но для этого он должен очень хорошо знать свои права. Поэтому в ближайшее время мы начинаем широкомасштабную информационную кампанию во всех регионах республики.

    Между тем

    Законопроект предусматривает сокращение сроков проведения проверок с 30 дней до 15, а для субъектов малого бизнеса - до 5 дней. В настоящее время документ находится на рассмотрении правительства.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34788/


Распечатать: Ревизор, огласи весь список РаспечататьОставить комментарий: Ревизор, огласи весь список Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Ревизор, огласи весь список Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007