Распечатать: Таможня без серых схем РаспечататьОставить комментарий: Таможня без серых схем Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Таможня без серых схем Посмотреть комментарии

17 сентября 2010

ПУЛЬС НЕДЕЛИ

Таможня без серых схем

    После апрельских событий первый заместитель председателя временного правительства Алмазбек Атамбаев сделал громкое заявление: таможня под его кураторством должна будет собирать вдвое больше платежей, чем раньше.

    Но не за счет раздевания предпринимателей догола, а избавляясь добровольно от серых схем (всевозможные варианты ухода от уплаты налогов). Тогда такое громкое обещание смахивало если не на мальчишеское хвастовство,  то на откровенный популизм политика.

    Как много возможностей у границы

    - С какого перепуга приграничные фискалы добровольно откажутся от сборов в свой карман? Да им в этом те, кто сегодня у власти, не позволят, - сразу подумали граждане, которым приходилось или приходится иметь дело с этой категорией современных мытарей.

    Но дальнейшие события, а точнее, отчеты Нацстаткома и Государственной таможенной службы (ГТС), если им верить, показали, что в принципе, такое возможно, даже при условии, что кыргызский бизнес не совсем оправился от очередной народной революции, взбаламутившей страну. При том что соседи подставили подножки, в одностороннем порядке закрыв границы, остановив грузопоток, и тем самым парализовав торговые операции. Узбекистан запретил какое-либо передвижение на своих участках 7 апреля и держит границу на замке до сих пор. Казахстан почти полтора месяца не пропускал грузы в нашу страну и из нее, вынуждая ВП вести каждодневные переговоры. Три недели апреля не было поступлений импорта из Китая через таможенно-пограничный пункт "Торугарт".

    Естественно, что все это негативно влияло на деловую активность: экспортеры и импортеры пребывали в растерянности после бесчинств мародеров и попыток рейдерских захватов, раздумывая, стоит ли дальше продолжать бизнес. Надо признать, что ситуация не разрешена окончательно, и некоторые предприниматели до сих пор находятся в таком подвешенном состоянии, опасаясь за свои инвестиции.

    Сложное политическое положение могло спровоцировать социальное недовольство, если бы правительство перестало выполнять свои обязательства по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, пособий и пенсий. Госказна требовала постоянного пополнения.

    Несмотря на последствия массовых волнений и беспорядков, первые два месяца ГТС справлялась со своей усложненной задачей, однако за ними последовали июньские события на юге республики, негативно сказавшиеся на состоянии всей экономики. Но тем не менее за семь месяцев текущего года темп роста сборов составил 107,4 процента.

    При этом особо стоит отметить работу таможни "Манас", куда переместился основной грузопоток. На этом участке сборы увеличились на 56,3 миллиона, или на 23,7 процента. Интенсивный рост платежей - на 47 миллионов сомов - произошел после апрельских событий. Все эти цифры говорят о том, что таможня стала работать чище, и у нее немало скрытых резервов, завуалированных под серые схемы.

    Кстати, глава таможенной службы Кубанычбек Кулматов открыто это признал. Более того, он заявил, что они есть до сих пор и от них не так-то легко избавиться, потому что там - наверху - они всегда кому-то выгодны. Не случайно за влияние над таможней власть имущие во все времена суверенности Кыргызстана вели ожесточенную борьбу.

    - Вы полагаете, таможенники сами придумали все эти схемы? Они были вынуждены работать по таким правилам, потому что их к этому вынуждала сама система, - уверен Кулматов.

    На вопрос, в чем секрет борьбы с серыми схемами, он ответил коротко: "В правильном администрировании". В переводе с языка фискалов это означает: кто раньше не платил, сейчас платит. Иначе откуда взяться сверхплановым процентам при нашей безнадежной экономике?

    Все дороги ведут к "единому окну"

    О необходимости использования в деятельности таможни новых современных методов и технологий, максимально исключающих физические контакты чиновников с предпринимателями и делающих работу ГТС в глазах общественности прозрачной, понятной, а правила простыми, говорилось много. В последние два года наконец-то от слов перешли к делу.

    В настоящее время здесь идет внедрение принципа "единого окна". Таможенная служба очень заинтересована в реализации проекта, финансируемого Германским центром по техническому содействию (ГТЦ) и основным донором - АБР. Внедрение новой системы позволит осуществлять информационный обмен между государственными органами в части разрешительной деятельности.

    Главная цель "единого окна" в сфере внешней торговли - оптимизация административных процедур и снижение барьеров при подготовке необходимых для таможенного оформления документов с помощью создания единого пропускного пункта. Это позволит экономить время, средства не только предпринимателей, но и госструктур, избавит людей от лишней бумажной волокиты и ненужных хождений по кабинетам чиновников.

    - Сейчас идет отработка информационных систем таможни и "единого окна", - рассказал Кубанычбек Кулматов. - Уже установлено компьютерное оборудование в шести ведомствах и программа для пилотного проекта. В сентябре должны приступить к работе операторы системы "единого окна" на пункте пропуска "Ак-Жол" и "Бизнестранссервис", через которые проходит значительное количество грузов. У нас есть возможность на практике убедиться, насколько новая система эффективнее старых методов.

    Безопасность грузов доверили электронике

    Сопровождение товаров и грузов сотрудниками ГТС уходит в прошлое. Это, как говорят таможенники, относится уже к разряду архаичных технологий контроля. Как признаются они, у него есть ряд недостатков: во-первых, командировки сотрудников довольно затратное дело, во-вторых, такое сопровождение малоэффективно, в-третьих, способствует росту коррупции.

    Отказ от дедовских методов, их замена на электронный способ таможенного контроля, а именно, использование спутниковой навигационной системы GPS, позволяющей в режиме реального времени отследить весь маршрут грузовика с товаром от пункта погрузки до пункта назначения.

    В начале месяца глобальная система была опробована на дороге Торугарт - Бишкек, и первые опыты показали все преимущество современной техники. В скором времени ГТС планирует использовать спутниковую навигационную систему и на других маршрутах, потому что безопасность грузовых перевозок была и остается одной из приоритетных задач таможни. Начиная с апреля, заверяет руководство ведомства, таможенники не допустили ни одного случая грабежа или мародерства при перевозке грузов от границы до места назначения.

    "Манас" - воздушная граница страны

        После апрельских событий таможенный пост в международном аэропорту "Манас" работал с удвоенной нагрузкой. В связи с закрытием наземных границ увеличился грузовой и пассажирский поток через воздушные ворота страны.

    За 7 месяцев текущего года внешнеторговый оборот через таможню "Манас" составил почти 160 миллионов долларов, или 7 процентов от общего объема торговли. Из них объем экспорта - более 52 миллионов сомов, импорта - в два раза больше.

    Это не могло не сказаться на таможенных поступлениях - они увеличились на 23,7 процента и вплотную приблизились к 300 миллионам сомов. При этом стоит напомнить, что ставка НДС - основного налога, собираемого таможней, с прошлого года составляет 12, а не 20 процентов.

    Новая метла разгребает мусор

    Про таможенников народ придумал массу анекдотов. Сами фискалы на досуге любят их рассказывать. Однако тем бизнесменам, кому приходится с ними иметь дело на границе, не до смеха. Встречаются среди них экземпляры с такими загребущими руками, что за державу становится обидно. Не случайно во всех отчетах по исследованию коррупции таможенники традиционно на высоте - в лидерах.

    Очищение в рядах ГТС, если такое время от времени проводится, всегда проходит болезненно. Каждое место, даже рядового сотрудника, что скрывать, проплачено десятками тысяч долларов. Кто-то сполна вернул "инвестиции" в должность, а кто-то не успел осмотреться на хлебном месте, а ему уже указали на дверь. Конечно, такой просто так свои кровные не отдаст и подключит известные всем рычаги - телефонное право, родственников в эшелонах власти, подкуп и даже шантаж.

    С приходом нового руководства к рулю таможни здесь с разными формулировками были уволены 44 сотрудника. Из них по результатам аттестации и "по отрицательным мотивам" - 10. Однако здесь даже такая безобидная запись в трудовой книжке, как "уволен по собственному желанию", вовсе не значит добрую волю человека, решившего сменить работу. Как правило, из ГТС просто так не уходят...

    Если за весь прошлый год было проведено 27 служебных расследований, то в текущем - уже 62. Замечания и выговоры получили 57 сотрудников, в то время как в 2009-м - 34. Больше стало предупреждений о служебном несоответствии, понижений в должности. В следственный отдел таможни для рассмотрения передано 8 дел, что раньше не практиковалось.

    Между тем

    Бизнес-сообщество довольно лояльно оценивает усилия начальства ГТС. Вопрос: надолго ли хватит трудового энтузиазма у самих фискалов и желания новых властей проводить реформы не на словах, а на деле? К тому же выборы на носу. Неизвестно, чья возьмет, кому доверят на границах собирать платежи. И главное, в чей карман.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/33383/


Распечатать: Таможня без серых схем РаспечататьОставить комментарий: Таможня без серых схем Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Таможня без серых схем Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007