Распечатать: Когда в иждивенцах целая страна РаспечататьОставить комментарий: Когда в иждивенцах целая страна Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Когда в иждивенцах целая страна Посмотреть комментарии

26 августа 2010

ПУЛЬС НЕДЕЛИ

Когда в иждивенцах целая страна

Еще со времен первого президента в кыргызском правительстве прописалась каста экспертов, поднаторевшая на создании различных стратегий и программ - этакие белодомовские сочинители. Под любые проекты они могут выдать такое обоснование, что ни один грантодатель не устоит и тут же раскошелится. На прошлой неделе был обнародован очередной такой эпохальный труд - антикризисный план, подготовленный по заказу то ли технического, то ли временного правительства, а может быть, это был плод совместного мозгового штурма. Но документ ввиду форс-мажорных обстоятельств тут же был утвержден теми, кто его, по сути, и инициировал. 

Итак, какие же адекватные меры предлагают две временные ветви исполнительной власти для обеспечения социально-экономической стабильности, которой у нас нет, и, более того, не предвидится в ближайшие несколько лет?

    Авторы программного документа предлагают решить две задачи. Первая касается "обеспечения стабильного функционирования государства и снижения социальной напряженности, включая вопрос обеспечения жильем жителей пострадавших южных регионов до наступления зимы". Если этого удастся достигнуть, то следует приступить к второй фазе плана - к "выполнению мер, способствующих выходу на среднесрочный экономический рост".

    На реализацию намеченных задач потребуется без малого 1,2 миллиарда долларов. Именно столько, сколько запрашивали нынешние власти у международного донорского сообщества, и, надо признать, добились своего. Правда, пока только на словах.

    Из этой огромной суммы на реализацию первого этапа плана нужно 550-600 миллионов и еще 650-700 миллионов, чтобы окончательно забыть о кризисе. При этом правительство не пожалело и прибавило еще 100 миллионов долларов для страховки на случай, если 1,2 миллиарда не хватит.

    На решение каких проблем и угроз правительству нужно так много заемных средств? Дело в том, что вся антикризисная программа, а еще ее с полным правом можно назвать иждивенческой, построена в основном с расчетом на иностранные вливания. В ней практически нет намека на попытки выхода из трудной ситуации собственными силами и мобилизацию населения на спасение страны, которая балансирует на краю пропасти. Достаточно еще одного внешнего или внутреннего шока, чтобы спровоцировать наше падение.

    Посудите сами, правительство за счет внешних заимствований хочет решить не только проблемы, связанные с обеспечением устойчивости бюджета, но и энергетической, общественной, продовольственной безопасности. На первом плане у него - ликвидация последствий апрельских, майских и июньских событий. Это обустройство быта беженцев и погорельцев, жертв мародеров, выплата компенсаций пострадавшим.

    Никаких денег из бюджета не хватит только на одну эту статью расходов. Потому что одни потеряли близких в тех событиях, другие бизнес, третьи - имущество, а четвертые - все вышеперечисленное. До сих пор власти частично компенсировали ущерб лишь жертвам апрельских событий, однако после них были разрушительные конфликты в Джалал- Абаде, Ошской области.

    В этих двух регионах только-только начато строительство многоквартирных домов. Даже если строители будут круглые сутки без перерыва и при условии бесперебойного снабжения стройматериалами и финансирования возводить жилье, они не обеспечат всех нуждающихся крышей над головой. Уже сейчас на юге заметно выросли цены на цемент, кирпич, шифер.

    Еще один трудный вопрос, на который предстоит ответить правительству: какой размер компенсации получат пострадавшие на юге страны. По миллиону, 100 тысяч сомов? Как оно вообще оценивает уровень человеческих и материальных потерь после апреля? Оно создало прецедент, выдав одним по миллиону сомов и пообещав квартиры в Бишкеке. Теперь на это будут ориентироваться и другие.

    Чтобы не дразнить общество, правительству необходимо выполнять социальные обязательства - вовремя платить зарплату работникам бюджетной сферы, пенсии, пособия. При этом попутно обещать им повысить выплаты - вместо разъяснений, что нужно потуже затянуть ремни, потому что в казне нет денег.

    Но правда нынче не популярна - лучше пообещать населению и донорам с три короба. Первым посулить лучшую жизнь, чтобы не буянили, вторым - на их деньги обеспечить лучшую жизнь первым.

    Поэтому и не боится правительство растущего дефицита бюджета, пихая в расходную часть все подряд в надежде, что международное сообщество в порыве жалости и сочувствия этого не заметит. ТП уже призналось, что все внутренние источники покрытия дефицита исчерпаны и в то же время ожидается рост расходной части. По оценке экспертов, этот показатель по сравнению с началом года вырастет более чем в 2,5 раза и достигнет 619 миллионов долларов, или 13,5 процента ВВП к концу 2010-го. По мнению независимых экспертов, стоит ожидать даже большего разрыва между доходами и расходами.

    Ведь кроме реабилитации пострадавших районов нам нужны деньги на подготовку к зиме, поддержку агропромышленного комплекса, продовольственную безопасность, реформы в энергетике, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, стабилизацию банковского сектора и т. д. В итоге мы на доноров хотим повесить все свои годами копившиеся проблемы, включая компенсации за снижение тарифов на энергоносители.

    Можно сказать, без тени стыда правительство включило в список необходимых вещей даже компьютеризацию министерств и ведомств, как в какой-то захудалой африканской стране. Причем заложило на это, вдумайтесь, 5 миллионов долларов! Да за такие деньги можно каждого кыргызстанца обеспечить не только компьютером, но и ноутбуком, принтером. К тому же замечу, что практически все структуры правительства в разные годы через международные проекты были обеспечены новейшим оборудованием и программным обеспечением.

    Этот пример планирования расходов красноречивее всяких слов показывает, что революции и смена режимов совсем не отразились на существовавших все эти годы иждивенческих настроениях политических элит и их желании и в дальнейшем паразитировать на внешней помощи. Согласитесь, так управлять страной и ее ресурсами могут только несостоявшиеся политические режимы.

    Второй этап, согласно антикризисному плану, затрагивает два последующих года. Потребуются все те же меры, что и в первой фазе, и почти столько же средств на вышеперечисленные нужды.

    Антикризисная программа (уж какая по счету!) вызывает недоумение и ряд вопросов. Увязана ли она с текущим бюджетом, где должны быть заложены все старые и новые расходы? Зачем тогда нужен этот злополучный бюджет, куда вносятся коррективы по ходу его исполнения, если закон необходимо дублировать отдельным планом, даже если он носит такое важное определение, как антикризисный? Это похоже на подмену закона подзаконными актами, что обычно любят предпринимать наши чиновники.

    Похоже, что наскоро слепленный документ требовался для самоутверждения временного и технического правительств, нежели для пользы дела. 

Между тем

В ближайшие два года Кыргызской Республике предстоит выплатить 145 миллионов долларов по основной сумме и процентам по внешним займам.

    Проблемы внешнего долга усугубляют риски в сфере обеспечения финансовой устойчивости государства, поэтому необходимы реструктуризация и списание долгов или обмен на восстановление социальной и коммуникационной инфраструктуры на юге республики.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/33197/


Распечатать: Когда в иждивенцах целая страна РаспечататьОставить комментарий: Когда в иждивенцах целая страна Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Когда в иждивенцах целая страна Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007