Распечатать: Валерий Крайнов: В театре живут привидения РаспечататьОставить комментарий: Валерий Крайнов: В театре живут привидения Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Валерий Крайнов: В театре живут привидения Посмотреть комментарии

21 мая 2010

ПЕРСОНЫ

Валерий Крайнов: В театре живут привидения

    Валерий Крайнов, актер Национального русского драматического театра им.Ч.Айтматова, чрезвычайно занятой человек. Он играет почти во всех репертуарных спектаклях, репетирует в новых постановках, успевает сниматься в кино и рекламных роликах, а еще преподает в Институте искусств им. Бейшеналиевой и в модельном агентстве - учит длинноногих красавиц актерскому мастерству. Крайнов - яркий актер, да еще и везунчик. Ему достаются, как правило, заметные характерные роли. Однако за внешностью балагура и баловня судьбы скрывается вдумчивый, много работающий человек.

    Фаталист и немножко Бог

        В детстве Валерий не мечтал о театре. Он собирался стать "серьезным" специалистом - инженером. Поступил во Фрунзенский политехнический институт. А потом судьба сделала свой выбор за него. Первокурсник Крайнов расстался с любимой девушкой и обнаружил, что у него слишком много свободного времени. Слоняясь по коридорам родного вуза, набрел на театральную студию. Так там и остался до конца учебы. Руководил студенческим коллективом замечательный театральный режиссер и педагог Геннадий Кириллов. Студенты ставили небольшие пьесы.

    Но и тогда Крайнов еще не понял, что театр в его жизни навсегда. Он оканчивает вуз, получает диплом инженера и начинает работать по специальности. Но тяга к  театру оказалась сильнее. Валерий продолжает совершенствовать актерское мастерство в студии "Версия", которую открыл Геннадий Кириллов.

    - Геннадий Дмитриевич уникальный педагог. У него интересная творческая судьба - учился в московском ГИТИСе у великого режиссера Андрея Гончарова, окончил Высшие режиссерские курсы, возглавлял театр в Омске, стажировался в "Ленкоме" у Марка Захарова. А в 1980 году был назначен главным режиссером драмтеатра им. Крупской у нас во Фрунзе, но, говорят, одна из его постановок не понравилась цензорам, и он ушел с этого поста. Геннадий Дмитриевич умел собрать вокруг себя талантливую молодежь. Сначала он организовал театральный класс при одной из городских школ, а в 1993 году в только что открывшемся КРСУ также возникла студия под его руководством, - рассказывает про своего учителя Валерий, который с гордостью называет себя кирилловцем. - Мы ставили довольно известные спектакли: "Тартюф", "Свадьба", "Утиная охота", "Вишневый сад". Сценическую речь нам преподавала заслуженная артистка КР Зинаида Петренко.

    Ставя спектакль "Свадьба" по комедии Зощенко, студийцы решили пойти на эксперимент. Жениха играла девушка, а роль невесты доверили Валерию. Его невеста была жеманная красавица.

    - Это был интереснейший опыт сценического перевоплощения. Не случайно Калягин говорил, что актер обязательно должен иметь в своем репертуаре хотя бы одну женскую роль, - говорит Крайнов.

    Кириллов воспитал множество знаменитых и талантливых актеров. Многие разъехались по странам СНГ, некоторые играли на сцене нашего русского драматического театра. Зрители наверняка знают Анжелику Васильченко, Богдана Степанюка, Евгения Лященко.

    - Я фаталист, верю в судьбоносные встречи. Я сразу понял, что театр навсегда останется в моей жизни. Пробовал поступить в труппу русского театра еще при режиссере Владиславе Пази, но тот уже собирался уезжать обратно в Питер и не взял нас, оставил рекомендации для следующего главного режиссера, которым стал Владимир Скоропись. Именно он нас с Богданом Степанюком принял в труппу. Перед этим состоялся серьезный разговор в его кабинете. Скоропись спрашивал, понимаем ли мы, что актеры получают мало. Я все понимал. И не жалею о сделанном выборе. У меня никогда не возникало желания бросить сцену. Кто попадает в театр, редко уходит. Те, кто ушел из актерской профессии, рано или поздно начинают испытывать желание вернуться. Хотя профессия не приносит денег, в ней все же есть какой-то манок. Кто-то работает ради славы, популярности. Я понял, что играю ради того, чтобы почувствовать себя немножко Богом. Захочу - зал засмеется, а захочу - он заплачет.

    - Неужели слава не имеет для вас значения?

    - Славу не люблю. Первое время очень напрягало, когда узнавали на улице. Потом привык, но все равно чувствую внутренний дискомфорт. Кстати, меня чаще стали узнавать после выхода рекламного ролика с моим участием. Забавно, что большинство людей не могут припомнить, откуда меня знают, просто видят знакомое лицо и реагируют. Подходят, здороваются, спрашивают, как дела, хотя на самом деле понятия не имеют, кто я. Сейчас стал проще к этому относиться. Хочу перейти от актерства к режиссуре.

    Люди с расшатанной психикой

    - В народе давно ходят легенды о здании русского театра. Поговаривают, что в нем есть нечто мистическое.

    - Привидение есть - это точно. Я его не видел, но слышал. Надо дождаться, когда здание опустеет. И на самом верху, где крепятся декорации, его можно услышать. Я уловил нечто похожее на шелест крыльев и звон. Причем звуки весьма странные, неподдающиеся логике. В моем случае это было доброе привидение, потому что я не испытал страха. В театре много выплесков энергии, вполне возможно, что-то материализовалось. Вообще у актеров много интересных примет и суеверий. Например, уронил текст роли во время репетиции - обязательно надо сесть на этот листок. Если найдешь гвоздь на сцене - это к новой роли, чем больше гвоздь, тем больше роль.

    - Актерская работа много сил забирает?

    - По сути, актеры - это люди с расшатанной психикой. Высоцкий однажды блистательно сформулировал, что поэты ходят по лезвию ножа и режут в кровь свои больные души. То же самое можно сказать и про артистов. Они, как дети: сейчас плачет, а через мгновение смеется. Один человек на сцене должен заставить зрительный зал в 600 человек поверить ему. Происходит нечто похожее на сеанс Кашпировского или Чумака. Ты должен заставить зрителя поверить, что ты любишь, ненавидишь, боишься. Для этого нужны огромные эмоциональные и физические затраты. Неудивительно, что актеры ищут способ восполнить свою энергетику, восстановиться. Кто-то пьет, кто-то пишет картины, стихи.

    - У вас есть любимые актеры?

    - Мне нравятся представители старой школы. Олег Янковский, Андрей Миронов, Евгений Леонов. А из западных - АльПачино, Роберт Де Ниро, Джек Николсон. Я не знаю, какой я актер, но мне кажется, я чувствую талантливых людей.

    - Многие считают, что театр - искусство вчерашнего дня, будущее - за кино.

    - Я не согласен. Кино обладает большими техническими возможностями, компьютерной графикой. Можно снимать большие эпохальные фильмы, такие как у Никиты Михалкова. Это впечатляет. Вот уже появились фильмы в формате 3D с объемным изображением. Но все-таки кино - искусство не живое. Поэтому театр никогда не умрет. Даже в США полно маленьких самодеятельных студий, где в качестве актеров выступают официанты и таксисты. А многие голливудские знаменитости на собственные деньги ставят постановки, чтобы доказать, что они чего-то стоят как актеры. У нас со времен Союза существует сильный и профессиональный театр благодаря тому, что государство поддерживало драматическое искусство. Сейчас господдержка мизерная. Поэтому театры вынуждены ставить больше коммерческих постановок. Люди любят ходить на комедии.

    - Кого интереснее играть, отрицательных или положительных персонажей?

    - Согласен, что нет маленьких ролей, есть плохие актеры. Большая роль дает больше возможностей исправиться, если допустил ошибку, темп потерял, а короткая роль не терпит фальши. Поэтому над каждой ролью начинаю работу с чистого листа. Не беру готовые заготовки, ищу индивидуальную яркую характеристику. Мне интереснее работать с характерными образами - здесь нужно много красок. Конечно, есть свои сложности и в воплощении образа чистого героя. Хотя, если задуматься, я никогда не играл лирического положительного героя. Все чаще мне достаются роли тиранов или прощелыг. А что касается отрицательных персонажей, для того, чтобы характер получился убедительным, нужно найти его положительную нить. Кто-то заметил, что если человек играет негодяя на сцене, то в жизни он может быть порядочнейшим человеком. На сцене раскрывается то, чего не хватает в жизни. В подсознании идет постоянный процесс работы над ролью, часто вскакиваю среди ночи. Если посещает мысль, сразу ее записываю.

    Другая профессия

    - Почему решили стать режиссером?

    - Мои наставники, да и сам я замечал, что у меня режиссерский взгляд. Еще со студенческой скамьи, когда мы ставили небольшие этюды. Но серьезно о этой специальности меня заставил задуматься Владислав Пази, когда мы с гастролями привезли в Москву постановку "Борис Годунов". Я все время старался высказать свое видение той или иной сцены. Владислав Борисович внимательно выслушивал все предложения. И даже одно из них ввел в спектакль. И тогда же он меня спросил, не хотел бы я поступить на режиссерский факультет. Именно Пази сказал, что мне обязательно нужно учиться режиссерскому делу. По семейным обстоятельствам не мог уехать учиться в Москву или Питер. И, к своему стыду, несерьезно относился к нашему Институту искусств им. Бейшеналиевой. Оказывается, ошибался. У нас есть сильные педагоги, я это понял, когда все-таки поступил на режиссуру.

    - А ваших актерских познаний для самостоятельных постановок недостаточно?

    - Режиссер - абсолютно другая профессия. Еще Товстоногов говорил, что она сильно граничит с дилетантизмом. Любой человек с улицы может прийти и расставить актеров на сцене. Но только режиссер сделает спектакль правильно. Этот взгляд с той стороны рампы отличается от актерского. Сейчас я наконец-то перестал лезть к режиссерам со своими предложениями, стал как-то ревностно относиться к собственным идеям, берегу свои находки, которые еще мне пригодятся в работе.

    - Есть мечта-постановка?

    - Я бы поставил "Гамлета", а еще хотелось бы поставить "Служанок" Жана Жене. Это театр абсурда. Режиссер должен пробовать себя в разных жанрах.

    - Политические события как-то отразились на вашей работе?

    - Конечно. Люди стали меньше ходить в театр. Но что мы можем сделать в этой ситуации? Поэтому продолжаем работать. Если даже три человека найдут для себя что-то в спектакле, значит, мы работаем не зря.

Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/32277/


Распечатать: Валерий Крайнов: В театре живут привидения РаспечататьОставить комментарий: Валерий Крайнов: В театре живут привидения Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Валерий Крайнов: В театре живут привидения Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007