Распечатать: Темир Сариев: Главное — научиться работать в команде РаспечататьОставить комментарий: Темир Сариев: Главное — научиться работать в команде Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Темир Сариев: Главное — научиться работать в команде Посмотреть комментарии

29 октября 2010

ПЕРСОНЫ

Темир Сариев: Главное — научиться работать в команде

Объявление результатов парламентских выборов, признанных мировой общественностью самыми прозрачными и справедливыми в истории независимого Кыргызстана, затягиваются, нервируя  не только политические партии и их сторонников, но и избирателей. Тем не менее переговоры по формированию коалиций между лидерами  ведутся, и весьма активно. Как бы ни сложились в итоге фракции внутри будущего Жогорку Кенеша, им придется решать судьбу правительства. О возможных вариантах формирования высшей исполнительной власти и начался наш разговор с бывшим членом временного правительства, лидером партии "Акшумкар" Темиром Сариевым.

    - Выборы прошли, а поздравить некого. Как оцениваете ситуацию?

    - Можно заранее предсказать, что будет тяжело. Нам предстоит просто на ходу нарабатывать опыт формирования коалиционного правительства. Такого в истории страны еще не было. Самое главное - всем необходимо учиться работать в команде,  в многопартийном парламенте, нарабатывать определенные традиции в этой области. Это очень важный момент.

    Сейчас нужна ответственная политика. Эмоции  - в сторону. Победителем должен быть только народ,  а люди, пришедшие к власти, - его слугами. И если этот урок мы не усвоим, то всем известно, что произошло с теми, кто хотел установить монополию. Нам пора перейти к цивилизованным методам оппонирования в парламенте. Чем хороша многопартийность и парламентское правление? Тем, что все споры будут происходить внутри Жогорку Кенеша, а не на улице.

    Предвижу, что мы еще будем много ошибаться на этом пути. Наверное,  пройдем через не один правительственный кризис. Правительство должно быть одной командой, по многим вопросам иметь общее понимание, принимать непопулярные меры, потому что экономика не в самом хорошем состоянии.

    Будут сложности,  противоречия,  очень много полемики, но самое главное,  чтобы споры не использовались политиками для популизма. Вообще мы должны отойти от митингового подхода работы правительства. Но, к сожалению, многие, придя во власть, начинают чувствовать себя так, будто они на улице, и делают очень много опрометчивых безответственных заявлений.

    - Команду формирует премьер-министр. Сейчас у нас пять партий, прошедших пятипроцентный порог. Каждый из их лидеров видит, что если не он, то кто-то из его соратников может возглавлять правительство...

    - Ситуация непростая. Надо исходить из реальности. Те партии, что прошли в парламент, набрали в общей сложности около 33-35 процентов голосов. В сущности, это совсем мало. Получается,  что 65 процентов населения не имеет своих представителей в законодательной ветви власти. Это с одной стороны, с другой - до сих пор идут споры о многочисленных нарушениях в день голосования.

    Да, выборы прошли открыто, но подготовка была очень низкой. Я имею в виду членов участковых, областных комиссий. ЦИК создавалась на паритетных началах. Это имеет свои плюсы, но и очень большие минусы. К сожалению, те, кто действительно знает и понимает законодательство, в комиссию не попали. Их заменили люди случайные, преданные той или иной партии, или из числа НПО, что привело к  грубым нарушениям - преднамеренным и просто ляпсусам.

    Протоколы сейчас сверяем - это просто ужас. Цифры не бьют, а они должны бить. Количество полученных бюллетеней, количество погашенных и количество в урнах не совпадают.  В урнах находят больше бюллетеней, чем получили комиссии, то есть был вброс. Есть  и такие факты: в общем списке избирателей одна цифра, а проголосовало 120 процентов, что означает: либо были дополнительные списки или они  составлены некачественно. А если бюллетени начнем считать, наверное, совсем будет аховая картина.

    Парламентское большинство при формировании правительства, считаю,  обязано учитывать ситуацию в стране. Правительство должно быть не партийное, а народного доверия. То есть следует дать возможность премьеру формировать кабинет министров из  профессионалов. Если будет сформировано все же партийное правительство, то споры  продолжатся и исполнительная власть не будет работоспособной.

    - А если, чтобы не было споров среди партийных лидеров, премьер-министром назначить кого-то со стороны? Как вам такой вариант?

    - Такое можно представить с трудом.  Правительство должно идти к депутатам с законами, бюджетом. Без парламентского большинства это невозможно. Оно может, понимая ответственность перед страной, перед историей, выдвинуть премьер-министра,  который сформирует правительство народного доверия.

    - Сомневаюсь на этот счет: уже сейчас стоит вопрос о том, чтобы чиновников, которые работали в акаевское и бакиевское правления,  убрать. В то же время выясняется, что у нас нет профессионалов, которые могли бы их заменить.

    - Надо набирать ребят, не политизированных, не ангажированных кем-то. Есть такие, они  работали в правительстве, в министерствах открыто и честно.

    - Кого из членов технического правительства вы хотели бы видеть в новом правительстве?

    - Не буду называть по персоналиям, но такие имеются.  Некоторые из них сейчас не у дел, их можно было бы привлечь.

    - Как, на ваш взгляд, отработало техническое правительство Амангельды Муралиева?

    - Оно удержало ситуацию, хотя было очень тяжело.

    - Ну а то, что дефицит бюджета, расходы все росли и росли, как вы это объясняете? В такой трудной ситуации только тратить, наверное, не очень-то умно.

    - Был непокрытый дефицит в размере 13,5 миллиарда сомов, который планировали закрыть за счет трех источников. От МВФ ждали 70 миллионов, Всемирный банк обещал свыше 100 миллионов и Азиатский банк развития - 40 миллионов долларов. Такая ситуация была накануне 8 апреля. 

    В результате получаем 13,5 миллиарда сомов ничем не покрытого дефицита бюджета. Что дальше? Мы отменяем приватизацию "Северэлектро", "Телекома"  и "Востокэлектро", а это где-то 2,5 миллиарда сомов. Далее возвращаем прежние тарифы на электроэнергию и теряем еще 1,5 миллиарда, кроме того, у нас пошли потери от снижения экономической активности - это еще около полутора миллиардов. Мы потратили 4,5 миллиарда сомов российского кредита на восстановление Оша и Джалал-Абада,  1,2 миллиарда бюджетных средств пошли на повышение зарплаты силовикам. Всего получается 23,5 миллиарда сомов - дефицит бюджета.

    - Насколько мне известно, международные финансовые институты и все, кто вкладывал деньги в Кыргызстан, находятся в ожидании. Поствыборная ситуация в республике непрогнозируемая.

    - Вот поэтому надо ускорить формирование власти. Выстраивать нормальную вертикаль государственной власти, повышать доверие к государству со стороны населения. Нужно усиливать местные органы самоуправления, потому что в какой-то момент у нас было безвластие. Скованность всех государственных структур, неопределенность приводят к их ослаблению, особенно на местах, чего  нельзя допускать.

    - Какая объединяющая идея должна быть в нынешней ситуации? Ведь сейчас доверие людей к власти, наоборот, падает. Вы же видите, что недовольство уже выплескивается на улицы.

    - Мы не должны допускать затягивания оглашения результатов выборов. Те партии,  которые по предварительным подсчетам проходят в парламент, должны объявить о формировании парламентского большинства. Не надо ждать, когда ЦИК объявит результаты. Будущее правительство можно сформировать на основе  семи или десяти пунктов, по которым есть согласие и общее понимание. Например, по американской военной базе, по тарифной политике, по национализации объектов, социальному пакету,  Конституции, выборам и т. д. Затем огласить алгоритм действий правительства по всем вопросам. Именно этот фактор даст возможность работать согласованно и слаженно.

    Не стоит забывать, что на следующий год у нас тоже выборы. Как только правительство будет сформировано и станет работать, начнется подготовка к президентским выборам,  споров и полемики будет больше,  а политическая жизнь вновь активизируется. В этот момент главное не только удержать ситуацию, но и придать импульс развитию экономики. Сейчас доноры и частные инвесторы ждут и смотрят, какие будут посылы. Только активность в экономической политике может привести к стабильности. Люди уже устали, они хотят работать, зарабатывать, получать хорошие услуги. Каждый думает о душевном комфорте, все хотят свободно жить, без страха. Должна быть надежда, что завтра будет лучше, чем сегодня.

    Не будем лукавить, внутренний дискомфорт есть у всех.

    - Какова в данной ситуации роль президента? Сейчас это единственная легитимная власть. Может она образумить и сплотить?

    - Президент по сегодняшней Конституции обладает всеми полномочиями до появления нового правительства. Как только исполнительная власть будет сформирована, у президента резко урезаются полномочия. И поэтому сейчас очень важна его позиция.

    - Но для этого нужна политическая воля.

    - С одной стороны, политическая воля, с другой - понимание всеми политическими силами того, что это будет единственно правильное решение.

    - Внутренние шоки, которые мы испытываем, всем понятны. В основном они больше связаны с политической ситуацией. Но нам могут угрожать и внешние шоки, например, экономический кризис, который пришел извне. Сегодня много говорят об угрозе продовольственной безопасности. Как вы ее оцениваете?

    - То, что на отдельные продукты питания будут расти цены, было известно еще весной. В начале лета, когда во многих странах началась засуха, от нее пострадали и Россия, и Казахстан. Прогнозируется, что в этом году снизится производство сахара и мировые цены на него тоже будут повышаться. Но резервы многих стран настолько велики, что они могут делать интервенции и сглаживать такие факторы.  Мы интегрированы в мировую экономику, поэтому все шоки будем ощущать. Однако, замечу, наша экономика довольно прочная, мобильная, даже структурированная. Она способна быстро адаптироваться в случае возникновения угроз. Но и полагаться на то, что сама экономика может все отрегулировать, нельзя. Большая часть населения живет за чертой бедности.

     Правительство обязано это предусматривать, чтобы таких шоков не было. Для этого у него есть ресурсы и резервы. Оно должно провести переговоры с международными финансовыми институтами, которые могут обезопасить нас.  С другой стороны, мы должны использовать весь свой внутренний потенциал. Известно, что любой кризис дает толчок развитию, что нам необходимо учитывать. Апрельские события дали большой толчок в политическом плане. Впервые после шока вознамерились и пошли на такой рискованный шаг, как парламентское правление, имеющее большие плюсы, но и определенные минусы, если его неправильно использовать.

    Мы объявили конкуренцию не только в экономике, но и пошли дальше - объявили конкуренцию в политике. Разные политические партии будут конкурировать на политическом поле. Главное, чтобы правила были постоянными и всеми соблюдались. Тогда получим динамику развития. Если этого не будет, то, конечно, будут большие издержки, которые могут привести к  возникновению больших проблем, кризису.

    Мы должны использовать наш внутренний  потенциал, а он у нас огромный. Удивительно, если подойти с точки зрения классической экономики,  что при таком отрицательном торговом балансе  мы умудряемся удерживать курс национальной валюты на достаточно стабильном уровне. Это вообще-то нонсенс.  Но факт говорит о том, что у нас есть валютная подпитка, которая не учитывается в официальной статистике. Причем это очень большая сумма,  которая  удерживает сом на плаву. С другой стороны,  у нас товарное обеспечение на довольно высоком уровне, из-за чего нацвалюта востребованна.

    При девальвации деньги превращаются в бумагу, а у нас сегодня твердая валюта, значит, есть товарный запас - все это свидетельствует о том, что в экономике есть определенная стабильность. Главное сейчас - проанализировать все это, отойти от всяких политических моментов и сосредоточиться на экономике. Расставить правильно акценты, дать импульсы, сигналы, которые ждет бизнес. 

    - Если политической стабильности ближайшие год-полтора не дождемся, можем выкарабкаться без донорской помощи?

    - Нет, к сожалению, мы сейчас нуждаемся в определенной поддержке. В том числе и в инвестициях.  На самом деле не надо бояться, что увеличивается внешний долг. В принципе, у нас очень большая зависимость от теневой экономики, которая составляет уже больше 50 процентов всей экономики. Но это говорит и о том, что у Кыргызстана есть колоссальные возможности для роста. И если все это обнажить, создать нормальные условия и легализовать бизнес, то, конечно же,  получим мощный потенциал ресурсов для дальнейшего роста. И внешние инвесторы это непременно оценят.  Как только создадим нормальные условия, капитал придет в страну, а те деньги, которые сейчас получаем, мы  вернем. Сравните бюджет 2000 года - всего каких-то 150 миллионов долларов, а сейчас - уже 1,5 миллиарда. В десять раз больше. Это о чем-то говорит?

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/33725/


Распечатать: Темир Сариев: Главное — научиться работать в команде РаспечататьОставить комментарий: Темир Сариев: Главное — научиться работать в команде Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Темир Сариев: Главное — научиться работать в команде Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007